Психологическое образование в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 11:00, доклад

Краткое описание

Психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций. Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии. На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическое образование в вузе.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

Психологическое образование в вузе

 

Психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций. Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии. На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.

Преподаватели в вузах играют очень важную роль, так как именно от них зависит, понравится ли студенту предмет, захочет ли он получить дополнительные знания, усвоить информацию. Основная задача преподавателя психологии (как и любого другого предмета) – добиться, чтобы студенты не просто запомнили знания и они отложились где-то в голове, но сделать так, чтобы студенты использовали творческий подход к обучению, заинтересовались полученными сведениями, не заучили, а поняли каждое сказанное преподавателем предложение.

Ведь сегодня, благодаря информационным технологиям, найти и заучить можно что угодно. И есть большая разница между тем, чтобы написать самостоятельно письменную работу и ничего в ней не понять и тем, чтобы оплатить диплом на заказ, но тщательно разобраться в теме и каждом написанном предложении, поняв и усвоив материал. В таком случае даже то, что студент не писал самостоятельно работу, не играет никакой роли, так как он добился главного – понимания и усвоения темы и неважно, каким образом.

Определенные требования к преподавателю объясняются самой спецификой психологии. Преподаватель обязан рассказать студентам про существующие в обществе этические нормы и правила, психологические явления, конфликтные ситуации, пути их разрешения, об особенностях человеческой психики, существующих отклонениях и т.д. В данном случае речь идет, как правило, про непрофессиональную аудиторию, поэтому очень важно уметь понизить степень сложности материала, убрать ненужные подробности и термины.

Глубокое изучение предмета важно только для студентов, которые в будущем станут психологами, но в таком случае каждый преподаватель ведет свой предмет и упрощение материала неактуально. Когда же преподаватель работает со студентами самых разных специальностей, для которых психология является общеобразовательным предметом, ему нужно сделать так, чтобы материал хорошо усвоился и запомнился, помог в будущем молодым людям.

Поэтому актуальным является уклон в сторону практических навыков и сведений, которые студенты смогут использовать в жизни, общении с другими людьми, в работе, а не требование заучивать сложные термины, от которых проку в повседневности нет никакого.

Очень важно, чтобы преподаватель сам умел использовать полученные во время обучения навыки – привлекать внимание аудитории, заинтересовывать студентов гораздо проще, зная, какие методы для этого нужно использовать и как работать с аудиторией.

Профессия психолога считается одной из самых популярных, если принимать во внимание количество психологических факультетов в ВУЗах и большое число абитуриентов, желающих изучать эту науку. Не секрет, что работать по специальности будут не все, но психологическое образование дает много полезных навыков, которые выпускники успешно используют в жизни.

Во время обучения на психологическом факультете студенты овладевают теоретическими основами структуры личности, учатся понимать психику человека. Большое внимание уделяется изучению высшей нервной деятельности. Эти знания дают студентам представление о механизмах, лежащих в основе поведения человека в различных жизненных ситуациях.

На старших курсах студенты психологических факультетов переходят к практическим занятиям по ведению психологического консультирования. На практике формируются навыки оказания психотерапевтической помощи как взрослым, так и детям. Студенты учатся строить беседу таким образом, чтобы собеседник сам находил способы справиться со страхами, стрессом, вредными привычками и психосоматическими заболеваниями.

Психологическое образование позволяет лучше понять себя. Во время обучения в ВУЗе студенты участвуют в тренингах по самопознанию и личностному росту, вследствие чего уходят внутренние проблемы, повышается самооценка, развиваются лидерские качества. Студенты учатся управлять своими эмоциями, волей и другими психическими процессами.

Приобретенные навыки помогают выпускникам стать первоклассными специалистами-психологами. Но что дает психологическое образование, если человек решает изменить свою профессию? Полученные знания и умения могут пригодиться любому специалисту, особенно тому, кто работает в коллективе. Хорошие психологи легко достигают вершины карьерной лестницы в бизнесе, добиваются успеха в деловом общении.

Психологическое образование может найти свое применение и в семейной жизни. Семьи, в которых один или оба супруга психологи по специальности, редко распадаются, в них царит уравновешенная и доброжелательная обстановка, практически отсутствуют конфликты. Родители психологи чувствуют проблемы своих детей и всегда готовы оказать им психотерапевтическую помощь.

Психологическое образование дает возможность влиять на людей, разбираться в окружающих, понимать себя, оказывать психологическую поддержку. Психолог необходим в любой сфере деятельности, в которой участвуют люди.

 

 

Цель преподавания психологии в вузе

 

Изучение студентами любой науки подчинено одной цели – научиться подходить к жизненным явлениям, в практических задач с научных позиций, то есть со знанием дела, изученной всесторонне изучая психологию, каждый студент независимо от его будущей профессии должен научиться мыслить психологически при анализе и оценке человеческих действий и поступков, при выявлении особенностей характерам способностей, темперамента и других свойств личности, социально-психологических явлений в обществе, коллективе, личном общении с другими людьми и т.д.

Цель изучения студентом психологии и цель преподавания сходятся в конце обучения студента в его результате: в формировании у него умения практически руководствоваться научными психологическими знаниями при реальном взаимодействии с другими людьми, что, в свою очередь, как раз и предполагает формирование умения мыслить психологически.

Ставя перед собой цель преподавания тех или иных тем и разделов, необходимо учитывать особенности различных областей науки.

Прикладная психология находит практическое применение двояким образом: для объяснения конкретных психологических явлений (теоретическая часть прикладной психологии) и для преобразования тех или иных сторон психики (практическая часть прикладной психологии, или психотехника).

Одним из принципов выделения конкретных целей изучения психологии является принцип профессиональной ориентации студентов как будущих специалистов. С этой точки зрения всех студентов можно разделить на две большие группы: 1) большинство – это студенты непсихологических специальностей и 2) меньшая группа – это студенты-психологии. И для той, и для другой группы общая цель изучения психологии одна и та же, а что касается конкретных целей, то они разные.

Методические особенности преподавания теоретической психологии

Преподавание теоретической (общей) психологии и ее прикладных отраслей имеет свои особенности не только со стороны содержания, но и методики. Поскольку методика преподавания постоянно ищет самые доходчивые приемы и методы, то уже сегодня можно выделить ее некоторые методические особенности.

История психологии

История психологии – отрасль психологической науки, изучаемой на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с представлений древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, то есть общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Понимание логики и истории развития науки помогает студентам проникать чувством оптимизма и уверенности в своих возможностях в овладении научными психологическими знаниями не только по литературным источникам, но и приходить к новым научным или практических выводов в собственных исследованиях хотя бы в узких, прикладных областях научной психологии или в конкретных сферах практической психологии.

Управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой, представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Отдаленность во времени исторических фактов и поэтому невозможность их непосредственного наблюдения оставляет для познающего, «только один шанс» – понять историю силой мышления. Отсюда для преподавателя остается тоже «один выход» – управлять умственной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи. Да и лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого перевода книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающий манере. А что касается самостоятельной работы и дальнейшего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программированного обучения: составить серию проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе. На семинаре может быть развернут дискуссия по обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли.

Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражаемых примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции через программирование самостоятельной работы студентов – к творческой дискуссии на семинарском занятии.

Общая психология

Основной целью преподавания данного предмета является усвоение студентами общих закономерностей функционирования психики. Знание общих психологической теории должно лечь в основу изучения ими конкретных прикладных отраслей психологии, в частности возрастной, педагогической, социальной и др. Усвоение современных достижений психологической науки позволяет студенту осознанно подходить ко всему тому, что предшествовало им, какие взгляды и теории возникали и почему, в какой степени они способствовали научному прогрессу.

Изучение общей психологии имеет методологическое значение для усвоения других учебных курсов психологического цикла, поскольку без знания общего невозможно разобраться в частном.

Отсюда следует, что при чтении лекций и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для студента научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись прежде и какое объяснение получили в современной общей психологии.

Тематику лекций целесообразно компоновать несколькими крупными блоками, чтобы все многообразие содержания дисциплины могло быть выражено в этих блоках как совокупность основных проблем психологии, как система взаимосвязанных понятий. Тогда не нужно будет на лекциях подробно говорить о деталях, которые можно отнести на практические и семинарские занятия. Так, например, нет необходимости давать в лекции подробную характеристику каждого из психических познавательных процессов, но зато нужно показать их функции, обратив внимание студентов на взаимосвязь и взаимодействие между ними в ходе их функционирования. На дальнейших практических, семинарских и лабораторных занятиях они могут быть более подробно изучен не только теоретически, но и экспериментально. При этом нужно учитывать профессиональные особенности студенческой аудитории. Например, на математическом факультете педагогического вуза можно более детально изучить теоретические основы математических способностей школьников и вооружить будущих преподавателей методике выявления и развития математических способностей детей.

Лекционный курс в зависимости от количества часов (для психологических и других, непсихологических, факультетов – они различаются весьма существенно), что отводится, может быть разделен на блоки в разных вариантах. Так, вся проблематика общей психологии может быть разделен на пять, шесть или семь лекционных блоков в зависимости от количества часов и замысла преподавателя.

На семинарских, практических и лабораторных занятиях должны отрабатываться те вопросы, которые лектор запланировал. Но при этом в отличие от лекций, которые носят теоретический характер, они нацеливают на формирование у студентов умения использовать теоретические знания на практике для исследования и преобразования психологических фактов и тем самым научить их психологически грамотно ориентироваться в практических ситуациях.

 

Рассмотрение методики преподавания общей психологии:

Первое. Поскольку общая психология – это теоретическая, а не прикладная наука, через который имеет методологическое значение для прикладных отраслей психологии »постольку и методика его преподавания должна быть нацелен на формирование у обучаемых общего теоретического мышления: все учебные задачи составляются так, чтобы студенты учились психологическому анализу и оценке практических ситуаций. Это умение психологически мыслить поможет им в усвоении возрастной, педагогической, социальной и других прикладных отраслей психологии. Словом, любая учебная задача, составленная на реальных фактах, имеющие практический смысл, преследует цель научить мыслить теоретически, чтобы решить практическую проблему.

Информация о работе Психологическое образование в вузе