Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа
Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.
1.1 Определение понятия «агрессия» 5
1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7
1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22
2.1 Методика исследования 22
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23
2.1.2 Организация исследования 24
2.2 Результаты исследования 24
2.2.1 Показатели агрессивности 24
2.2.2 Насыщенность категорий 26
2.3 Выводы исследования и рекомендации 32
^
1.3 Феномен агрессивного
поведения с точки зрения
Таким образом, анализ имеющейся литературы по проблеме агрессии позволяет утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует единое понимание термина "агрессия".
А.Басс, - его теорию подробно анализируют Бэрон Р., Ричардсон Д. В своей книге «Агрессия», - разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно [5, с. 187].
При этом, описывая агрессию, А.Басс, а также и А.Дарки опираются на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости и подозрительности. Так же заслуживает внимания точка зрения авторов полагающих, что "вопрос выбора определения очень сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Что бы подойти к ней научно, нужно постараться увидеть различные стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение" [5, с. 188].
Изучение связи агрессии и ряда психологических состояний и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного психологического состояния, в данном случае - агрессивного. Н.Д.Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой ориентировку в ситуации (ее понимание), также выделение объекта для нападения, идентификацию своих "наступательных" средств. Эмоциональный компонент характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой компонент, по мнению Н.Д.Левитова, выражает «в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. В ряде случаев – инициативность и смелость…» [15, № 6].
То есть, агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует выше указанных качеств.
С точки зрения культурно
исторического подхода, Л.С.Выгодский
подчёркивает изменчивость, динамичность
моральных представлений в
Таким образом, «средовые
стрессоры» играют не последнюю роль
во внешних детерминантах
Другие средовые стрессоры,
например шум, усиливая
Психогенетические данные убедительно
свидетельствуют о том, что генетические
особенности вносят существенный вклад
в межиндивидуальные различия в
агрессивности. При этом нельзя не согласиться
с мнением, высказанными некоторыми
учеными о том, что концепция
одного «гена агрессии» нереалистична.
Как показывают проведенные исследования,
на «склонность» к агрессии могут
влиять многие гены и сложные взаимодействия
между ними. Это влияние, по-видимому,
опосредствовано главным
Таким образом, следует сказать, что методические и концептуальные основания теорий человеческой агрессии все еще не соответствует довольно высокому уровню развития современной психологии, в силу чего значительная часть теорий дает основания утверждать, что проблема человеческой агрессии по своей сути является одной из наиболее актуальных проблем современного мира.
В заключении теоретической
части работы, следует сказать
несколоко слов о феномене
детской агрессивности, так
Агрессивность современных детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она носит в себе определённые психологические особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития» [3, с. 112].
Агрессивность определяет
не только нынешнее положение
ребёнка в системе
Освещая первые исследования
детской агрессивности, которые
проводились в нашей стране в
20 - 30-е годы (А.С.Макаренко и др.),
данная проблема так и не была раскрыта
т.к. проходила в русле
Многочисленные исследования последних лет (Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, О.С.Никольский и др.) показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастает и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.
Сам образ жизни,
среда, стиль и круг общения
способствуют развитию и
^
2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы
2.1 Методика исследования
В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.
Был проведено исследование
по выявлению агрессивности у
подростков 8, 9 и 10 классов (на
одной и той же выборке). Основная
методика, которая использовалась
в данном эксперименте – Тест
руки. Тест создан американским
психологом Эдвином Вагнером
в 1971. Стимульный материал
Процедура исследования:
Эксперимент проводился
Рекомендуется во всех
возможных случаях максимально
снимать неопределенность
Для статистической
обработки использовался
^
2.1.1 Обработка и интерпретация результатов
Ответы испытуемых подвергаются
категоризации и
Агрессивность: рука
является доминирующей, оскорбляющей,
активно хватающей другой
Директивность: рука
является ведущей, руководящей,
Страх: ответы выражают
страх перед возмездием или
агрессией. Рука является
Эмоциональность: ответы
выражают привязанность,
Коммуникация: в высказываниях
рука представляется
Зависимость: эта категория
включает ответы, в которых выполнение
действия зависит от
Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя нарочито демонстративно тем или иным способом.
Ущербность: рука представляется
больной, деформированной,
Активность: ответы, выражающие
безличные тенденции к
Пассивность: ответы, в
которых рука не изменяет
Основные используемые
категории - страх, эмоциональность,
коммуникация и зависимость
А = (агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.) (1).
Категории Демонстративность,
Ущербность, Пассивность, Активность
и Описание не участвуют в
подсчете баллов, поскольку их
роль в оценке вероятности
поведения считается