Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;
- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.
- анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».
Введение………………………………………………………………...................3
Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания
1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях………………………...……………………………………………...5
1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10
1.3. Основные составляющие и структура самосознания……….……………………………………………………………15
Заключение………………………………………………………………………21
Список используемых источников………………
Следующим этапом является начало самостоятельного передвижения и овладения предметом посредством хватательных движений. Ребенок начинает реально становиться самостоятельным субъектом различных действий, и, с осознанием этого факта, зарождается самосознание. Когда ребенок ощущает, что может своими действиями внести изменения во внешний мир и понимает, что может их контролировать, подчиняя своим желаниям, то начинает активно пользоваться этой возможностью. Окружение реагирует на изменившегося субъекта, меняя к нему отношение, а субъект начинает осознавать благодаря этому свою возникшую самостоятельность.
Третий этап в становлении самосознания характеризуется овладением речью, при котором ребенок приобретает возможность направлять активность других субъектов на удовлетворение своих потребностей. И снова окружение
11
реагирует на изменение субъекта, меняет отношение к нему, что отражается в сознании субъекта, и, как следствие, меняется собственное отношение субъекта к самому себе.
В структуру
самосознания входит
Признаки наличия
самосознания появляются у
В возрасте
от трех до шести-семи лет
ребенок много времени
С поступлением
детей в школу они включаются
в новый вид деятельности –
учебную, в которой кроме
12
проявляться его познавательные
процессы: внимание, память, воображение,
мышление и речь. Через оценки учителей
и родителей ребенок узнает о
том, насколько у него развиты
соответствующие психические
Переход к подростковому
возрасту знаменуется
Завершается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и образ «Я», но и сам образ «Я» дифференцируется по своей структуре. В нем, например, выделяются такие разные подструктуры, как образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный образ «Я» и другие представления о себе. [9]
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» (образ «Я», Я-концепция). Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с
13
другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. [10]
Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. [1]
Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего
14
собственного Я как субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. [3]
Итак, самосознание образует важный компонент личности человека, оно соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. Самосознание возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.
1.3. Основные составляющие и структура самосознания
Самосознание - это
сложная психологическая
Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.
А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней». [11]
Таким образом,
благодаря самосознанию
16
Самосознание - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Из определения Р. Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. [6]
В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:
1. Образ Я - представления индивида о самом себе.
2. Самооценка - аффективная
оценка этого представления,
3. Потенциальная
поведенческая реакция, то
Рассмотрим несколько подробнее эти три основные составляющие самосознания:
17
Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.
18
Человек как личность - самооценивающее существо. Cамооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам».[11]
Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
В.В. Столин выделяет несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:
- оценка других людей;
- круг значимых других или референтная группа;