Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.
1.1 Определение понятия «агрессия» 5
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7
1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22
2.1 Методика исследования 22
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23
2.1.2 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 24
2.2.1 Показатели агрессивности 24
2.2.2 Насыщенность категорий 26
2.3 Выводы исследования и рекомендации 32
Одно из наиболее любопытных
следствий теории К. Лоренца состоит
в том, что с её помощью можно
обьяснить тот факт, что у людей,
в отличии от других живых существ
широко распостранено насилие в
отношении представителей собственного
вида. Данный факт К. Лоренц истолковал
как стремление мировых лидеров
подвергать целые нации риску
самоуничтожения в свете того,
что человеческая способность к
насилию превалирует перед
3. Социобиологический подход.
Социобиологи (Медник, Мойер и др.)
предлагают более
Так например, для подтверждения
своей теории американский ученый Мойер
проанализировал степень
Таким образом Мойер утверждает: «человек унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению» [18, с. 229].
4. Агрессивное побуждение:
фрустрация и агрессия. Теории
побуждения предполагают, что источником
агрессии является, в первую очередь,
вызываемый внешними причинами
позыв, или побуждение, причинить
вред другим. Наибольшим влиянием
среди теорий этого
Помимо основных понятий
агрессии и фрустрации, рассматриваемых
неразрывно, теория оперирует также
ключевыми понятиями
Замещение – это
стремление участвовать в
Одной из примечательных
идей фрустрационной теории
5. Противоположную позицию
по пониманию агрессии
Э. Фромм в своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» показывает, как точные научные данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии опровергают гипотезу о том, что в человеке от рождения заложен спонтанный само развивающийся инстинкт агрессивности. [34, c. 147]
Во-первых, Э. Фромм анализирует результаты исследования проблемы отношений между функцией мозга и поведением индивида. Ряд исследователей, таких как В.Р. Гесс, Д. Олдс, Р.Р. Хит, Х.М.Р. Дельгадо утверждают, что импульсы агрессии и бегства «контролируются» разными участками мозга [34, c. 284].
Так, например, экспериментально
установлено, что, стимулируя
определенные участки мозга,
Э. Фромм отмечает, что
данные антропологической науки
показали, что инстинктивистская
интерпретация человеческой разрушительности
не выдерживает критики. По его мнению,
жестокость и деструктивность в
большинстве обществ остается на
таком низком уровне, что их объяснение
с помощью «врожденных
Важно, по мнению
Э. Фромма, исследовать социальные
условия, нарушающие
Э. Фромм анализирует различные типы агрессии и деструктивности, а также их предпосылки.
Э. Фромм под агрессией понимает все те действия, которые причиняют (или намерены причинить) вред другому человеку, животному или неживому объекту. Следовательно, под эту категорию подпадают нередко весьма разнообразные типы реакций и импульсов; поэтому Э. Фромм выделяет, строго различает агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, доброкачественную, от злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни:
Во-первых, он развивает
идею «доброкачественной
Биологически неадаптивная, злокачественная агрессивность (то есть, другими словами, деструктивность, жестокость) вовсе не является защитой от нападения или угрозы; она не заложена в филогенезе. Этот вид агрессии специфичен только человеку. Эта агрессия приносит биологический вред и социальное разрушение. Главные ее проявления - убийство и жестокие истязания - не имеют никакой иной цели, кроме получения удовольствия. Причем эти действия наносят вред не только жертве, но и самому агрессору. В основе злокачественной агрессивности лежит не инстинкт, а некий человеческий потенциал, уходящий корнями в условия самого существования человека [34, с .260-267]
Э. Фромм, анализируя феномен
агрессии, также использует такие
термины как «псевдоагрессия», «игровая
агрессия», «агрессия как самоутверждение»
Под понятием «псевдоагрессия»
Игровая агрессия необходима
в учебном тренинге на
Важнейший вид псевдоагрессии
можно в какой-то мере
Основная идея Э.Фромма сводится к тому, что объяснение жестокости и деструктивности человека следует искать не в унаследованном от животного разрушительном инстинкте, а в тех факторах, которые отличают человека от его животных предков. Главная проблема состоит в том, чтобы выяснить, насколько специфические условия существования человека ответственны за возникновение у него жажды мучить и убивать, а так же от чего зависит характер и интенсивность удовольствия от этого [34, с. 256].
В этом смысле понять
феномен агрессии можно лишь
учитывая социальный фактор
6. Когнитивные модели агрессии
помещают в центр рассмотрения
эмоциональные и когнитивные
процессы. Согласно теориям данного
направления, характер
7. И последнее теоретическое
направление которое
В соответствии с теориями
социального научения, глубокое понимание
агрессии может быть достигнуто только
при обращении пристального внимания:
1) на то, каким путём агрессивная
модель поведения была усвоена; 2) на
факторы, провоцирующие её проявление;
3) на условия, способствующие закреплению
данной моделиповедения. Агрессивные
реакции усваиваются и