Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать психологические особенности процесса формирования и становления самосознания человека.
Гипотеза: мы предполагаем, что самосознание является необходимым условием существования личности.
Задачи исследования:
- теоретическое исследование понятия самосознания в современной литературе;
- исследование этапов формирования, процесса становления и развития самосознания человека, выявленные исследователями.
- анализ сущности и содержания самосознания и Образа - «Я».

Содержание

Введение………………………………………………………………...................3

Глава 1. Теоретическое исследование становления и развития самосознания

1.1. Понятие самосознания, его формирование в различных концепциях………………………...……………………………………………...5

1.2. Этапы формирования, процесс становления и развития самосознания……………..……………………………………………………...10

1.3. Основные составляющие и структура самосознания……….……………………………………………………………15

Заключение………………………………………………………………………21

Список используемых источников………………

Вложенные файлы: 1 файл

Общая психология1.docx

— 51.89 Кб (Скачать файл)

    Следующим этапом является начало самостоятельного передвижения и овладения предметом посредством хватательных движений. Ребенок начинает реально становиться самостоятельным субъектом различных действий, и, с осознанием этого факта, зарождается самосознание. Когда ребенок ощущает, что может своими действиями внести изменения во внешний мир и понимает, что может их контролировать, подчиняя своим желаниям, то начинает активно пользоваться этой возможностью. Окружение реагирует на изменившегося субъекта, меняя к нему отношение, а субъект начинает осознавать благодаря этому свою возникшую самостоятельность.

    Третий этап в становлении самосознания характеризуется овладением речью, при котором ребенок приобретает возможность направлять активность других субъектов на удовлетворение своих потребностей. И снова окружение

11

реагирует на изменение субъекта, меняет отношение к нему, что отражается в сознании субъекта, и, как следствие, меняется собственное отношение  субъекта к самому себе.

    В структуру  самосознания входит представление  человека о себе, его образ  «Я», самооценка, включая оценку  своих психических процессов,  состояний, свойств и поведения.  Процесс становления и развития  самосознания человека можно  представить следующим образом.

    Признаки наличия  самосознания появляются у ребенка  на втором году жизни, когда  становится очевидным, что он  психологически отделяет себя  не только от окружающего мира, но и от других людей. В  лексиконе ребенка в это время  появляется местоимение «я», которое  свидетельствует о начале формирования  у ребенка образа «Я». Первым  в его структуру входит самооценка, наличие которой можно обнаружить  уже на третьем году жизни.  Если ребенка этого возраста  спросить, например, какой ты: хороший  или плохой, то он может дать  вполне определенный ответ на  этот вопрос. Самооценка детей  раннего возраста почти буквально  копирует те оценки, которые ему дают окружающие взрослые люди, их суждения являются основанием для формирования представления ребенка о себе на ранних стадиях развития его самосознания.

    В возрасте  от трех до шести-семи лет  ребенок много времени проводит  в групповых играх со сверстниками, и в это время сфера его  самосознания расширяется за  счет оценок, которые он получает  от других детей. При этом  в структуру самосознания начинают  входить не только обобщенные, простые оценки типа «хороший»  или «плохой», но также более  дифференцированные самооценки  различных психологических личностных  свойств, например способностей, потребностей, характера, эмоций.

    С поступлением  детей в школу они включаются  в новый вид деятельности –  учебную, в которой кроме личностных  особенностей ребенка начинают 

12

проявляться его познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление и речь. Через оценки учителей и родителей ребенок узнает о  том, насколько у него развиты  соответствующие психические процессы, и их оценки оказываются включенными  в сферу его самосознания. Кроме  того, общаясь с товарищами по классу, ребенок имеет возможность сравнивать себя с другими детьми, и его  самооценка начинает корректироваться в результате ее сравнения с оценками и самооценками других детей.

    Переход к подростковому  возрасту знаменуется существенными  изменениями в самосознании детей.  В этом возрасте, во-первых, появляется  и активизируется рефлексивная  способность, позволяющая ребенку  заниматься психологическим самоанализом; во-вторых, самосовершенствование в  данном возрасте становится одной  из осознаваемых ребенком целей  его собственного развития; в-третьих,  самооценка и самоанализ проводятся  путем сравнения себя с некоторого  рода идеалом, заимствованным  из реальной жизни или из произведений искусства.

        Завершается процесс формирования самосознания детей в старшем школьном возрасте. В это время образуется не только устойчивая самооценка и образ «Я», но и сам образ «Я» дифференцируется по своей структуре. В нем, например, выделяются такие разные подструктуры, как образ «Я» для себя, образ «Я» для других, отраженный образ «Я» и другие представления о себе. [9]

    Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» (образ «Я», Я-концепция). Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с

13

другими. В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. [10]

    Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

    Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития, в ходе которого человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс переосмысливания, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл и тех задач, кот он разрешает в жизни. [1]

    Самосознание в психической деятельности личности выступает как особо сложный процесс опосредованного познания себя, развернутый во времени, связанный с движением от единичных ситуативных образов через интеграцию подобных многочисленных образов в целостное образование – в понятие своего

14

собственного Я как  субъекта, отличного от других субъектов. Многоступенчатый и сложный процесс  самопознания сопряжен с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем также обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. [3]

 

    Итак, самосознание образует важный компонент личности человека, оно соучаствует в процессах саморегуляции и самоорганизации личности, поскольку определяет интерпретацию опыта и служит источником ожиданий человека. Самосознание возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости.

 

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.3. Основные составляющие и структура самосознания

   

    Самосознание - это  сложная психологическая структура,  включающая в себя в качестве  особых компонентов, как считает  В.С. Мерлин, во-первых, сознание своей  тождественности, во-вторых, сознание  своего собственного «я» как  активного, деятельного начала, в-третьих,  осознание своих психических  свойств и качеств, и, в-четвертых,  определенную систему социально-нравственных  самооценок. [2]

    Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте.

    А.Г. Спиркин дает следующее определение: «самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней». [11]

    Таким образом,  благодаря самосознанию человек  осознает себя как индивидуальную  реальность, отдельную от природы  и других людей. Он становится  существом не только для других, но и для себя. Самосознание  является венцом развития высших  психических функций, оно позволяет  человеку не только отражать  внешний мир но, выделив себя  в этом мире, познавать свой  внутренний мир, переживать его  и определенным образом относится  к себе. Осознание себя в качестве  некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

16

Самосознание - это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих  физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также  субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

    Из определения  Р. Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. [6]

    В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

    1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).

    2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).

    3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).

    Применительно  к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

    1. Образ Я - представления  индивида о самом себе.

    2. Самооценка - аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа  Я могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением.

    3. Потенциальная  поведенческая реакция, то есть  те конкретные действия, которые  могут быть вызваны образом  Я и самооценкой.

    Рассмотрим несколько  подробнее эти три основные  составляющие самосознания:

  1. Когнитивная составляющая Я-концепции или Образ Я.

   

17

    Представление индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении. Предметом восприятия человека могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Конкретные способы самовосприятия, ведущие к формированию образа Я могут быть самыми разнообразными. Описывая самого себя, человек прибегает обычно к помощи прилагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «красивый» и т.д., которые, по сути, являются абстрактными характеристиками, которые никак не связаны с конкретным событием, тем самым человек в словах пытается выразить основные характеристики своего привычного самовосприятия. Эти характеристики: атрибутивные, ролевые, статусные, психологические и т.п. можно перечислять до бесконечности. Все они составляют иерархию по значимости элементов самоописания, которая может меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта человека или просто под влиянием момента. Такого рода самоописания - это способ охарактеризовать себя, неповторимость каждой личности через сочетания ее отдельных черт. Извечный вопрос о том, может ли человек познать самого себя, насколько объективна его самооценка, об истинности образа Я правомерен относительно его когнитивного компонента, причем и здесь нужно учитывать, что всякая установка - не отражение объекта самого по себе, а систематизация  прошлого опыта взаимодействия субъекта с объектом. Поэтому знание человеком самого себя не может быть ни исчерпывающим, ни свободным от оценочных характеристик и противоречий. Этим объясняется выделение второй составляющей Я-концепции.

  1. Эмоционально-оценочная составляющая Я-концепции или самооценка.

   

 

18

    Человек как личность - самооценивающее существо. Cамооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам».[11]

    Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я». Потому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

    В.В. Столин выделяет несколько источников формирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становления личности:

- оценка других людей;

- круг значимых других  или референтная группа;

Информация о работе Психологическое исследование процесса становления и развития самосознания человека