Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:05, реферат
Цель работы: изучить влияние сверстников на психологическое развитие
ребенка.
Основные задачи:
1. Провести аналитический обзор специальной литературы по вопросам развития
психики детей.
2. Изучить особенности понятия социальное знание.
3. Выявление особенностей влияния отношений со сверстниками на развитие
ребенка дошкольного возраста.
образом, ребенок, мышление которого еще носит эгоцентрический характер и
позволяет ему фокусировать внимание каждый раз только на одном измерении,
будет предполагать, что люди, сходные по одному признаку (например, по
цвету кожи), должны быть похожи и по другим признакам. По мере того как
дети становятся старше, они постепенно развивают способность видеть людей
многомерными. В результате одного эксперимента, проведенного среди англо-
говорящих и франко-говорящих канадских детей, было выявлено, что старшие
дети имели более гибкие установки по отношению к детям другой языковой
группы. Дети, достигшие в развитии мышления периода конкретных операций,
реже приписывали отрицательные качества представителям другой языковой
группы, чем дети, находящиеся на стадии до операционального мышления. [10]
Эта возросшая способность видеть людей многомерными встречает
противодействие со стороны сильного стремления стоящих на пороге отрочества
детей подчиняться групповым стандартам и отвергать тех, кто в чем-то им не
соответствует. Результаты исследования, проведенного в одном из небольших
городов в Калифорнии, население которого состояло наполовину из чернокожих
и наполовину из белых американцев, показали, что у старших детей, по
сравнению с младшими, реже встречались друзья с другим цветом кожи. Было
выявлено, что межрасовые дружеские отношения постепенно ослабевали от 4-го
к 7-му классу. Исследователи пришли к заключению, что по мере того как дети
становятся старше, общность признаков становится все более значимым
основанием для дружбы. Может также иметь место и определенное давление со
стороны других членов группы, препятствующее установлению и поддержанию
дружеских отношений с членами другой группы. Это давление может проявляться
с обеих сторон. Чернокожих детей, подружившихся с белыми детьми, могут
заставлять прекратить эту дружбу, потому что они «предают» свою расу.
Недавно проведенные исследования также показали, что чернокожих детей,
которые хорошо учатся в школе, одноклассники часто считают «предателями»
своей расы. Они подвергаются многочисленным насмешкам, и их часто исключают
из групповой деятельности
Осознание расовой принадлежности — очень важный вопрос для детей в
среднем детстве, потому что это как раз то время, когда ребенок
«подписывает или не подписывает «общественный договор» Дети впитывают в
себя культурные установки окружающих их людей. Взамен «клятвы на верность»
нормам своего общества дети должны получить от него чувство принадлежности
к более широкой и могущественной группе. Но чернокожие родители были
вынуждены приспособиться к культуре белого большинства, которая не
вознаграждает их так, как белых. Получается, что эти родители учат своих
детей разделять ценности того общества, которое их самих недостаточно
высоко оценивает. Дети, конечно же, чувствуют этот конфликт, что не может
не сказаться на их отношении к обществу.[10]
Давление со стороны, сверстников еще более усугубляет этот конфликт.
Нормы поведения в группах национальных и расовых меньшинств часто
существенно отличаются от норм поведения в группах белых детей,
принадлежащих к среднему классу. Афро-американский ребенок, выросший в
самом центре большого города, принадлежит к культуре, отличной от культуры
большей части белых или черных американцев среднего класса. Степень
принятия, которое встречают чернокожие дети в более широком обществе, часто
зависит от их способности приспосабливаться к его нормам. Когда дети из
меньшинств объединяются с другими членами своей расовой или этнической
группы, это облегчает их адаптацию на протяжении среднего детства. Такое
единение способствует повышению их самоуважения, укрепляет внутригрупповую
солидарность и, увы, усиливает враждебность к «чужим». Однако рано или
поздно дети из меньшинств должны столкнуться с проблемой объединения своей
Я-концепции с их общественным имиджем как членов специфической группы, а
это может стать причиной конфликта, тревоги или гнева в любом возрасте.
В ходе проведения реферата и изучении литераторы по данной теме
было доказано что влияние сверстников на психологическое развитие детей
среднего возраста очень велико.
При взаимодействии с сверстниками ребенок познает новые стороны жизни,
появляются первые попытки самореализации, начинается социальная адаптация
ребенка. Ребенок начинает взаимодействовать, учиться договариваться,
сотрудничать на взаимовыгодных условиях , появляется соперничество ,
которое положительно влияет на развитее. Ребенок не имеющих друзей, рискует
быть социально не адаптированным, что может негативно сказаться на
дальнейшей жизни ребенка.
Большую роль в развитии психики играют группы сверстников.
Появляются определенные правила которые обязаны соблюдать все дети которые
входят в эту группу. Ребенку важно на данном этапе развития быть
поддержанным группой это поможет ребенку в дальнейшем адаптироваться к
социальной среде. Но , группа так же может негативно сказаться на психики
ребенка , так как во многих группах существуют дети с агрессивным
характером , если в группе не подавляется агрессия ребенка то , он может
стать еще более агрессивным. Если ребенок застенчив и его застенчивость
никто не подавляет , то у такого ребенка могут появиться множество
комплексов , которые будут ему мешать в жизни. Со стороны группы может быть
оказано давление – как положительное так и отрицательное. Так как дети в
данном возрасте очень легко подчиняются давлению со стороны сверстников-
авторитетов , что может привести к негативным последствиям для развития
ребенка.
1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание.(Пер. с англ.) – М.:
Прогресс, 1986. 143 стр.
2. Божович Л.И. Славина Л.С. Психологическое развитие школьника и его
воспитание М., 1979. 89 стр.
3. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском
возрасте.(Психологическое исследование) – М.: Просвещение, 1968. 38
стр.
4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве: Норма и отклонения. – М.: педагогика, 1990. 46 стр.
5. Дольто Ф. На стороне ребёнка.(Пер. с фр.)- СПб.: Петербург – XXI
век, 1997. 76 стр.
6. Изучение мотивации поведения детей и подростков/ Под ред. Л. И.
Божович и Л. В. Благонадежиной. – М.: Педагогика, 1972. 215 стр.
7. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: Политиздат, 1987. 35 стр.
8. Непомнящая Н. И. Становление личности ребёнка 6-7 летнего возраста.
– М.: Педагогика, 1992. 29 стр.
9. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Под
ред. Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера- М.: Педагогика, 1988.
189 стр.
10. Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. - Вопросы
психологии. 1966, № 4 57 стр.
Введение
1)Теоретический подход к развитию психики в среднем возрасте.
2) Я-концепция в среднем возрасте
3)Влияние семьи на ребенка.
4)Развитие социального познания в среднем школьном возрасте
5)Представления детей о дружбе
6) Группа сверстников
7) Конформность.
8)Предубеждения детей среднего возраста.
Заключение
Список использованной литературы
Казанский
Государственный Университет
Реферат по возрастной психологии на тему:
«Психологическое развитие в среднем детстве»
Казань 2012г.
Казанский
Государственный Университет
Реферат по Истории края на тему:
«Дома и памятники Татарстана»
Казань 2012г.
Информация о работе Психологическое развитие в среднем детстве