Психологическое сопровождение леворуких дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа

Краткое описание

Этимологически понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие, совместное передвижение, помощь одного человека другому в преодолении трудностей» [13]. «Сопровождать, — читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого» [12]. В словаре В. Даля сопровождение трактуется как действие по глаголу «сопровождать», то есть «провожать, сопутствовать, идти вместе для проводов, провожатым, следовать».

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 83.91 Кб (Скачать файл)

Игры  с  мячом

Игры с мячом являются развитием ребенка типа "возьми  и дай". Вначале, когда ребенок  собирается ловить мяч, он вытягивает  руки  и   ожидает  его.   Затем  ребенок  хватает    обеими руками, при этом его пальцы выпрямлены. Когда годовалый  ребенок  бросает  мяч,  он  обхватывает  его  снизу, бросает в направлении  вперед и вверх. Ребенок в возрасте 2 - 3 года не может бросать мяч  в каком-то определенном направлении  и не может одновременно бежать и  бросать мяч. К пяти  годам  бросок  мяча становится  скоординированным,  более  направленным.   Ребенку  тяжелее   поймать  маленький  мяч.  Когда ребенок играет с  мячом, тренируются и другие органы чувств. Например:

Зрение:   Ребенок   следит   глазами   за   мячом   и   фиксирует взгляд.

Слух: Он слышит, как мяч  ударяется о землю или о  стенку. Осязание: Ребенок касается мяча ладонями рук. Чувство суставов и мускулов: Он ощущает, какую силу си использует при бросании мяча. Тренирует  чувство направления и того, как  далеко он сможет бросить мяч. Равновесие: Бег и игра с мячом тренируются  во многих играх с мячом. При этом у детей есть выход своей энергии; они учатся сотрудничать друг с другом.

Многие дети могут получать удовольствие, играя только одним  мячом.

Комплекс упражнений для профилактики  затруднений в начале систематического обучения письму

Наиболее трудным видом  движений для ребенка является обучение письму. Если у ребенка недостаточно хорошо развита моторика кисти руки, то это повлияет на все результаты обучения его в школе.

Способность писать требует:

•   хорошо развитой моторики кисти;

•   явно выраженной доминирующей руки (правой/левой);

•   координации между  глазами и кистью руки;

•    развитых глазных  мускулов и скоординированной фиксации глаз);

•   восприятия и понимания  картинок;

•   распознавания различных  форм (букв) с помощью осязания;

•   понимания нормальной речи и хорошего словарного запаса.

Школьник, испытывающий затруднения  с письмом, не должен просто работать над навыком письма. Ему нужно  заниматься (в том числе в игровой  форме) так, чтобы тренировались  упомянутые ранее навыки.

Что  помогает  развивать  моторику  руки?

Детям  нужно   разрешить,   в   первую   очередь,   использовать различные материалы, которые стимулируют их тактильные и кинестетические способности, т.е. глину, краску для рисования  пальцами, тесто, песок и воду. Такие  материалы тренируют также кисть  руки, заставляя напрягаться и  расслабляться.

Игры для пальцев  с пением.

Для того чтобы тренировать  сноровку и подвижность кисти, рук, эффективны игры для пальцев с  пением. Например:

•   Что такое большой  палец?

•   Большой палец  встречает большой палец.

Хорошо известно, что упражнения для пальцев стимулируют также  языковое развитие. Чтобы помочь детям  узнать свои руки, можно обвести  одну из рук по контуру на бумаге и затем назвать пальцы на рисунке. Ребенок может также сделать  отпечатки своей кисти с помощью  краски или в гипсе. Полезны также  игры с пальчиковыми и кистевыми  куклами.

Для развития пальцев и  различных хваток маленьким детям  нужно рисовать толстыми цветными мелками, а старшим детям - мелками потоньше. Для детей важно рисовать карандашами, краской и играть со своими руками.

Более сложными упражнениями будут следующие: положив руку на стол попытаться выпрямить только один палец, а затем вновь согнуть  его, не вовлекая в движение всю кисть.

Противостояние большого пальца тренируется с помощью  игр, в которых большой палец  касается остальных пальцев,  т.е.' "пальцевых игр", выкладывания деревянных бусинок в  форме квадрата, шитья, сортировки пуговиц и бусинок.

Упражнение для координации  глаза и кисти руки в сочетании  с моторной деятельностью выполняется  на большой классной доске. Взрослый рисует мелом линию, которую ребенок "стирает" мокрой тряпкой. Таким  образом, ребенок приобретает навыки движения рукой. Впоследствии рисуются вертикальные и диагональные линии, полуокружности и окружности. С помощью  упражнений на школьной доске ребенок  вначале приобретает навыки "крупных" движений. Когда он овладеет этим, то сможет, встав на гимнастическую скамью, выполнять то же самое движение рукой, что и взрослый.

Другим хорошим упражнением  будет "рисование" колесиком, которое  обмакнули в воду. Для того чтобы  научиться правильному движению рукой и кистью, ребенку полезно  во время рисования кисточкой  и краской пользоваться пюпитром.

Тренировка асимметричных  движений

Когда движение становится полностью автоматическим, должно быть возможным выполнение одной рукой  какого-то одного движения, в то время  как вторая рука выполняет другое движение. Например: совершать одной  рукой круговое движение над головой, в то время как вторая рука делает круговые движения над животом; постукивать  одним указательным пальцем вверх-вниз по поверхности стола, двигая вторым указательным пальцем взад-вперед. Более трудное, движение - сделать  так, чтобы большой палец касался  кончиков других пальцев, делая это  вначале одной рукой, а затем - двумя. Потом можно касаться большим  пальцем указательного на одной  руке, в то время как большой  палец касается маленького на второй руке. Обе руки должны двигаться  асимметрично назад и вперед. И  в заключение, то же самое движение может быть повторено с закрытыми глазами. Это упражнение для детей труднее всего.

Стимуляция для  определения доминирующей руки

У детей начинает развиваться  латерализация полушарий, доминирование одной из рук, когда они приобретают некоторый уровень восприятия своего тела. Латерализация ассоциируется главным образом с помощью кинестетического чувства, и, кроме того, важным является зрение. Это означает, что, когда взрослый стимулирует доминирование одно; рук ребенка, он должен начать со стимуляции мускулов восприятия всего тела. Ребенок должен вначале изучить свое тело, из чего оно состоит, как оно может двигаться, и как называются различные части тела.

Развитие умения резать

Резание является достаточно трудным для обучения навыком, так  как значительные требования предъявляются  к моторике, координации глаз и  руки и мускульной силы. Ребенок  не в состоянии резать по линии  до тех пор, пока его рука не развита  в достаточной мере и координация  глаз и руки достигла определенной зрелости.

1 - 2 года. Режет бумагу.

2-3 года. Режет глубокими  надрезами.

4-5 лет. Режет зигзагами,  вырезает круги и волны.

6 лет. Вырезает фигуры.

7 лет. Вырезает спиральные  гирлянды.

Если моторика руки ребенка  плохо развита, то не нужно тренировать  напрямую ту хватку, которой ребенок  не в состоянии овладеть. Нужно  начать с использования различных  материалов, чтобы развивать ощущения в кистях рук, например, глины, песка, воды, краски. Играйте в игры для  пальцев рук, пойте песни с  различными движениями пальцев, стройте  сооружения из кубиков, нанизывайте  на нитку деревянные бусы, составляйте  из кусочков картинки-загадки и шейте.

 

Выводы по главе 1

 

Изучив психолого-педагогическую  литературу по проблеме, в первой главе мы рассмотрели феномен леворукости, теории возникновения леворукости, выяснили, что этой проблемой занималось немало как отечественных так и зарубежных учёных, таких как Безруких М.М., Эльконин Д.Б., Семенович А.В. и др. Заглянули в историю левшества и рассмотрели некоторые психофизические, морфологические, эмоционально-психологические особенности леворуких дошкольников. А также рассмотрели методы и формы психологического сопровождения дошкольников такие как опросники для определения рукости, тесты, игровые тесты, методы на выявление рукости и степени левшества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование по сопровождению леворуких дошкольников

2.1. Методы и  диагностические методики

В последние годы школа  отказалась от практики переучивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой. Очень важно определить направление «рукости» ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу. Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких при переходе к систематическому школьному обучению.

Чаще всего первый запрос родителей  на проведение диагностики по определению ведущей руки случается к 4-5 годам ребенка. Существует несколько вариантов определения рукости [6,7]. Наиболее распространенным является метод ее количественной оценки с помощью опросников, содержащих от 5-ти до 20-ти вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных действий. Обычно в опросниках спрашивается о тех двигательных навыках человека, которые формируются у него под влиянием среды.

Опросники для определения рукости содержат стандартный набор вопросов: какой рукой человек пишет легче и красивее, какой рукой бросает мяч, зажигает спичку, режет ножом, ножницами, роет лопатой землю, раздает карты, вдевает нитку в иголку, забивает гвоздь, отвинчивает крышку, держит зубную щетку, веник, расческу и т. д.

Однако, любой опросник — это самооценка, а специальные исследования доказали, что она не всегда совпадает с объективной оценкой рукости. Особенно сложно использовать опросники при работе с детьми. Поэтому предпочтение отдается проведению диагностики в ходе непосредственного наблюдения за деятельностью ребенка, отмечая, какая рука более активна, чаще используется, выполняет движения более ловко и точно.

Существуют специальные батареи  тестов (по 20 и более заданий) и  их сокращенные варианты. Есть и отдельные тесты, традиционно используемые для определения леворукости. Одним из хорошо известных является переплетение пальцев рук. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. У правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой. Несмотря на большую популярность, тест мало информативен.

Второй столь же известный —  «поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху на левом предплечье, а левая кисть — под правым предплечьем, у левшей — сверху кисть левой руки, а под левым предплечьем — правая.

Третий — аплодирование. У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей — левая. Этот тест считается информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют двумя руками, хлопая обеими ладошками.

Очень интересны и информативны пробы на одновременные действия обеих рук, например, рисование (круга, квадрата, треугольника). Движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Учитывая, что скорость движений и  сила ведущей руки больше, чем неведущей, можно использовать разные виды заданий на определение скорости и силы правой и левой руки.

Силу ведущей и неведущей руки можно измерить ручным динамометром. Эту процедуру необходимо проводить три раза и рассчитать среднее значение. Ведущей считается рука, превосходящая неведущую на 2 кг.  

По мнению немецкого исследователя  Ф. Кречмера, для определения рукости нужно посмотреть, как ребенок выполняет следующие действия: поливает цветы, перемещает песок лопаткой, чистит зубы, толкает палкой шарик, достает книги с полки, открывает замок-молнию, зажигает спички, вынимает пробку из ванны и т. д. Предпочитаемая рука может быть определена при рисовании правой и левой рукой узоров и кругов. Если ребенок выбирает для выполнения всех заданий левую руку и при этом движения выполняются легко и точно, то он — левша.

Российскими авторами М.Г. Князевой и В.Л. Вильдавским  разработана серия игровых тестов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Результаты выполнения заданий, удобно занести в таблицу. 

Возраст________________

Дата тестирования _______

Тесты

Левая рука

Обе руки

Правая рука

1.

+

   

2.

 

+

 

3.

   

+

...

     

10.

     

При выраженном предпочтении левой  руки ставится знак (+) в графу «Левая рука», при предпочтении правой — в графу «Правая рука». Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак плюс ставится в графу «Обе руки».

Десятым пунктом в таблице являются данные о семейном левшестве. Если у ребенка есть леворукие родственники — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки — нужно поставить плюс в графу «Левая рука», если нет — в графу «Правая рука». Если вы получили больше семи плюсов в графе «Левая рука», то ребенок, скорее всего, — левша.

Информация о работе Психологическое сопровождение леворуких дошкольников