Психологическое восприятие времени, движения и пространства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель - подробное изучение психологических особенностей процесса восприятия и его видов.
Задачи – дать исторический обзор научного исследования проблем
восприятия;
– определить, что из себя представляет восприятие в целом, как
психически познавательный процесс;
– проанализировать особенности восприятия времени, движения
и пространства.

Содержание

Введение
Глава I. Исторический обзор исследований проблем восприятия в психологии...4
1.1. Гештальтпсихология……………………………………………………4
1.2. Исследования психологии восприятия в 20 веке……………………..6
Глава II. Общая характеристика восприятия……………………………………….9
2.1. Психические процессы и их связь с деятельностью…………………9
2.2. Общие сведения о восприятии……………………………………….12
2.3. Основные свойства и виды восприятия……………………………..16
Глава III. Психологическое восприятие времени, движения, пространства……20
3.1. Восприятие времени…………………………………………………..20
3.2. Восприятие пространства…………………………………………….24
3.3. Восприятие движения. ……………………………………………….28
Заключение ………………………………………………………………………….31
Список источников литературы…………………………………………………....33

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

Восприятие  движения является, по Вертгеймеру, специфическим  переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Если имеются 2 последовательных восприятия объекта  в различных положениях, то переживание  движения не складывается из этих 2 ощущений, но соединяет их, находясь между  ними. Это переживание движения Вертгеймер называет фи-феномен, — оно не есть результат движения глаз. В стробоскопических иллюзиях последовательные образы могут дать впечатление лишь об определенных положениях предмета, но они не объясняют, почему воспринимается переход предмета из одной фазы в другую.

С позиций  гештальтпсихологии было проведено  несколько специальных работ  о восприятии движения. С позиций  гештальтпсихологии движущимися воспринимаются те объекты, которые явно локализуются на некотором другом объекте: двигается  фигура, а не фон, на котором фигура воспринимается. Так, при фиксации луны среди облаков, она воспринимается движущейся. Ими было показано, что  из 2 предметов движущимся обычно кажется меньший. Движущимся также кажется тот предмет, который в течение опыта претерпевает наибольшие количественные или качественные изменения. Но исследования представителей гештальтпсихологии не вскрыли сущности восприятия движения. Основным принципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации в объективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.

В восприятии движений отражаются различные их особенности  и свойства, из которых наибольшее значение имеют следующие:

1. Характер  движения — сгибание, разгибание, выпрямление, отталкивание, подтягивание  и т. д.

2. Форма  движения — прямолинейное или  криволинейное (круговое, дугообразное) движение.

3. Амплитуда  (размах) движения—полная или неполная.

4. Направление  движения — направо, налево, вверх,  вниз и т. д.

5. Продолжительность  движения — краткое или длительное  движение.

6. Скорость  движения — быстрое или медленное  движение (при циклических движениях  — быстрый или медленный темп).

7. Ускорение  движения — равномерное, замедляющееся,  ускоряющееся, плавное, прерывистое  движение.

Восприятие  как целого движения, так и составляющих его элементов осуществляется с  помощью согласованной деятельности различных анализаторов: зрительного, мышечно-двигатель-ного, вестибулярного и др.

 

 

Заключение

Восприятие – процесс  активный. Направляясь первоначально  только внешними воздействиями, деятельность человека постепенно начинает регулироваться образами. Восприятие развивается в  оптимальных условиях: когда взаимодействие со средой качественно разнообразно и количественно достаточно, тогда  организуются полноценные способы  анализа объекта и синтезируются  системы признаков для построения адекватных образов внешней среды. Недостаточность в раздражителях  и тем более информативный  голод не позволяют восприятию выполнять  свои функции и обеспечивать правильную и надежную для нас ориентировку во внешней среде.

На протяжении 20 века много  психологов провели исследования в  области восприятия. Каждый из них  выявил что-то новое или подтвердил уже известное. Это такие психологи  как Г. Фолькет, Келер, Катц, Гельб  и Гольдштейн и др.  

Основные свойства образа – константность, предметность, целостность, обобщенность – свидетельствуют  об определенной независимости его  от изменения условий восприятия в конкретных пределах.

Любой вид восприятия имеет  большое значение для человека. Мы можем полагаться на сформированные у нас навыки и способы восприятия исключительно в рамках тех условий, в которых они вырабатывались, то есть допустимо рассчитывать на адекватность, точность и надежность нашего восприятия, только находясь в привычной среде обитания. За ее пределами будут возникать закономерные ошибки восприятия.

Представление о времени, пространстве и движении изменялось в зависимости от исторического периода, культуры, религии, развития физики, биологии, психологии и других наук. Время существует объективно, оно касается всех существ, всех предметов и явлений. Вне времени существование мира невозможно. Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Пространство несет в себе не только физические представления, но и глубочайший человеческий смысл. Для человека пространство всегда выступает прежде всего как некоторое индивидуальное пространство. Восприятие движения является специфическим переживанием, отличным от восприятия самих движущихся предметов. Всякое движение представляет собой совершающийся во времени процесс перемещения движущегося тела в пространстве.

Таким образом, восприятие –  это важный психический процесс,  с которым человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Так же это  единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас. Восприятие лежит в основе всей человеческой деятельности. Ни одна деятельность не проходит без восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 Список литературы

1. Анцыферова, Л.И. Категория развития в психологии. – М.: Наука, 1988.

2. Ахундов, М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы.– М.: Наука,1982.

3. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. – М.: Пед. общество России, 1999.

4.  Гайденко, П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке.– М.: Прогресс-традиция, 2006.

5. Головаха, Е.И. Понятие психологического времени.– М.: Наука, 1988.

6. Грановская.  Р.М. Элементы практической психологии.– СПб.: Свет, 2000.

7. Джемс, У. Психология.– М.: Педагогика, 1991.

8. Ершов, А.А. Время. – СПб.: СПбГУАП, 2000.

9. Каничева, Р.А. Влияние цвета на влияние размера. Под ред. Б.Г. Ананьева.- Л.: 1939.

9. Ковалев, В.И. Категория времени в психологии. – М.: Наука, 1988.

10. Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999.

11. Леонов, А.А. Восприятие пространства и времени в космосе. – М.:Наука, 1968.

12. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2006.

13. Маклаков А.Г. Общая  психологии. – СПб.: Питер, 2000.

14. Немов Р.С.  Психология. Учеб. Для студентов высш. Пед. заведений. – М.: ВЛАДОС, 1997.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер, 1999.

16. Шемякин Ф.Н. К психологии пространственных представлений.- М.: 1940, Т1

 

 

 


Информация о работе Психологическое восприятие времени, движения и пространства