Психологическое образование в вузе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 11:00, доклад

Краткое описание

Психология является очень важным предметом во всех вузах, независимо от факультетов и специализации, так как ни один квалифицированный специалист не сможет нормально работать и выполнять поставленные задачи, если у него есть букет психологических проблем, комплексов и нерешенных ситуаций. Поэтому сегодня практически во всех вузах студенты в обязательном порядке изучают хотя бы вводный курс психологии. На гуманитарных факультетах психологию учат несколько семестров, в технических вузах – всего один, но при желании получить достаточную базу и понимание основных психологических законов, понятий и явлений, сделать это возможно и за один семестр.

Вложенные файлы: 1 файл

Психологическое образование в вузе.docx

— 57.19 Кб (Скачать файл)

Второе. Большинство студентов-первокурсников изучает психологию впервые и сразу проникает сознанием ее необходимости для себя лично, так как позволяет изучить и лучше понять самого себя. Это интересно и трудно одновременно. Дело в том, что многое кажется давно известным, потому житейскими психологическими знаниями обычно обладают все. Но оказывается, что толкование известных с детства явлений психики может быть несколько иным, если подходить к ним с позиций психологии, не всегда сразу учитывается: житейские понятия, расходящиеся в ряде случаев с научными, мешают усвоению последних. Следовательно, методика преподавания психологии не может этого не учитывать и приходится акцентировать внимание студентов на различия жизненных и научных представлений о тех или иных фактах и ​​явлениях психики.

Третье. Не обладая научной терминологией, студенты в начальный период обучения не умеют пользоваться психологическими понятиями в своих выступлениях на семинаре, при ответах на экзамене («Понимаю, но сказать не могу», – «Знаю, но не могу точно выразиться» - обычные объяснения в таких случаях).

Методические особенности преподавания прикладной психологии

Возрастная и педагогическая психология

Эти две прикладные области психологии, если их рассматривать вместе как единую учебную дисциплину, является применением общепсихологических теории для объяснения возрастного развития в детские годы (это самый исследованный отрезок жизни человека) и психологических условий эффективности обучения и воспитания человека.

Изучение этих наук имеет практическое значение для студентов, учителей и родителей, любого взрослого человека.

В методике преподавания возрастной и педагогической психологии очень важно оттенить психологический аспект обучения и воспитания, показывая его отличие от педагогической. Нужно постоянно подчеркивать, что если педагогика отвечает на вопрос «как учить» и «как воспитывать», то психология, опираясь на закономерности психического развития человека, объясняет, «чему учить и воспитывать нужно именно так»; т.е. научно обосновывает приемы и методы педагогики.

Лекции и различные формы практических занятий с применением названных активных методов должны обеспечить творческое усвоение теоретических и практических проблем возрастной и педагогической психологии всеми студентами – будущими педагогами.

Социальная психология

В методике преподавания социальной психологии не может не учитываться относительная молодость этой науки.

При самостоятельном изучении литературы студент может встретиться с разными, иногда взаимоисключающих точек зрения на одно и то же вопрос, потому что наука находится в состоянии развития. Однако для начинающих изучать социальную психологию данное обстоятельство может создать определенные трудности, которые необходимо учитывать в методике преподавания.

Во-первых, разнообразие мнений, толкований, объяснений одних и тех же явлений, разные подходы к их классификации в коем случае не должны его запутать. Наоборот, найдя такое разномыслие, нужно внимательно сопоставить каждую мысль одна с другой, попытаться понять аргументы и принять решение, которое наиболее импонирует. Такой подход означает эффективный способ познания истины, существенно превосходящий простое запоминание одной-единственной и бесспорной точки зрения. Так что не нужно расстраиваться при выявлении различия в объяснении некоторых социально-психологических явлений, а скорее радоваться, что есть повод поразмыслить и выработать свой собственный взгляд на проблему.

Во-вторых, в методическом отношении будет полезно, если преподаватель перечислит в научной литературе различные точки зрения, что есть, со своими комментариями, что станет для студента ключом для серьезной и увлекательной работы по анализу проблемы.

В-третьих, в учебных задачах студенту будет настоящее и такие задачи, для решения которых нужно разобраться в нескольких точках зрения на одну и ту же проблему. Эти примеры подскажут студенту, как сопоставлять и анализировать различные теоретические подходы к ней, которую с научных позиций, что является, поддержать и почему. Из приведенных ниже вопросов самый раз относится к этой категории.

Клиническая психология

Медицинская психология олицетворяет связь психологии с медициной, особенно с такими ее областями, как психиатрия, неврология, нейрохирургия.

Предмет медицинской психологии в настоящее время еще не получил четкое и однозначное определение. Некоторые считают, что понятие «медицинская психология» и «клиническая психология» тождественна.

Основная задача психолога – сделать так, чтобы больных становилось меньше заниматься собственно психологической работой среди населения – психогигиеной, психопрофилактикой заболеваний психологическим консультированием, психологической реабилитацией перенесших острые психологические травмы и прошедших стационарное лечение, а также психотерапевтическими процедурами при неврозах, остаточных проявлениях острых реактивных психозов, обострениях психопатии, поведении, отклоняющееся, подростков и т.д.

Практический психолог, обладающий знаниями в области медицинской психологии, способен своевременно распознать начальные симптомы нарушения психической деятельности под влиянием психотравмирующих факторов и своевременно оказывать психологическую помощь, уметь диагностировать своевременно психогенные заболевания и, в случае необходимости, направлять страдающих нервно-психическими расстройствами к психиатру. Одна из важных задач практического психолога заключается в смягчении и устранении внутригрупповых и межгрупповых конфликтов, по возможности в заблаговременной нейтрализации конфликтоген. Словом, практический психолог все должен сделать для того, чтобы разного рода психические травмы не приводили к острым или затяжных недугов, не доводить до необходимости вмешательства медицины.

Все авторы психологических изданий выражают в целом одну и ту же мысль, пусть разными словами, медицинская психология – отрасль психологии, использующая психологические закономерности в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Разногласия начинаются там, где рассматриваются вопросы содержания и задач научной дисциплины, ее задач.

Первая расхождение возникает, когда перечисляют заболевания, в диагностике, лечении и предупреждении которых используются психологические знания. В некоторых учебниках и учебных пособиях говорится о тех заболеваниях, которые изучаются нейропсихологией, т.е. о нарушении высших психических функций через локальные поражения мозговых структур, но подробно о самих заболевания обычно ничто не говорится. Иногда авторы, говоря о заболеваниях, которые входят в круг интересов медицинской психологии, ограничиваются термином «разные болезни», видимо, имея в виду, что во всех болезней является психологическая «сторона», которую и должна изучать медицинская психология. Так же, вероятно, считают и те авторы, которые, как уже отмечалось выше, в смысле медицинской психологии видят две взаимосвязанные области исследований: одна связана с проблемой влияния на психику патологических изменений в соматических процессах, а у второй основной проблемой является влияние психических состояний на соматические заболевания, короче говоря, опять имеются в виду все существующие болезни.

Все эти мысли (они выражаются в издаваемых ныне учебниках и психологических словарях, поэтому и приходится здесь говорить о них) нельзя считать неверными, ибо психологические закономерности можно использовать при изучений и лечении всех болезней, если от них страдает лицо, а в ней все взаимосвязи 'связано – душа и тело, психика и организм. Однако, считая все эти мнения верны, приходится в то же время констатировать, что они разные в частностях и очень общие в принципе, а потому создают определенную трудность при попытке однозначно обозначить предмет медицинской психологии как учебной научной дисциплины, которая преподается в педагогическом вузе или университете для студентов-психологов и других немедицинских специалистов.

Прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупреждения (профилактики) заболеваний нервно-психического характера.

Содержанием деятельности практического психолога по применению знаний в области медицинской психологии станут:

а) изучение психических состояний людей подведомственной

организации, учреждения, территории, выявление и диагностика нервно-психических заболеваний психогенного (или соматогенного) происхождение;

б) проведение психотерапевтических, психокоррекционных

мероприятий с нервно-психическими больными, напрямую, в случае необходимости, в лечебные учреждения на консультацию к психиатру и других специалистов;

в) организация психогигиенических, психоконсультативнои и психопрофилактической службы и пропаганда ее работы среды населения, а также проведение медикопсихологичнои образования;

г) выявление запущенных форм неврозов и других психогенных заболеваний и организация медицинского контроля, направление на лечение амбулаторно или в стационаре.

Юридическая (правовая) психология

Юридическая психология – наука, изучающая явления и закономерности психической жизни людей, связанные с приемом правовых норм и участием в правовой деятельности. Другими словами, это наука о психологии правостосовнои деятельности и ее субъектов, то есть сотрудников правоохранительных органов. Юридическая психология в системе государственного образования изучается в юридических вузах и на юридических факультетах университетов. Она также преподается в вузах правоохранительной системы, экономических и управленческих учебных заведениях. Цель преподавания этого предмета студентам-юристам ученые-правоведы видят в формировании психологической культуры юриста, повышающей эффективность юридической деятельности, способствует ее гуманизации.

Решая предложенные учебные задачи, студент-психолог видеть себя на месте то следователя то судьи том подсудимого, то свидетеля, то инспектора уголовного розыска, то адвоката, то прокурора и т.д. Такая ролевая метаморфоза нужна так как изучать юридическую психологию прийтись, главным образом, по учебной и специальной юридической литературе, адресованной студентам-правоведам, где описываются функциональные обязанности профессионалов, выполняющих различные виды правовой деятельности (следователя, судьи, прокурора, адвоката и т.д.). Вот и нужно психологу образно представить конкретную деятельность по ее описанию (мотивы, цели, средства и способы действий, желаемый или реально достигается конечный результат деятельности) и принимать решения за юриста по методу мысленного диалога: «Как бы я поступил в данной ситуации?»; «Что с психологической точки зрения целесообразности: согласиться с ответом допрашиваемого или промолчать?» «Почему свидетель не дает нужных показаний, хотя явно осведомлен в вопросах, которые ему задает судья? Не хочет? Не уверен? Боится кого или чего?». Разбираясь в различных правовых ситуациях и поведении участников действий в этих ситуациях, психолог ищет ответ на возникающие проблемы с точки зрения законов психологии, которые он знает как профессионал, а сами ситуации студент может черпать из учебной и научной юридической литературы, художественных (лучше всего – детективных) произведений или из самой жизни.

Еще раз подчеркнем: главное для психолога, выступающего в роли консультанта или эксперта по психологическому объяснению поведения, действий и деятельности людей, подвергающихся правовому рассмотрения, – это знание психологической структуры деятельности юриста в исполняющего различные профессиональные функции. Зная деятельность и опираясь на принцип деятельностной подхода, он всегда сможет квалифицированный решать такого рода задачи.

Студентам-психологам предлагается проанализировать правовые ситуационные задачи, приводимые ниже, представляет модели реальных ситуаций (умышленные и неумышленные противоправные действия, казусы, неосторожные действия, нанесение вреда под воздействием непреодолимой силы и т. д.) »а также ситуации, где требуется психологическая оценка неверного толкования правовой нормы и осуществления через эту противоправное действие или нанесения ущерба, что влечет за собой привлечение к уголовной или административной ответственности. Все ситуации в задачах относятся к категории случаев, подпадающих под те или иные нормы права (статьи закона), по которым предусмотрено наказание или оправдание, так что студент должен быть уверен, что все действия с правовой точки зрения соответствует закону, хотя в сущности могут иногда с морально-этической стороны показаться несправедливыми или просто вредными. От психолога требуется знание не юридической (соответствует или не соответствует закону), а только психологической стороны явления, поскольку конкретную статью закона ему подскажут (ему ее знать необязательно, хотя и небесполезно).

 

 

 

Психология в высшей школе проблемы проектирования психологического образования педагога

 

Психологическая компетентность относится к разряду основополагающих в структуре педагогической деятельности. Под разными наименованиями ("понимание учеников", "понимание душевного состояния другого", "наблюдательность" и т.п.) она входит в структуру общих педагогических способностей. Талантливые педагоги всегда отличаются хорошим знанием психологии воспитанников. Вместе с тем общеизвестно утверждение, что инструментальность и практичность получаемых в педвузе психологических знаний остаются невысокими. Во многих исследованиях установлено, что большинство студентов и работающих педагогов не удовлетворены своей психологической подготовкой и в первую очередь ее практической составляющей. Выпускники педвуза "не осознают конструктивных возможностей психологической теории" [13; 52], "не пользуются и не могут пользоваться психологическими знаниями, полученными ими в вузе" [16; 14].

Традиционно в педвузе достаточно длительный период изучались общая, возрастная и педагогическая психология. Все изменения в психологической подготовке педагога сводились к переструктурированию внутри этих дисциплин. Первоначально (30-60-е гг.) в педагогических институтах изучались основы психологии. На изучение психологии отводилось 70 ч (50 ч лекции и 20 ч − практические занятия). В последующем в учебные планы были введены возрастная и педагогическая психология: первоначально как одна учебная дисциплина, в последующем как раздельные. Однако учебных книг по всем отдельным дисциплинам так и не было создано. Объем часов, отводимых на освоение психологии в педвузе, составлял 2-3% от общего бюджета учебного времени.

Информация о работе Психологическое образование в вузе