Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:37, реферат
Целью нашего исследования является изучение структуры и динамики изменений в психическом развитии ребенка дошкольного возраста (4-6 лет).
В процессе исследования нами были выдвинуты такие задачи:
1. изучить особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
2. проанализировать развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Личностное развитие детей дошкольного возраста. 10
1.2. Развитие познавательных процессов у детей 3-6 лет. 15
1.3. Развитие речи у дошкольников. 22
1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника. 28
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 35
2.1. Диагностика психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет. 35
2.2. Результаты и анализ исследования. 39
2.3. Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
Психологическая готовность к школьному обучению – целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Итак, цель нашего исследования была достигнута, мы изучили психологическое развитие детей дошкольного возраста и их готовность к обучению в школе.
Гипотезы исследования также были подтверждены. От младшего дошкольного возраста к старшему дошкольному возрасту, который отличается ярким проявлением произвольности, ростом самосознания, глубокими личностными изменениями, происходит дальнейшая перестройка системной организации психических процессов; на фоне созревания нервной системы продолжает осуществляться специфическая для данного возраста интеграция и дифференциация психических процессов.
Психологическая готовность дошкольников к обучению в школе формируется только к 6–7 годам, обеспечивая переход ребенка к позиции школьника, а своевременная диагностика позволяет выявить индивидуальные различия в психологической готовности детей к обучению в школе.
Основными результатами работы явилось следующее:
- изучены особенности личностного развития детей дошкольного возраста;
- проанализировано развитие
познавательных процессов у
- определен механизм формирования и развития речи у дошкольников;
- проанализирована роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника;
- проведено диагностическое исследование психологических изменений в развитии ребенка 4-6 лет и их готовности к школьному обучению;
- даны рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребенок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. Играя, он учится общаться со сверстниками.
Дошкольное детство – период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. У дошкольника своя, особая логика мышления, подчиняющаяся динамике образных представлений.
Это период первоначального становления личности. Возникновение эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами эмоционально-потребностной сферы – вот неполный перечень особенностей, характерных для личностного развития дошкольника. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов и самосознание [24, стр. 211].
Дети младшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к предметам и явлениям, которые их окружают, однако в силу несформированности устойчивого произвольного внимания не могут долго и сосредоточенно заниматься одним делом. Преобладающей формой мышления является наглядно-образное. Эти особенности важно учитывать при организации учебно-познавательной деятельности. Воспитатель строит свою деятельность на основе игровых методов и приемов. В игре ребенок усваивает новые знания, учится оперировать предметами и пособиями, познавая их свойства и качества.
Подготовка детей к школе – задача комплексная, многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Итак, чтобы ребенок мог успешно учиться в школе и выполнять свои обязанности, он к моменту поступления в школу должен достичь определенного уровня физического и психического развития, так называемой школьной зрелости.
Анализ совpеменного состояния пpоблемы школьной готовности и результаты исследования в дипломной работе с детьми дошкольного возpаста позволяют сделать pяд важных, на наш взгляд, выводов.
1. Hачинать фоpмиpование
школьной готовности
2. Подготовка к школе
должна носить систематический,
3. Задача фоpмиpования
готовности детей к обучению
в школе должна стать одной
из основных в учебно-
Приложение 1
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЗРЕЛОСТИ ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Методика 1. Оценка психосоцильной зрелости по тестовой беседе.
В процессе беседы психолог
получает сведения об общих представлениях
ребенка, о его способности
Психологу лучше заранее знать состав семьи, наличие или отсутствие кого-либо из родителей. По окончанию беседы анализируется вся информация, полученная при ответах на вопросы, особое внимание обращается на контрольные вопросы.
№ |
Вопросы к беседе |
Ответ ребенка |
Баллы |
1. |
Назови свою фамилию, имя, отчество |
|
|
2. |
Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. |
|
|
3. |
Кем работает твоя мама (папа)? |
|
|
4. |
Где ты живешь, назови свой домашний адрес? |
|
|
5. |
Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тетей или дядей? |
|
|
6. |
У тебя есть брат (сестра)? Кто старше? |
|
|
7. |
Сколько тебе лет? Сколько будет через год, через два года? |
|
|
8. |
Сейчас утро или вечер (день или утро)? |
|
|
9. |
Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь – утром или днем? Что бывает раньше – обед или ужин? |
|
|
10. |
Какое сейчас время года: зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь? |
|
|
11. |
Когда можно кататься на санках - зимой или летом? |
|
|
12. |
Почему снег бывает зимой, а не летом? |
|
|
13. |
Что делают почтальон, врач, учитель? |
|
|
14. |
Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель? |
|
|
15. |
Ты сам(а) хочешь пойти в школу? Почему? |
|
|
16. |
Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить? |
|
|
17. |
Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т. д.? |
|
|
18. |
Покажи свой левый глаз, правое ухо. Для чего нужны глаза, уши? |
|
|
19. |
Каких зверей ты знаешь, каких птиц? |
|
|
20. |
Кто больше: корова или коза? Птица или пчелка? У кого больше ног: у собаки или у петуха? |
|
|
21. |
Что больше: 8 или 5; 5 или 3? Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3. |
|
|
22. |
Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь? |
|
|
Обработка результатов
1. За правильный ответ
на все подвопросы одного
2. Ребенок может получить 0,5 балла за правильные, по неполные ответы на подвопросы пункта.
3. Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу и достаточно полные, например: "Папа работает инженером на "Азоте", "У собаки больше ног, чем у петуха, потому что у собаки их четыре, а у петуха - две". Ошибочными считаются ответы: "Мама Люда", "Папа работает на работе", а также, если ребенок путает времена года, их признаки, "больше - меньше" без наглядных примеров.
4. К контрольным относятся пункты-вопросы: 4, 7, 10, 22. Они оцениваются следующим образом: 4 - за полный домашний адрес с названием города - 2 балла; 7 - если ребенок может вычислить, сколько ему будет лет - 1 балл, если он отвечает с точностью до месяцев - 3 балла; 10 - за обоснованный ответ с перечислением признаков (не менее 3 признаков) - 2 балла, до 3-х признаков - 1 балл; 14 - за каждое правильное указание применения школьной атрибутики - 1 балл; 22 -за правильный ответ "Попрошу прощения. Отдам свою", - 2 балла.
5. Пункт 15 оценивается совместно с п. 14 и п. 16. Если в п. 14 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ в п. 15 или 16, то отмечается положительная мотивация к обучению в школе (за п. 14-16 надо набрать 4 балла).
Дети, желающие учиться, могут ориентироваться на саму учебу (что является наиболее благоприятным фактором), другие - на внешние атрибуты (красивые форма, портфель, веселые друзья и переменки и т.д.). Нежелание детей идти в школу может быть связано с боязнью строгих правил, установленных в ней или критическим отношением к себе, а также нежелание расставаться с привычными условиями, с положением дошкольника, страхом перед новизной - все это отмечается в их высказываниях.
Общая оценка результатов
Итоговый балл вычисляется суммированием всех баллов, полученных ребенком по всем пунктам.
- "Школьно-зрелыми" считаются дети, получившие в сумме 24-29 баллов;
- средний уровень школьной зрелости определяется 20-23 баллами,
- условно неготовыми к школьной жизни можно считать детей, получивших 15-19 баллов.
Следует отметить, что по результатам данной методики школьный психолог имеет право сделать только предварительные выводы, которые должны быть подтверждены и проверены результатами диагностики по другим трем методикам программы.
Методика 2. Имитация написанного текста. (Вариант задания из теста "Школьной зрелости" А. Керна и И. Ирасека).
Выполнение заданий этой методики требует от ребенка проявить волевое усилие при исполнении не очень интересной работы, выполнять задание в форме подражания образцу. Способности ребенка к такого рода действиям важны для овладения учебной деятельностью.
Важно также в процессе выполнения такого рода заданий выявление особенностей тонкой моторики кисти руки, двигательной координации. Благодаря этому можно не только прогнозировать успешность овладения навыками письма и рисунка, но и сделать заключение (ориентировочное) о развитии у ребенка способности к саморегуляции и управлению своим поведением в целом. Известно, что уровень развития тонкой моторики, мелких движений является одним из важных показателей психического развития.
Оценка результатов работы
1 балл - скопированную
ребенком фразу можно
2 балла - предложение еще можно прочитать. Величина букв и их наклон могут не соответствовать образцу.
3 балла - в записи ребенка можно выделить хотя бы 2 группы, прочесть не менее 4-х букв.
4 балла - на буквы
образца похожи по меньшей
мере 2 буквы. Скопированное
5 баллов - отдельные или
сплошные "каракули", среди которых
нельзя выделить нечто,
По результатам данной методики можно сделать следующие выводы. Дети, получившие 5 баллов, нуждаются в дополнительных занятиях, особенно пристальном внимании в начальный период обучения. У них, скорее всего, возникают проблемы с пониманием заданий учителя, освоением рисунка и письма.
Дети, получившие 3 балла, считаются готовыми к обучению в школе при условии контроля и внимания в первоначальный период обучения. Им может быть предложена в качестве развивающей процедуры работа, связанная с совершенствованием тонкой моторики - рисование узоров по образцу, занятия с мелкими деталями (составление мозаик, сборка моделей, вязание, вышивание, рисунок).
Дети, получившие 1-2 балла,
считаются зрелыми для
Следует отметить, что при использовании результатов данной методики в целях ранжирования и отбора с учетом результатов по другим методикам, применяются обратные баллы: самое успешное выполнение оценивается 5 баллами, самое неуспешное - 1 баллом, так как в большинстве других методик соблюдается пропорциональная система оценок: чем успешнее – тем большее количество баллов начисляется.
Информация о работе Психологическое развитие детей дошкольного возраста 4-6 лет