Психологическое консультирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:03, реферат

Краткое описание

В связи с вышесказанным цель данной работы формулируется следующим образом: проанализировать к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

Для решения поставленной цели в представленной работе будут решаться следующие задачи:

1. Обзор теоретических основ к отношениям консультант-клиент в различных психологических направлениях.

2.Дать характеристику возможной модели личности консультанта.

Содержание

Введение

1. Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях

2. Модель личности консультанта.

Заключение

Приложение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 36.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1. Совокупность  подходов к отношениям консультант-клиент  в разных психологических направлениях

2. Модель личности  консультанта.

Заключение

Приложение

Список литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Психологическое консультирование направлено на решение  разных задач, которые выполняют  практические психологи. Методы консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. В какой-то мере они выражают различные подходы  при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаные с профессиональными различными ценностями и критериями.

Очевидно, что  в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут  причинить серьезный ущерб интересам, здоровью или достоинству клиента. Как сделать так, чтобы результаты психологического консультирования, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, решали задачи психологической коррекции, изменения  представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегчения болезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия  для адаптации, преодоления кризисных  ситуаций? Обобщая сказанное, подчеркнем, что эффективность консультативного контакта определяется свойствами личности, профессиональными знаниями и специальными навыками консультанта, каждый из этих данных факторов обеспечивает качество консультирования.

В связи с  вышесказанным цель данной работы формулируется следующим образом: проанализировать к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.

Для решения  поставленной цели в представленной работе будут решаться следующие  задачи:

1. Обзор теоретических основ к отношениям консультант-клиент в различных психологических направлениях.

2.Дать характеристику возможной модели личности консультанта.

Непременными  составляющими композиционной структуры  данной работы выступают: введение, заключение и приложения, а также составлен  словарь основных понятий по данной теме и список использованной литературы. Во введении представлена цели работы и её структура. В заключении приводится материал, полученный в результате воплощения поставленных целей. В приложении представлены материалы в виде таблиц и обобщений. 
 
 
 
 
 

1. Совокупность подходов  к отношениям консультант-клиент  в разных психологических  направлениях 

Мир современного психологического консультирования и  психотерапии – это около пятисот  разновидностей активной психологической  работы и психологической помощи пациентам и клиентам. Каждую из этих разновидностей отличает особый язык и круг понятий, особые методы, приемы и техники работы, особая практика консультативного и психотерапевтического  общения. Такая ситуация складывалась постепенно, на протяжении десятков лет, начиная с конца ХIХ века, когда новаторские исследования З. Фрейда очертили сферу психоанализа – первой разновидности вневрачебной психотерапии; психоанализ, по убеждению своего основоположника, являлся «не специализированной областью медицины… частью психологии, конечно, не всей психологией, но ее подразделом…».

Последующее развитие данной сферы практической психологии теснейшим образом связано с  дифференциацией всего корпуса  психологического знания, с возникновением основных направлений и школ современной  психологии – глубинной, поведенческой, когнитивной, экзистенциальной, гуманистической  и трансперсональной. Параллельное и координированное развитие психотерапии-консультирования и психологии, неизменное присутствие психологического компонента в составе психотерапевтических-консультативных практик иллюстрируют содержательные и генетические связи психотерапии-консультирования и психологии и, прежде всего, психологии личности. Таким образом, в психологическом консультировании роль карты – ориентира выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающие эффективные методы их разрешения.

Создавая сферу  психотерапии-консультирования в качестве раздела практической психологии, ее основоположники – от З. Фрейда и  К.Г. Юнга до К. Роджерса и Р. Мэя – указывали на непременность ее теоретической, концептуальной составляющей, на чрезвычайную значимость психологического знания для практической психотерапевтической и консультативной работы. Так, Р. Мэй писал: «… нам следует начать с определения понятия «личность». Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно, исходя, из предположения, что клиент должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультанта, или любимого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания».

Отношение между  теорией и практикой в сфере  психологического консультирования, отношение  практиков к теоретическим концепциям и моделям с самого начала и  по настоящее время оформляется  двояким образом – либо как  репродуктивное, либо как продуктивное отношение. В первом случае акцент ставится на воспроизведении в практике той  или иной традиции психологического теоретизирования, того или иного  психотерапевтического мифа (от психоаналитического до трансперсонального). Во втором случае акцент переносится на создание, порождение нового способа, новой формы такого теоретизирования или мифотворчества. Если репродуктивное отношение между теорией и практикой, между психологией и психотерапией-консультированием обеспечивает существование традиционных школ и направлений в этой сфере, то продуктивное отношение обеспечивает возникновение новых разновидностей психотерапии-консультирования. В зарубежной (прежде всего Западной) психологии оба эти отношения представлены весьма полно: наряду с направлениями и школами, существующими десятки лет, мы видим непрестанное возникновение десятков, а теперь уже и сотен новых разновидностей психотерапии-консультирования. Такова вполне благополучная и естественная ситуация допарадигмальной стадии развития данной сферы практической психологии на Западе.

Совершенно иная ситуация наблюдается в отечественной  психологической науке. Развитие данного  раздела практической психологии на протяжении советского периода российской истории, по своей продолжительности  вполне сопоставимого с периодом развития психологии-консультирования в целом, было весьма драматичным. Идеологическая и педагогическая ангажированность психологии в СССР обусловила сначала  ликвидацию традиционных разновидностей психологической практики (особенно показательна в этой связи судьба психоанализа в Советской России). В условиях тоталитаризма формировались лишь такие психологические направления и школы, которые, несмотря на всю свою психологичность и обращенность к человеку, оказались абсолютно неспособными служить теоретическим основанием реальной практики психотерапии-консультирования.». Однако это изменение предельно отчетливо выявило проблему соотношения отечественного и мирового наследия в области психотерапии-консультирования, проблему репродуктивного и продуктивного отношения отечественных психологов и психотерапевтов к этому наследию. Данную проблему можно сформулировать в виде следующего перечня вопросов. Возможно ли продуктивное отношение отечественного психолога (психотерапевта-консультанта) к существующим в данной сфере практической психологии направлениям и школам? Существуют ли отечественные разработки, которые можно сделать теоретическим основанием для психотерапии-консультирования?

Поставленные  вопросы - это работа других контрольных  работ. Тем не менее, каждая из теорий выполняет четыре основных функций: обобщает накопленную информацию; делает более понятными сложные явления; предсказывает последствия разных обстоятельств; способствует поиску новых  фактов. Эти функции вполне подходят к любой теории лежащей в основе консультативной практики. Каждый консультант  на основе практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается  на уже известные теоретические  парадигмы, или ориентации: психоаналитическую, поведенческую, экзистенциально- гуманистическую ( Приложение 1.) с накоплением опыта постоянно происходит корректировка , расширение , укрепление теоретической базы. От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

Что есть человек?    Какие врожденные тенденции ему свойственны?

Свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах  или же он определяется наследственностью  и событиями прошлого?

Существуют ли предпосылки изменения человека и как он может измениться?

Ответы на эти  вопросы определяют, как консультант  понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу  нормально развития.

Брамер, Шостом (1982) подчеркивают, что консультант, не усвоивший теоретические основы своей, профессии, не ознакомившийся с исследованиями, выполненными в данной области, не сможет ничего сделать для клиента кроме применения частной техники, построенной на интуиции.

2. Модель личности  консультанта

Консультирование  – это переговоры психолога или  психотерапевта и клиента (клиентов) на его языке с целью оптимизации  его (их) функционирования. В итоге  от консультативного контакта зависит  окончательный эффект и результат  работы консультанта. Отсюда вопрос: «Кто такой консультант, от которого зависит  многое, а скорее главное в союзе  с клиентом; что представляет собой  консультант, какие требования предъявляют  ему, как личности, что делает его  профессиональным помощником в запутанных проблемах других людей?» 

О психологии консультирования Эйдемиллер пишет: «Консультирование является полимодальной духовной практикой, соединивший в себе религию, медицину, вообще психотерапию в частности, педагогику.. психологию, этику и политику. …Политика и консультирование близки тем, что способны оказывать влияние на человека. Без этого качества не может быть эффективного политика и консультанта».

Сдерживающим  моментом, предотвращающим злоупотребление  властью и влиянием, являются фундаментальные  параметры личностного и профессионального  измерения консультанта. Исследований в этой области достаточно много, однако, однозначного ответа, к сожалению, нет. Очень часто при описании успевающего консультанта, как профессионалы, так и клиенты употребляют  бытовые понятия: «открытый», «теплый», «внимательный», «искренний», «гибкий», «терпимый». Предпринимались попытки  выделить свойства личности, необходимые  консультанту для работы по профотбору. Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие  свойства личности (1990):

Проявление глубоко  интереса к людям терпение в общении  с ними;

Чувствительность  к установкам и поведению других людей;

Эмоциональная стабильность и объективность;

Способность вызвать  доверие других людей;

Уважение прав других людей.

1964г. Комитет  по надзору и подготовке консультантов  установил следующие шесть качеств  личности:

Доверие людям;

Уважение ценностей  другой личности;

Проницательность;

Отсутствие предубеждений;

Самопонимание;

Сознание профессионально  долга.

К особо вредным  для консультанта чертам по материалам того же источника, относят:

Авторитарность;

Пассивность;

Зависимость;

Замкнутость;

Склонность использовать клиентов для удовлетворения своих  потребностей;

Неумение быть терпимым к различным побуждениям  клиентов;

Невротическую установку в отношении денег.

В одном из своих  исследований в 1954 году Гоббс установил, что преуспевающий консультант  воспринимает других как способных  решать собственные проблемы и принимать  на себя ответственность, как предпочитающих отождествляться с людьми, а не предметами.

Таким образом, можно поставить следующий вопрос: «Какова возможная модель Личности эффективного консультанта?» Скорее всего, исходя и того, что каждый человек по своему уникален, консультант  тоже является уникальной личностью, и  речь, конечно, пойдет, о «подвижной»  модели, поскольку каждый профессионал имеет право ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные составить остов  такой модели.

Информация о работе Психологическое консультирование