Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:40, реферат
В данной реферативной работе речь пойдёт об агрессии и агрессивном поведении, с которым каждый из нас, несомненно, хоть раз сталкивался в своей жизни. Кто-то выступал объектом агрессии, кто-то – наоборот, агрессором, кто-то встречался с демонстрацией неприязни и недоброжелательства, а кто-то – со словесным оскорблением и применением грубой физической силы
Введение 3
Глава 1. Теория агрессии 4
1.1 Основные сведения из теории 4
1.2 Психоанализ 5
1.3 Фрустрационная теория 6
1.4 Теория социального научения 8
Глава 2. Агрессия в повседневной жизни 10
2.1. Агрессия в семье …………………………………………………………10
2.2. Сверхагрессия………………………………………………………….....12
2.3 Причины агрессивного поведения 16
2.4 Профилактика агрессии 18
2.5 Поведение с агрессором 19
Заключение 21
Список используемой литературы 22
Успех тренировки по совершенствованию контроля агрессии может зависеть от двух факторов:
Знание агрессоров и факторов, способных возбудить в нём негативные эмоции (за это отвечает разум)
Соблюдение «диеты», направленной на агрессию: тренинги, самоконтроль (развивается воля человека) [8]
Также агрессия может регулироваться внешними поощрениями (вознаграждение за сдержанность или наказание), викарным проявлением (наблюдение за тем, как награждают или наказывают других) и естественными механизмами саморегуляции (вина, гордость). [6, 104]
2.5. Поведение с агрессором
Как уже было отмечено мною ранее, психологическое воздействие – явление чрезвычайно распространенное в обыденной жизни. Каждый человек может быть и агрессором, и жертвой в зависимости от ситуации. Конечно, так просто нельзя стать ни тем, ни другим.
Стоит отметить, что в процессе беседы роли могут несколько раз поменяться местами, причем происходит это по негласному закону, в котором люди себе даже не отдают отчета. Например, когда два человека общаются на разные темы. Если разговор заходит о любимой теме одного, то он становится потенциальным агрессором, а второй – жертвой. При этом если жертва начинает говорить о своей любимой теме, неинтересной его собеседнику-агрессору, то роли меняются моментально. [5, 44]
Что же советуют психологи в этом случае? Мало кто хочет выступать в роли жертвы. Однозначного ответа, конечно, нет, но есть ряд факторов, позволяющих защитить себя от воздействия агрессора.
Во-первых, понятно, что не нужно стремиться перехватить агрессивную инициативу, чтобы не испытывать страха. Достаточно лишь не играть жертву. Агрессор подсознательно начнет вас уважать, если вы перестанете прибедняться и бояться его. [2, 55]
Одна из причин того, что многие люди с удивительным постоянством попадают в конфликтные ситуации, заключается в отсутствии у них элементарных навыков общения. Существуют специально разработанные программы по развитию навыков общения у такого рода личностей, которые нередко позволяют добиться весьма ощутимых результатов. [8]
Во-вторых, стоит помнить, что мы не животные, а значит, не обречены быть только жертвами, или только агрессорами. Непосредственно в общении с кем-то психологи советуют собраться, насколько это возможно. Сконцентрировать всю свою силу и мысли, внутренне мобилизовать себя [5, 97]
Молодые учителя часто допускают ошибку, когда входят в класс с опущенным в пятки сердцем. Дети тут же чувствуют страх и начинают играть агрессора. Они интуитивно понимают, над каким учителем можно поиздеваться, а над каким нет. [8]
Любой человек чувствует страх на интуитивном уровне, поэтому тщетно скрывать свое состояние. Страх можно скрыть только не испытывая его. А это возможно только в состоянии боевой готовности, тогда роль жертвы не сможет включиться. Опять же, тренировки организма стрессовыми ситуациями позволят несколько изменить положение планки страха по отношению к агрессору. [2, 70]
Заключение
В ходе проделанной работы были изучены основные понятия, виды и типы агрессии. Также были рассмотрены такие теории о возникновении природы агрессии, как: «Психоанализ» З.Фрейда, «Теория социального научения» А.Бандуры и «Фрустрационная теория» Дж.Долларда. Были выделены их основные идеи, замечания критиков в лице психологов-приверженцев других теорий. Соблюдена хронология развитий этих теорий.
Также был рассмотрен вопрос актуальности темы агрессии в наши дни. Выделены некоторые факторы повседневной жизни, которые, на мой взгляд, могут послужить причиной зарождения агрессии. Конечно, это далеко неполный список аспектов, способных зародить в человеке негатив. Помимо этого я попытался выделить некоторые общие рекомендации психологов по вопросу профилактики, контроля агрессии и поведения жертвы в случае конфликта.
В конце каждой главы я уже сделал соответствующие выводы, сделав акцент на актуальности темы психологии агрессии и агрессивности.
На мой взгляд, без известной доли агрессивности людям не обойтись. Нужно лишь стараться направлять её в нужное русло. Энергия агрессии питает смелость и отвагу, дерзость и самоотверженность, способность идти на риск и проявляемую в экстремальных условиях находчивость. Но её, как и всего в нашей жизни, должно быть в меру. Психологическим видением агрессии должен обладать каждый из нас как ради управления самим собой, так и ради более полного понимания поведения окружающих.
Список используемой литературы
1) Мананикова Е.Н. «Основы психологии», М., 2006
2) Бэрон Р. «Агрессия», СПб, 2001, 352с
3) Румянцева Т.Г. «Агрессия: проблемы и поиски в западной философии и науке», М., 1991
4) Фрейд З. «Основные принципы психоанализа», М.,1998
5) Берковиц Л. «Агрессия: причины, последствия и контроль», СПб, 2001
6) Бандура А. «Теория социального научения», СПб, 2000
7) Прокофьев В.Ф. «Тайное оружие информационной войны». М., 1999
8) http://echo.msk.ru/ «Эхо Москвы»
9) http://www.rian.ru/ «РИА Новости»
2