Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:03, реферат
В связи с вышесказанным цель данной работы формулируется следующим образом: проанализировать к личности современного консультанта в процессе психологического консультирования.
Для решения поставленной цели в представленной работе будут решаться следующие задачи:
1. Обзор теоретических основ к отношениям консультант-клиент в различных психологических направлениях.
2.Дать характеристику возможной модели личности консультанта.
Введение
1. Совокупность подходов к отношениям консультант-клиент в разных психологических направлениях
2. Модель личности консультанта.
Заключение
Приложение
Список литературы
Аутентичность
Аутентичность является стержневым качеством консультанта и важнейшей экзистенциональной ценностью. Выделяется три основных признака аутентичного существования:
Полное осознание настоящего момента;
Выбор способа жизни в данный момент;
Принятие ответственности за свой выбор.
Это способность
быть самим собой как в
Аутентичность – это и огромный интерес консультанта к самому себе, реализуемое с помощью личной психотерапии, супервизии и участие в Баллинтовских группах.
С. Шервиз (1999г.) говорила на своем выступлении на международной конференции: «Идеальная личность консультанта или психотерапевта – это скорее мечта, в то время как в реальности важно, каким образом специалист обретает свою аутентичность, выстраивая контекст интерсубъективных отношений с клиентом…» Аутентичный консультант наиболее подходящая модель для клиентов, служащая примером гибкого поведения.
Открытость собственному опыту
Открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отрицать, отбрасывать свои чувства, особенно отрицательные. Ребенку говорят: «Замолчи, большие дети (или мальчики) не плачут!» Взрослым окружающие говорят то же: «Не плачь! или «Не нервничай!» Давление окружающих заставляет вытеснять печаль, раздражительность, злость. Эффективный консультант не должен отгонять любые чувства, в том числе и отрицательные. Только в каком случае можно успешно контролировать свое поведение, поскольку вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаем свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Консультант способен содействовать позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему разнообразию чужих и своих эмоциональных реакций.
Развитие самопознания.
Ограниченное самопознание означает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в жизни. Чем больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот – чем больше консультант познает своих клиентов, тем глубже понимает себя. Как говорит Е.Кеннеди (1977): «Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность, кроме того, возрастает вероятность пасть жертвой удовлетворения в процессе консультирования своих неограниченных потребностей. Очень важно реалистично относиться к себе» Ответ на вопрос, как можно помочь другому человеку, кроется в самооценке консультанта, адекватности его отношения к собственным способностям и вообще к жизни.
Сила личности и идентичность.
Консультант должен
знать, кто он таков, кем может
стать, чего хочет от жизни, что для
него важно по существу. Он обращается
к жизни с вопросами, отвечает
на вопросы, поставленные ему жизнью,
и постоянно подвергает проверке
свои ценности. Можно выделить ряд
основных вопросов: «Какой я консультант?»;
«Что обусловило мой выбор?» «Что
позволяет считать меня эффективным
консультантом?» Как в
Толерантность к неопределенности.
Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостает структуры, ясности, определенности. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», консультанту совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности. По существу именно такие ситуации и составляют «ткань» консультирования» Ведь мы никогда неизвестно, с каким клиентом и проблемой столкнемся, какие принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность рисковать – все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами. ( Приложение 2)
Принятие личной ответственности
Поскольку многие
ситуации в консультировании возникают
под контролем консультанта, он должен
нести ответственность за свои действия
в этих ситуациях. Понимание своей
ответственности позволяет
Глубина отношений с другими людьми.
Консультант обязан оценивать людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать без осуждения и ярлыков. Такой характер отношений клиентам весьма важен, тем не менее следует принимать в о внимание страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, теплые отношения с другими . некоторым кажется , что выражение положительных чувств обязывает , ограничивает свободу, делает уязвимым. Кого-то страшит неприятие партнером положительных чувств. Отклонение их. Поэтому более эффективной предоставляется отсрочка углубления межличностных отношений.
Постановка реалистичных целей.
Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку притязаний. Иногда механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит никакого удовлетворения. Эффективный консультант должен понимать ограничение своих возможностей.. прежде всего, важно не забывать, что любой консультант независимо от профессиональной подготовке не всемогущ. В действительности ни один консультант не способен разрешить проблемы всех клиентов. Оптимизм в консультировании может стать причиной «холодного душа» в повседневном консультировании и постоянно вызывать чувство вины. Консультант должен отказаться о нереального стремления стать совершенным. В консультировании всегда можно выполнять свою работу «хорошо», но не идеально. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность свои возможностей, живет иллюзиями, что способен полностью познать и понять другого человека. Такой консультант постоянно винит себя за ошибки вместо извлечения полезных уроков, и в результате его деятельность неэффективна. Если допускается собственная ограниченность, то избегается ненужного напряжения и чувство вины. Тогда отношения с клиентами становятся более реалистичными. Правильная оценка собственных возможностей позволяет ставить перед собой достижимые цели.
Эмпатия
Эмпатия – умение
видеть мир глазами другого человека и
переживать его таким, каким переживает
этот другой человек. Эмпатия является
одной из важнейших черт личности эффективного
консультанта.
Вслушивание
Этот процесс
взаимный, и он способствует тому, что
и консультант имеют
Наблюдение
Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к людям, их страхам и личностным напряжениям. Эта способность позволяет ему улавливать малейшие проявления характера, такие как интонация, поза, выражение лица, даже одежда и, на первый взгляд, случайные движения тела. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.
Каждая деталь в человеке добавляет свой мазок к портрету его личности. Малейшее движение в голосе, лице – все полно смысла и не случайно. Личностная модель проявляется в каждом поступке человека, в том, как он смотрит на окружающих, в его рукопожатии, в манере говорить. Случается, человек производит на нас неизгладимое впечатление, и мы ощущаем это почти интуитивно.
Не стоит забывать, что все эти проявления характера имеют свои оттенки для каждого индивидуума, поэтому консультанту следует быть весьма осторожным в своих выводах. Складывается несколько парадоксальная ситуация: невзирая на значимость жестов, выражений лица, они лишь симптомы, нечто вроде буйков на поверхности водоема, которые в каждом отдельном случае указывают на уникальность данной личностной модели. Вот почему нельзя одинаково толковать жесты и выражения, даже если они похожи у двух разных лиц.
Если научиться улавливать неприметные мускульные реакции человека на изменчивый поток его мыслей, то можно разгадать их содержание. Ведь, теоретически, каждая мысль сопровождается соответствующим мышечным движением. Речь идет о более тонких проявлениях, чем просто улыбка или нахмуренные брови. Если консультант легко читает такие проявления, то он развил в себе особую наблюдательность, необходимую для определения характера человека.
В данном случае
можно сформулировать общее предостережение
для консультантов: предположительный
вывод о личностной модели индивидуума
следует делать только на основании
совокупности всех доступных и разнообразных
факторов. Поза и тон голоса, положение
в семье, конкретная проблема клиента,
отношения с друзьями и с противоположным
полом, успех или неуспех на работе
– все эти и многие другие моменты
указывают на особенности характера,
но ни один из них в отдельности
не может быть достаточным основанием
для окончательного вывода. Даже два,
три, четыре признака не дают достоверного
материала, только совокупность многих
признаков, указывающих на одни и
те же особенности характера, может
стать основой для более или
менее надежной гипотезы.
Система ценностей консультанта
Если реально
посмотреть на ситуацию консультирования.
Станет ясно, что полностью исключить
ценности консультанта, мировоззренческие
аспекты консультативного контакта
с клиентом просто невозможно, если
понимать консультирование как отношение
двух людей, а не как нечто механическое
или заранее
Консультанту бесконечно важно знать, какое влияние оказывают его ценности на ход консультирования, чтобы он мог быть самим собой. В процессе консультирования мы должны помочь клиентам наиболее полно выявить систему их ценностей и принять на ее основании самостоятельное решение, таким образом, они могут изменить поведение или даже сами ценности. Следовательно, консультант поднимает вопросы, а ответы на них ищет и находит клиент на основе собственных ценностей. Консультант ориентируясь на свою систему ценностей, так же помогает клиенту понять последствия некоторых решений, поступков для его собственной жизни и благополучия близких ему людей.
Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант – это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства, а иногда попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию. ( Приложение 3) иногда следует интерпретировать его поведение и побуждать клиента толковать смысл своего поведения. (Приложение 4)