Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;
- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.
- анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3

Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания

1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях………………………...……………………………………………...5

1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10

1.3. Основные составляющие и структура самосознания……….……………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология1.docx

— 51.89 Кб (Скачать файл)

 

 

Факультет психологии

 

 

 

 

Курсовая работа

 

на тему:

 

«Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека»

 

 

 

 

                                                                                               Выполнил студент                         курса

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

Москва 2011

    Оглавление                                                                                                        Стр.

 

Введение………………………………………………………………...................3

 

Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания

 

1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных  концепциях………………………...……………………………………………...5

 

1.2. Этапы формирования, процесс  становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10

 

1.3. Основные составляющие  и структура самосознания……….……………………………………………………………15

 

Заключение………………………………………………………………………21

 

Список используемых источников……………………………………………..23  
    Введение

   

    Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. Она широко обсуждается в рамках отечественных и зарубежных психологических исследований. Изучение структуры самосознания, динамики его развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности в онтогенезе.

    Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

    Этот процесс  ее переосмысления, проходящий через  всю жизнь человека, образует  самое сокровенное и основное  содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его деятельности  и внутренний смысл тех задач,  которые он разрешает в жизни.

      Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значением самосознания следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

    Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.     

    Проблеме самосознания посвящено значительное число работ, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Этим вопросом занимались

4

такие выдающиеся деятели  отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова, А.Г. Спиркин и др.   

    В зарубежной психологии проблематике самосознания посвящены работы У. Джеймса, К. Роджерса, Р. Бернса и многих других выдающихся ученых.

    Объект исследования: самосознание человека.

Предмет исследования: психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека.

Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.

Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.

    Задачи исследования:

- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;

- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.

 - анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».

    Методы исследования: для решения поставленных задач и проверки исходной гипотезы был использован комплекс адекватных объекту и предмету методов – анализ литературы, наблюдения.

 

 

 

   

 

 

 

 

    Глава 1. Теоретическое исследование процесса становления и развития самосознания

   

   1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях

   

    Самосознание относится к числу важнейших явлений психики. На сегодняшний день в интерпретации указанного психологического явления отсутствует концептуальное единство, что обусловлено как сложностью феномена самосознания, так и трудностями обобщения и приведения к единому знаменателю существующих в науке концепций самосознания.

    В целом сегодня  под самосознанием понимается  осознание человеком себя как  индивидуальности, осознание своих  действий, чувств, мыслей, мотивов поведения,  интересов, своего положения в  обществе. Это целостная оценка  самого себя как деятеля, как  чувствующего и мыслящего существа, которая является необходимым  условием становления личности.

    На сегодняшний  день существует многообразие  подходов к понятию самосознания  в исследованиях отечественной  и зарубежной психологии.

  В литературе используется множество самых разнообразных терминов: «самсознание», «я», «я-концепция», «представление о себе», «отношение к себе», «самооценка», «образ Я» и т.п. Авторы ряда работ пытались соотнести понятия, упорядочить терминологическое поле проблемы.

    Понятие «самосознание»  используется, как родовое, для  обозначения всей области в  целом, включая, как процессуальные, так и структурные характеристики. Термины «самосознание», «представление  о себе» применяются для описания  когнитивной стороны самосознания, знание человека о себе. Эмоциональная  сторона самосознания описывается  с помощью терминов «отношение  к себе» и «самооценка». «Образ  Я»  рассматривается, как структурное  образование самосознания, своего  рода «итоговый продукт»

 

6

неразрывной деятельности трех его сторон – когнитивной, эмоциональной  и регуляторной. [2].

    Наибольший интерес  у отечественных психологов вызывает  проблема возникновения самосознания, его структура и уровневая  организация. И.И.Чеснокова (1977г.) предлагает различать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходит соотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит в рамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некое качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя. Соответствующими внутренними приемами самосознания являются преимущественно самовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесения знаний о себе происходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человек оперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными, полученными уже в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфического внутреннего приема самосознания указывается самоанализ и самоосмысление. На этом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которую он реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требований. Высшего развития самосознание на втором уровне достигает при формировании жизненных планов и целей. Своей общественной ценности, собственного достоинства. [3]

    И.С. Кон несколько  иначе формулирует уровневую  концепцию образа «Я». Образ «Я» понимается, как установочная система; установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и, производным от первых двух, поведенческим. Нижний уровень образа «Я» составляют «неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных

7

свойств и качеств; затем  эти частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и сам этот образ «Я» вписывается  в общую систему ценностных ориентацией  личности, связанных с осознанием его целей своей жизнедеятельности  и средств, необходимых для достижения этих целей [4].

    По мнению В.В.Столина (1983г.) самосознание осуществляется на трех уровнях: это отражение субъекта в системе его органической активности, в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных его отношениях и в системе его личностного развития, связанного с множественностью его деятельностей. [2].

    По мнению М.И.Лисиной  (1986г.), образ себя имеет аффективно-когнитивный  характер и состоит из эмоционального  отношения человека к себе  и когнитивных представлений  (знаний) о себе. Она считает, что Я-образ имеет сложную архитектонику: есть центральное, ядерное образование, в котором представлено в наиболее переработанной форме знание о себе, как субъекте, в нем рождается общая самооценка, тут она постоянно существует и функционирует; существует так же «периферия», на которую поступают самые новые и свежие сведения человека о себе, оказывающие влияние на изменение представлений о себе. [5]

    С.Л.Рубенштейн считает, что «развитие самосознания проходит через ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой.» [1]

    Зарубежная литература  по темам, имеющим отношение  к психологии самосознания, чрезвычайно  богата.

    У.Джймс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я, он рассматривал, как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознание и Я, как объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них

8

являет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я, как объект). По мысли  Джеймса, Я, как объект,- это все  то, что человек может назвать  своим. В этой области Джеймс выделяет четыре составляющие и располагает  их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.[6]

    Интеракционная школа (Кули, Мид и др.) полагают, что человеческое «Я» изначально социально и формируется в ходе социального взаимодействия. Интеракционисты указывают на то, что самосознание и ценностная ориентация личности, как бы зеркально отражают реакции на нее окружающих людей. Под действием механизма взаимного обогащения происходит становление Я-концепции индивида. [6]

    В теории Э.  Эриксона проблематика Я-концепции рассматривается сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Формирование идентичности Я - процесс, который служит основой постоянного расширения самосознания и самопознания. Эриксон рассматривает развитие личности, её самосознания как последовательную смену стадий, имеющих свои особенности. [7]

     К.Роджерс понимает под Я-концепцией восприятие человеком самого себя, механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. К.Роджерс рассматривает самосознание с точки зрения развития у человека позитивного самовосприятия. [6]

     Более дифференцированную  структуру «Я – концепции»  предложил Р. Бернс, понимая  ее как совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженную с их оценкой.

   Он выделяет три  составляющие Я-концепции:

1. Образ Я - представление  индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  Я 

9

могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением.

3. Потенциальная поведенческая  реакция, то есть то конкретные  действия, которые могут быть  вызваны образом Я и самооценкой.

 

    Таким образом,  во многих психологических теориях проблема самосознания является одной из центральных. Самосознание представляет собой сложное психическое образование, состоящее из структурных составляющих, однако относительно содержания и функций составляющих существуют различные мнения исследователей. Большинство исследователей проблемы самосознания считают, что самосознание - это прежде всего процесс, с помощью которого человек познаёт себя и относится к самому себе.

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

   

 

 

 

 

 

    1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания

   

    Этапы формирования самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка – становления его интеллектуальной и личностной сфер, которые разворачиваются от рождения по подростковый период включительно.

    Первый этап  связан с овладением собственным  телом, с возникновением произвольных  движений, которые вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий. Данный этап знаменуется выделением себя из окружающей действительности. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел - как природных, так и социальных - и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире. [8]

Информация о работе Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека