Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:05, реферат
Цель работы: изучить влияние сверстников на психологическое развитие
ребенка.
Основные задачи:
1. Провести аналитический обзор специальной литературы по вопросам развития
психики детей.
2. Изучить особенности понятия социальное знание.
3. Выявление особенностей влияния отношений со сверстниками на развитие
ребенка дошкольного возраста.
разделяют с ними ответственность. Они учитывают не столь уж отдаленное
будущее, когда их дети, став подростками, начнут принимать большинство
решений самостоятельно. Готовясь к этому, родители уже сейчас стараются
чаще обсуждать с детьми различные проблемы и советоваться по важным
вопросам. Они сознают себя создающими структуру для ответственного принятия
решений.
Знакомство с миром людей происходит у детей в сложных социальных
ситуациях, в которых их сопровождают родители или другие, более опытные
партнеры.
Юнисс возражает против рассмотрения социализации в качестве процесса
перехода контроля от родителей к ребенку по мере того как он становится
более независимым и способным регулировать свое поведение самостоятельно.
Скорее следует говорить о процессе обоюдного или совместного регулирования
на протяжении всей оставшейся жизни. Маккоби же полагает, что длительность
родительского влияния определяется крепостью и разумностью их отношений с
ребенком, установленных в период среднего детства. В некоторых случаях
вклад родителей в совместное регулирование поведения подавляет волю детей,
в других – способствует увеличению их автономии в рамках таких отношений.
Кроме того, взаимодействие с родителями позволяет детям упражнять и
совершенствовать социальные навыки, которые затем окужутся весьма полезными
при взаимодействии со сверстниками. [14]
4)Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
В среднем детстве дети должны научиться принимать в расчет нюансы
дружбы и авторитета, расширяющихся и конфликтующих половых ролей, а также
учитывать множество социальных норм, правил и предписаний. Дети достигают
всего этого разными способами. Один из них — продвижение по пути прямой
социализации, связанное с вознаграждением желательного поведения и
наказанием нежелательного, а также с подражанием поведению доступных
наблюдению ролевых моделей. Социальное научение помогает детям приобрести
уместные в данном обществе формы поведения и социальные установки. Другой
способ, с помощью которого дети узнают о социальном мире, связан с
психодинамическими процессами. В определенных ситуациях дети проявляют
тревожные чувства, но постепенно учатся снижать эту тревогу, используя ряд
защитных механизмов.
Кроме того, дети приобретают знания о мире людей благодаря
процессу, называемому социальным познанием. Подобно тому, как
представления детей о физическом мире изменяются с возрастом, то же можно
сказать и о понимании ими социального мира. Социальное познание включает в
себя мысли, знания и предположения о социальном мире. Социальное познание в
этом возрасте связано с пониманием дружбы и развитием моральных суждений.
[11]
На протяжении среднего детства и отрочества социальное познание
становится все более важной детерминантой поведения детей. Именно в среднем
детстве дети должны научиться разрешать осложнения в дружеских отношениях и
разбираться в вопросах справедливости, соблюдать социальные правила, обычаи
и связанные с полом условности, уважать власть и нравственный закон. Дети
начинают присматриваться к миру людей и постепенно постигать принципы и
правила, по которым он существует. Этот процесс изучался представителями
когнитивной психологии, считающими, что все знания — научные, общественные
или личные — существуют как организованная система или структура, а не в
виде бессвязных кусков и порций информации. Понимание мира не развивается
путем его истолкования по кускам, не связанным между собой. Дети пытаются
осмыслить свой опыт как организованное целое. Развитие социального познания
идет по пути, который характерен и для других видов когнитивного развития.
У дошкольников понимание мира ограничено их эгоцентризмом. Хотя к 7
годам дети достигают разумного возраста и могут выполнять некоторые
логические операции, им еще несколько мешает неспособность видеть мир с
других точек зрения. В среднем детстве они постепенно развивают менее
эгоцентрическую позицию, принимающую в расчет то, что думают и чувствуют
другие люди.[8]
Поэтому первым компонентом социального познания является социальный
вывод — догадки и предположения о том, что чувствует, думает или
намеревается сделать другой человек
Например, маленький ребенок слышит смех матери и предполагает, что ей
весело. Взрослый человек, возможно, услышит в смехе матери этого ребенка
некую принужденность, и тогда он делает вывод, что она скрывает свои
чувства. Разумеется, маленький ребенок не в состоянии сделать столь тонкий
вывод, но к 6 годам дети уже способны прийти к выводу, что мысли другого
человека могут отличаться от их собственных. Примерно к 8 годам они
отчетливо сознают, что другой человек способен представить ход их
собственных мыслей. К 10 годам дети способны представить себе содержание и
ход мыслей другого человека, предполагая в то же время, что этот другой
человек делает то же самое с их собственными мыслями. Рассуждение ребенка
при этом может выглядеть примерно так: «Джонни сердится на меня и знает,
что я знаю, что он сердится». Процесс развития точных социальных выводов
продолжается еще и в подростковом возрасте.
Вторым компонентом социального познания является понимание ребенком
социальных отношений. Дети постепенно накапливают знания о существовании
таких налагаемых дружбой обязательств, как честность и верность, уважение к
авторитету, и о таких понятиях, как законность и справедливость,
одновременно углубляя и расширяя их понимание. [5]
Третьим аспектом социального познания является понимание социальных
предписаний, таких как обычаи и условности. Многие из этих условностей
поначалу заучиваются механически или исполняются путем простого подражания.
Позже они утрачивают свою жесткость, в зависимости от способности ребенка
делать правильные социальные выводы и понимать социальные отношения.
Психологи, изучающие социальное познание, считают, что оно развивается
в предсказуемой последовательности, а некоторые из них даже называют
ступени этой последовательности стадиями. Большинство исследователей
сходятся в том, что дети преодолевают пик своего эгоцентризма к 6-7 годам.
Они преодолевают центрацию на одном аспекте ситуации и постепенно
совершенствуют умение делать социальные выводы. Как мы вскоре увидим, эти
успехи дают ребенку возможность строить прочные и приносящие удовлетворение
отношения с другими детьми. Они также влияют на способность ребенка
размышлять о нравственных вопросах.
5)Представления детей о дружбе
Способность строить предположения относительно мыслей, ожиданий,
чувств и намерений других людей играет главную роль в понимании того, что,
значит, быть другом. Дети, которые могут видеть вещи и явления с точки
зрения другого человека, в большей степени способны устанавливать и
поддерживать прочные, близкие отношения со сверстниками.
Используя модель социального познания, Селман изучал дружбу между
детьми в возрасте 7-12 лет. Его подход имеет сильное сходство с подходом
Колберга в исследовании морального развития, речь о котором пойдет в
дальнейшем. Детям рассказывают историю, в которой содержится социальная
дилемма, затем им задают вопросы, построенные таким образом, чтобы можно
было оценить понимание ими других людей и самих себя, их способность к
рефлексии и общие представления о дружбе и тех поступках, которые ее
подрывают. Вот пример одного из использованных Селманом рассказов. [8]
Кэтти и Дебби были лучшими подругами с 5-летнего возраста. В соседний
дом приехала новая семья, в которой есть девочка Жанетта; она быстро
подружилась с Кэтти, но Дебби ей не понравилась, потому что считает Жаннету
воображалой. Позже Жанетта приглашает Кэтти пойти в цирк, который дает
представление в их городе только один день. Проблема Кэтти состоит в том,
что она обещала Дебби играть с ней в этот день. Что будет делать Кэтти?
Этот рассказ поднимает вопросы о характере отношений, о выборе между
старой и новой дружбой, о верности и доверии. Дети должны обдумать эти
вопросы, обсудить, как зарождается и поддерживается дружба, и решить, что в
этих отношениях представляет первостепенную важность. Иными словами, метод
Селмана дает возможность оценить представления ребенка и ход его
размышлений — как он принимает решения относительно того, что является
главным.
Селман описывает 4 стадии дружбы. На первой стадии (до 7 лет) дружба
основана на соображениях физического или географического порядка и носит
довольно эгоцентрический характер. Друг — это просто партнер в играх, тот,
кто живет неподалеку, ходит в ту же школу или имеет интересные игрушки. О
том, чтобы понять и принять в расчет собственные интересы друга, речь пока
не идет.
На второй стадии (от 7 до 9 лет) дети начинают проникаться идеей
взаимности и сознавать чувства другого. Дружба рассматривается главным
образом с точки зрения поступков одного человека и их субъективной оценки
другим человеком. На этой стадии ребенок мог бы сказать, что Кэтти может
пойти в цирк с Жанеттой и остаться подругой Дебби только в том случае, если
Дебби не будет возражать против изменения первоначальных планов.
На третьей стадии (от 9 до 12 лет) дружба основана на идее подлинно
равного обмена: друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу.
Дети осознают, что могут оценивать действия своих друзей и что друзья, в
свою очередь, могут оценивать их действия. На этой стадии впервые
появляется понятие обязательства. Дети могут осознавать, что дружба между
Кэтти и Дебби отличается от дружбы между Кэтти и Жанеттой, потому что
старая дружба основана на давнишних обязательствах.
На четвертой стадии, которая довольно редко встречалась среди
участвовавших в исследовании Селмана 11-12-летних детей, дружба понимается
как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и
взаимном доверии, Дети теперь становятся способны смотреть на эти отношения
с позиции третьей стороны. На этом уровне ребенок мог бы так
прокомментировать ситуацию: «Кэтти и Дебби должны суметь понять друг
друга». Селман утверждает, что ключом к пониманию возрастных изменений в
дружбе детей является способность встать на точку зрения другого.
Не все исследователи соглашаются с моделью Селмана. Например, имеются
данные, что маленькие дети имплицитно знают гораздо больше о том, что
значит быть другом, чем они могут рассказать интервьюеру. Кроме того,
реальная дружба характеризуется довольно сложными и динамичными
отношениями. В одно время они могут предполагать взаимозависимость,
обоюдное доверие и взаимодействие, а в другое — независимость,
соперничество или даже конфликт. Такого рода сложности нелегко объяснить с
помощью модели, рассматривающей только когнитивные аспекты детской дружбы и
игнорирующей ее эмоциональные аспекты.
Дружбе, как и всем человеческим отношениям, свойственны моральные
суждения о людях, идеях, ситуациях и событиях. Подобно другим областям
социального познания, мораль также развивается с возрастом.
6) Группа сверстников
Что такое группа сверстников? Когда мы употребляем этот термин, мы
не просто говорим о «компании детей». Размер группы сверстников ограничен
тем условием, что все ее члены должны взаимодействовать между собой. Кроме
того, группа сверстников относительно устойчива и сохраняет свое единство
в течение некоторого времени. Ее члены разделяют общих ценностей, а общие
нормы регулируют взаимодействие и влияние каждого ребенка. И, наконец,
взаимодействие членов группы определяется степенью статусной
дифференциации, — существует хотя бы временное разделение на лидеров и
ведомых. Группы сверстников остаются важными в течение всего среднего
детства — от 6 до 12-летнего возраста, но за это время, как в их
организации, так и в их значении, для ребенка происходят заметные
перемены.[8]
В начале среднего детства группы сверстников относительно неформальны.
Они обычно создаются самими детьми, имеют очень мало действующих правил и
их состав быстро изменяется. Конечно, многие групповые занятия; различные
игры или катание на велосипедах — проводятся по строгим правилам. Однако
структура самой группы отличается в этом возрасте большой гибкостью.
Группа сверстников приобретает существенно большее значение для ее
членов, когда они достигают возраста 10-12 лет. Соответствие группе
Информация о работе Психологическое развитие в среднем детстве