Психология агрессивности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Представление о понимании как о некотором виде мыслительной деятельности может привести к выводу о том, что понимание психических проявлений другого человека есть объяснение, интерпретация с помощью интеллектуальных средств причин их возникновения, процесса их разворачивания, выражения в поведении человека, влияния на его дальнейшую деятельность.

Содержание

1.1 Определение понятия «агрессия» 5

1.2 Причины возникновения агрессии, её природы и факторов 7

1.3 Феномен агрессивного поведения с точки зрения современной психологии 16

2 Практическое эмпирическое исследование агрессивности: 8-10 класс средней школы 22

2.1 Методика исследования 22

2.1.1 Обработка и интерпретация результатов 23

2.1.2 Организация исследования 24

2.2 Результаты исследования 24

2.2.1 Показатели агрессивности 24

2.2.2 Насыщенность категорий 26

2.3 Выводы исследования и рекомендации 32

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).docx

— 48.14 Кб (Скачать файл)

 

^

1.3 Феномен агрессивного  поведения с точки зрения современной  психологии

 

 

Таким образом, анализ имеющейся  литературы по проблеме агрессии позволяет  утверждать, что на сегодняшний день в психологии, в том числе и  сложившихся определенных ее направлениях (фрейдизм, бихевиоризм и др.) отсутствует  единое понимание термина "агрессия".

 

А.Басс, - его теорию подробно анализируют Бэрон Р., Ричардсон  Д. В своей книге «Агрессия», - разделяют агрессию и враждебность, подчеркивая, что они не всегда сочетаются и не всегда встречаются одновременно [5, с. 187].

 

При этом, описывая агрессию, А.Басс, а также и А.Дарки опираются  на такие ее проявления, как нападение, раздражение, вербальная и косвенная  агрессия. Враждебность с точки зрения авторов выражается в обидчивости  и подозрительности. Так же заслуживает  внимания точка зрения авторов полагающих, что "вопрос выбора определения очень  сложен, поскольку агрессия представляет собой многостороннее явление. Что  бы подойти к ней научно, нужно  постараться увидеть различные  стороны и их связи друг с другом, а не пытаться найти единственное исчерпывающее определение" [5, с. 188].

 

Изучение связи агрессии и ряда психологических состояний  и свойств личности, которые могут, как способствовать развитию агрессии, так и препятствовать ее проявлениям, заслуживает особого внимания. Агрессия возникает на фоне определенного  психологического состояния, в данном случае - агрессивного. Н.Д.Левитов выделяет познавательный, эмоциональный и  волевой компоненты агрессивного состояния. Познавательный - представляет собой  ориентировку в ситуации (ее понимание), также выделение объекта для  нападения, идентификацию своих "наступательных" средств. Эмоциональный компонент  характеризует появление гнева, принимает иногда форму аффекта, ярости, способствуя утрате контроля над совершаемыми действиями. Волевой  компонент, по мнению Н.Д.Левитова, выражает «в агрессивном действии все формальные качества воли: целеустремлённость, настойчивость, решительность. В ряде случаев –  инициативность и смелость…» [15, № 6].

 

То есть, агрессивное состояние  часто возникает и развивается  в борьбе, а всякая борьба требует  выше указанных качеств.

 

С точки зрения культурно  исторического подхода, Л.С.Выгодский  подчёркивает изменчивость, динамичность моральных представлений в обществе и утверждает, что особенно сложны в этом отношении переходные периоды  в жизни общества, социальных групп, народов. В результате индивид как  на каждом шагу наталкивается на моральные  кризисы, вызванные невероятным  смешением различных культур. Л.С.Выготский  отводит большую роль в воспитании чувств развитию умения владеть их внешним выражением, развитию сознательных движений и управлению ими: «Владение  эмоциями, которое составляет задачу всякого воспитания, означает только подчинение чувства, связывание его  с остальными формами поведения, целесообразную его направленность» [6, с. 87].

 

Таким образом, «средовые  стрессоры» играют не последнюю роль во внешних детерминантах агрессии. Детерминанты агрессии – это те особенности среды или ситуации, которые повышают вероятность возникновения  агрессии. Многие из этих детерминант  тесно ассоциированы с состояниями  физической среды. Так, например, высокая  температура воздуха повышает вероятность  проявления агрессии либо, напротив, эскапизма. В соответствии с моделью негативного  аффекта по Беллу и Бэрону, умеренно высокие температуры, по сравнению  с низкими или очень высокими, в наибольшей степени способствуют заострению агрессивных тенденций [5, с. 214].

 

 Другие средовые стрессоры,  например шум, усиливая возбуждение,  способствует возрастанию агрессии. Наблюдения показывают, что агрессивные  реакции усиливаются в том  случае, когда в воздухе содержатся  некоторые загрязняющие агенты (например, сигаретный дым и т.д.). Разнообразные  аспекты ситуаций межличностного  взаимодействия, так называемые  «посылы к агрессии», так же  могут подталкивать индивидуума  к актуализации агрессивных реакций.  Эти «приглашения» могут исходить  из множества разнообразных источников. И, наконец, агрессия может,  как усиливаться, так и подавляться  за счёт тех аспектов ситуации, которые влияют на степень  и характер личностного самосознания. Когда человек сообразует свои  поступки с потенциальной реакцией  жертвы или представителей правопорядка, говорят о публичном самосознании; когда человек сосредоточен преимущественно  на собственных мыслях и переживаниях  – говорят о приватном самосознании. Любой из двух указанных типов  личностного самосознания способствуют  снижению вероятности проявления  агрессивных реакций.

 

Психогенетические данные убедительно  свидетельствуют о том, что генетические особенности вносят существенный вклад  в межиндивидуальные различия в  агрессивности. При этом нельзя не согласиться  с мнением, высказанными некоторыми учеными о том, что концепция  одного «гена агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на «склонность» к агрессии могут  влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом  особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои импульсы. Следует подчеркнуть, что  на разных этапах развития и в разных группах лиц в сложную иерархическую  систему индивидуально-психологических  и ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий, включены, очевидно, различные биологические (в том числе генетические) и  психологические процессы. Кроме  того, средовые факторы объясняют  не менее половины межиндивидуальных  различий по агрессивности как онтогенетически  устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивных действий, то, как подчеркивают большинство  исследователей, социальный контекст играет определяющую роль в их возникновении  не только у здоровых лиц, но и при  патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной, генетические данные можно будет  использовать для оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а значит — и для прогноза и  профилактики агрессии.

 

Таким образом, следует сказать, что методические и концептуальные основания теорий человеческой агрессии все еще не соответствует довольно высокому уровню развития современной  психологии, в силу чего значительная часть теорий дает основания утверждать, что проблема человеческой агрессии по своей сути является одной из наиболее актуальных проблем современного мира.

 

 В заключении теоретической  части работы, следует сказать  несколоко слов о феномене  детской агрессивности, так как  в практической части будет  изучаться именно эта составляющая  психологии агрессии.

 

Агрессивность современных  детей является актуальной в нынешних условиях нашей жизни т.к. она  носит в себе определённые психологические  особенности, затрагивая не только окружающих ребёнка людей – родителей, воспитателей, учителей, сверстников, она создаёт  трудности и для самого ребёнка, в его взаимоотношениях с окружающими. Агрессивность не является чем-то безразличным для самого ребёнка, ведь «проявление  ребёнком агрессии является следствием наличия у него какого-то серьёзного неблагополучия в ходе его развития» [3, с. 112].

 

 Агрессивность определяет  не только нынешнее положение  ребёнка в системе общественных  связей и отношений, её влияние  на развитее личности носит  более долгосрочный характер. Лонгитюдные  исследования показывают, что агрессивность  достаточно стабильна во времени  и велика вероятность того, что  агрессия в детстве может перейти  в стойкое асоциальное или  антисоциальное поведение у подростков  и юношей. Так установлено, что  дети в 8 - возрасте отличающиеся  высоким уровнем агрессивного  поведения и тенденцией к избеганию  социальных контактов, в дальнейшем  испытывают затруднения в учебной  деятельности, слабо успевают в  школе, имеют низкий уровень  интеллектуального развития, плохо  адаптируются. Трудности, которые  испытывают такие дети, объясняются  характерным для них отрицательным  самовосприятием, преувеличением, торможением  активности. Агрессивное поведение  в детском возрасте оказывает  влияние не только на отношение  ребёнка с окружающей действительностью,  но и определяет развитее всей  его личности, различных её сторон.

 

 

Освещая первые исследования детской агрессивности, которые  проводились в нашей стране в 20 - 30-е годы (А.С.Макаренко и др.), данная проблема так и не была раскрыта т.к. проходила в русле педагогического  исследования детского развития. Педология  в детской психологии в тот  период ставили перед собой задачу разработать методы воздействия  на психику, воспитания и перевоспитания детей. При этом в поиске наиболее адекватных способов обучения и воспитания ребенка большее внимание уделялось  диагностике индивидуальных особенностей личности, уровню развития интеллекта, способностей, а так же исследования возникновения трудностей и отклонения в развитии личностей, в частности  тревоги и агрессивности.

 

Многочисленные исследования последних лет (Л.С.Выготский, В.В.Лебединский, О.С.Никольский и др.) показали, что  для семей, из которых выходят  агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами  семьи. Подобные тенденции психологами  описаны как "цикл насилия", Дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые "практикуют" их родители по отношению друг к другу. Дети, выбирая методы выяснения отношений  с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у  родителей. Когда дети вырастает  и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожи тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье  не только повышает агрессивность его  поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в  жизненный стиль личности.

 

 Сам образ жизни,  среда, стиль и круг общения  способствуют развитию и закреплению  девиантного поведения. Таким  образом, имеющий место отрицательный  микроклимат во многих семьях  обуславливает возникновение отчуждённости,  грубости, неприязни определённой  части подростков, стремления делать  всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки  для появления демонстративного  неповиновения, агрессивности и  разрушительных действий.

^

2  Практическое эмпирическое  исследование агрессивности: 8-10 класс  средней школы

 

 

 

2.1 Методика исследования

 

 

В данной части представлены три этапа лонгитюдного исследования.

 

 Был проведено исследование  по выявлению агрессивности у  подростков 8, 9 и 10 классов (на  одной и той же выборке). Основная  методика, которая использовалась  в данном эксперименте – Тест  руки. Тест создан американским  психологом Эдвином Вагнером  в 1971. Стимульный материал представляет  собой 9 карточек с изображением  кисти человеческой руки в  различных положениях, 10 карточка  пустая. Испытуемый должен сказать,  что делает рука, изображенная  на каждой карточке.

 

 Процедура исследования: Эксперимент проводился индивидуально  с каждым учащимся. Испытуемому  в стандартной последовательности  предъявляют все 10 карточек и  просят ответить на вопрос: что,  по вашему мнению, делает эта  рука? Если он затрудняется с  ответом, ему предлагается следующий  вопрос: как вы думаете, что  делает человек, к которому  принадлежит рука? Все ответы  испытуемого фиксируются в протоколе. 

 

 Рекомендуется во всех  возможных случаях максимально  снимать неопределенность ответов,  наполняя смыслом высказывания  типа «кто-то, что-то, кому-то». Все  испытуемые, без исключения, отнеслись  к эксперименту положительно.

 

 Для статистической  обработки использовался критерий  Фишера (сравнение данных по дисперсиям). Все ответы испытуемых были  условно распределены по 3 группам: I группа от -2 до -1; II группа от 0 до 1; III группа от 2 до 3.

 

^

2.1.1 Обработка и интерпретация  результатов

 

 

Ответы испытуемых подвергаются категоризации и классифицируется по 11 категориям:

 

 Агрессивность: рука  является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм  или объект.

 

 Директивность: рука  является ведущей, руководящей,  активно влияющей на другое  лицо.

 

 Страх: ответы выражают  страх перед возмездием или  агрессией. Рука является жертвой  чьей-либо агрессии.

 

 Эмоциональность: ответы  выражают привязанность, положительное  отношение, благожелательность.

 

 Коммуникация: в высказываниях  рука представляется пытающаяся  общаться с кем-то. При этом  общающееся лицо нуждается в  партнере так же или больше, чем партнер в нем, то есть  находится с партнером в положении  равенства.

 

 Зависимость: эта категория  включает ответы, в которых выполнение  действия зависит от благожелательного  отношения другой стороны.

 

 Демонстративность: ответы, в которых рука проявляет себя  нарочито демонстративно тем  или иным способом.

 

 Ущербность: рука представляется  больной, деформированной, поврежденной.

 

 Активность: ответы, выражающие  безличные тенденции к действию, в которых рука изменяет свое  физическое положение или сопротивляется  силе тяжести.

 

 Пассивность: ответы, в  которых рука не изменяет своего  положения или пассивно подчиняется  силе тяжести.

 

 Основные используемые  категории - страх, эмоциональность,  коммуникация и зависимость включают  в себя реакции, активно уменьшающие  вероятность агрессии. Общая агрессивность  вычисляется путем вычитания  сумы ответов по этим категориям  их суммы ответов по категориям  агрессия и директивность: 

 

 А = (агр.+дир.)- (срах+эмоц.+коммуникац.+ завис.) (1).

 

 Категории Демонстративность,  Ущербность, Пассивность, Активность  и Описание не участвуют в  подсчете баллов, поскольку их  роль в оценке вероятности  поведения считается неоднозначной.  Согласно данным методики результат  выше +1 считается показателем уровня  агрессивности.

Информация о работе Психология агрессивности