Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:00, реферат
В отношениях врача к больному содержится диалектическое единство устойчивого, принципиального и динамического, изменяющегося. Выбор правильного их соотношения, умение модифицировать научные и этические принципы без потери их сущности в зависимости от особенностей больного и ситуаций профессиональной деятельности являются важной научно-педагогической проблемой медицины. С одной стороны, для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил
Введение 3
1.Должен ли пациент знать о своей неизлечимой болезни?4
2.Варианты переживания своей болезни больными 7
Заключение 15
Используемая литература
Министерство здравоохранения РБ
УО «Витебский государственный медицинский университет»
Кафедра психологии и педагогики
Учебно-исследовательское задание по теме:
«Психология больного при неизлечимой болезни»
Содержание :
Введение
1.Должен ли пациент знать о своей неизлечимой болезни?4
2.Варианты переживания своей болезни больными 7
Заключение
Используемая литература
Введение
В отношениях врача к больному содержится диалектическое единство устойчивого, принципиального и динамического, изменяющегося. Выбор правильного их соотношения, умение модифицировать научные и этические принципы без потери их сущности в зависимости от особенностей больного и ситуаций профессиональной деятельности являются важной научно-педагогической проблемой медицины. С одной стороны, для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил. Они вызывают у больного ощущение ненадежности. Не случайно в истории медицины мудрость врача всегда была и остается связанной с внутренней силой и спокойствием, не подвластным колебаниям повседневности. Сущность врачевания—человечность, это закон жизнедеятельности врача, это спокойное, устойчивое в его беспокойной и внешне динамической деятельности.
1.Должен ли пациент знать о своей неизлечимой болезни?
У людей, больных неизлечимой болезнью, нередко возникает двоякое чувство: с одной стороны, они хотели бы знать все о своей болезни, а с другой - они боятся услышать правду, так как не уверены в своих силах. Врач должен оценить, достаточно ли стабильна психика пациента, как он воспримет тот факт, что страдает неизлечимой болезнью. Сначала пациенту лучше не говорить правду о его состоянии здоровья, однако если он узнает об этом от других людей, то скорее всего перестанет доверять своему врачу. Поэтому чаще всего врачи решают откровенно поговорить с пациентом и рассказать ему правду о его состоянии.
Реакция неизлечимых больных
Хроническая болезнь меняет всю жизнь человека. Сначала, как и при любой болезни, нарушается привычный жизненный уклад: изменяется физическая и социальная активность человека. Он должен приспособиться и научиться жить со своей болезнью. Когда пациент ждет результатов анализа, который должен подтвердить/исключить наличие у него неизлечимой болезни, он подвергается огромной психологической нагрузке. Больные по-разному реагируют на диагноз «неизлечимая болезнь». Реакция зависит от многих факторов:
Был ли он готов услышать это? Была ли весть неожиданной, или же пациент долго болел и его состояние ухудшалось постепенно?
Будет ли пациент прикован к постели всю оставшуюся жизнь или сможет вести привычный образ жизни?
Сколько ему осталось жить?
В каких условиях живет пациент? Есть ли у него семья? Или же он останется совершенно один?
Как пациент справляется с жизненными трудностями? Сможет ли он не опустить руки в безнадежной ситуации?
Обычно после того, как человек узнает о неизлечимости болезни, он переживает физический, социальный и психологический кризис, с которым очень трудно справиться. Его охватывают противоречивые чувства, страх, беспокойство. Поведение людей, страдающих неизлечимой болезнью, бывает трех видов:
Игнорирование правды
Пребывая в шоковом состоянии, люди не могут поверить в неизлечимость своей болезни. Они говорят, что болезнь несерьезна и пройдет самопроизвольно, а иногда они и вовсе ее отрицают. Под влиянием страха начинает действовать защитный механизм организма человека. Правда выталкивается в подсознание. Симптомы неизлечимой болезни «приписываются» другой (излечимой) болезни, больной не обращается к врачу, боясь услышать истинный диагноз. Такое поведение является неправильным, т.к. человек упускает момент, когда прогрессирование болезни еще можно остановить.
Паника
Многих людей, страдающих неизлечимой болезнью, охватывает страх, паника и тревога. Таким пациентам симптомы болезни кажутся более опасными, чем это есть на самом деле. По этой причине больные постоянно ощущают беспокойство, напряжение, хуже переносят боль. Постоянное беспокойство не только усиливает стресс, но и осложняет течение болезни.
Смирение
Есть сильные люди, которые узнав о том, что страдают неизлечимой болезнью, смиряются с этим, учатся жить со своей болезнью, не скрывая своей боли. Нередко такие люди не хуже других умеют ценить жизнь и искренне радоваться всем ее прелестям.
Как помочь себе при неизлечимой болезни?
Если Вы страдаете неизлечимой болезнью, то это еще не означает, что всю оставшуюся жизнь Вы будете прикованы к постели. Больные с нормальными или частично нарушенными физическими и умственными способностями могут вести профессиональную и социальную деятельность. Не следует отказываться от любимого дела и концентрировать все внимание на своей болезни. Это способствует развитию депрессии. Кроме того, такие больные нуждаются в общении, внимании, которое может дать психолог, семья, близкие друзья.
Близкие, ухаживающие за неизлечимым больным, могут обращаться в группы взаимопомощи, различные общества и организации, которые не только предоставят полезную информацию, но и окажут им моральную поддержку.
У пациентов с лабильной психикой наличие симптомов болезни может стать причиной ипохондрической реакции и невроза. Ошибочно полагая, что страдают неизлечимой болезнью, они отказываются от любого лечения.
2.Варианты переживания своей болезни больными
Например, больной злокачественным новообразованием может по-разному переживать свою болезнь:
а) Он не знает о своем заболевании и не предполагает, что она так серьезна. Не следует вызывать у больного необоснованный оптимизм, а необходимо считаться с тем, что под влиянием развивающейся болезни относительно беззаботное отношение больного к ней может измениться. Больного необходимо подготовить к необходимости длительного лечения. По данным Кадлецовой (устное сообщение) большинство больных в онкологических отделениях открыто не допускает возможности наличия у них злокачественного новообразования; несмотря на то, что они вполне отдают себе отчет в том, в каком отделении они госпитализированы, внутренне они убеждены, что они здесь находятся только для обследования и что злокачественным заболеванием страдает большинство других больных, но не они сами. Это находится в согласии с наблюдением Шипковенского, отметившего, что мысль о диагнозе злокачественного процесса гораздо хуже действует на того больного, который не имеет опухоли и страдает карцинофобией, чем на того больного, у которого действительно в теле растет злокачественная опухоль. Этот парадокс можно объяснить тем, что в большинстве случаев непосредственная опасность вызывает у человека больше мужества и сопротивляемости, чем неопределенная, отдаленная и предчувствуемая опасность.
б) Больной не информирован о своей болезни, но предчувствует ее серьезность и опасность и требует точного объяснения. Это требование врач не может оставить без внимания, не может избежать его откладыванием или умалчиванием. Он стоит перед вопросом: сказать больному всю правду или нет. Ответ на этот вопрос, конечно, очень труден.
В настоящее время большинство врачей соглашается на том, что более гуманным и щадящим будет не говорить больному чистую правду. Опыт говорит, что такое сообщение означает для больного тяжелое психическое потрясение, лишает его надежды, делает его пассивным в отношении содействия при дальнейшем лечении его. Иногда наблюдаются суицидные настроения и попытки, иногда оканчивающиеся трагически. Приводится ряд примеров с такими неблагоприятными последствиями. Шинковенский сообщает о том, как врач сообщил правду писателю Теодору Шторму, что тот болен раком легких. Больной впал в депрессию, перестал писать. После этого собрался консилиум врачей, который нарочно перед больным отверг предполагаемый диагноз. После этого Шторм докончил свою самую лучшую новеллу «Schimmelreiter» («Всадник на белом коне»). Штепановы описывают, как врач правдиво сообщил неблагоприятный диагноз больному научному работнику, который должен был в ближайшее время докончить работу, имеющую большое значение, и поэтому «хотел слышать правду». После этого больной с полным хладнокровием покончил самоубийством.
Больному не следует верить, если он твердит: «Мне вы можете спокойно сказать об этом» или «Я вынесу любую правду». В большинстве случаев, когда он домогается правды, он ожидает надежды. Такое отношение не ограничивается только областью болезней и мучений.
По скрывание правды имеет и свои отрицательные стороны, с которыми необходимо считаться: больной действует неадекватно и несоответственно своему состоянию: может вступить в брак, провести какие-либо финансовые мероприятия, поскольку он рассчитывает на выздоровление и вредит сам себе, пренебрегает лечением, но он все равно угадает правду или вследствие неосторожности, или небрежности персонала, или из неосторожного поведения врачей и сестер, а затем проявится тот факт, что обман всегда является проблематичным маневром.
Поэтому мы также встречаемся и с той точкой зрения, что врач должен сообщить больному правду о неблагоприятном прогнозе. Это в большей степени оправдано в тех специальностях, где профилактическая помощь развита до такой меры, что своевременным выявлением, например, ракового процесса можно дать больному определенную надежду на выздоровление, как это бывает, к примеру, в гинекологии. Далее тенденция «говорить правду» поддерживается работниками некоторых больших онкологических учреждений (Пасков), где больные все равно догадаются, в каком отделении они находятся, поймут по ходу лечения (облучение), о каком заболевании идет речь. Тем, что лечение бывает успешным, можно ослабить психотравматизирующий характер сообщения о злокачественном процессе. Гарди (80) приводит возможные формулировки, приближающие сообщение к правде или, в сущности, не скрывающие ее: «Это опухоль, но если своевременно начнем лечение, то можно поправиться». «Это преканцерозное состояние, но если своевременно начнем лечение, то рак не разовьется». Гарди здесь говорит о «малых дозах правды» или «о правде по чайной ложке».
Если врач не решается сообщить настоящий диагноз, то он имеет возможность говорить о болезни с аналогичными симптомами и с хроническим течением.
в) Больной узнал о тяжести заболевания, хотя врач и не хотел этого, как об этом уже упоминалось выше. В этом случае мы объясним ему возможность положительного результата лечения при любой болезни и в любой ее стадии, приведем ему конкретные примеры таких успехов, которые знаем из своего опыта или из опыта своих коллег, подчеркнем значение его психического состояния и влияния нервной системы на течение болезни. Держимся спокойно и уверенно, в разговоре пытаемся отвлечь внимание больного к таким темам, которые не касались бы болезни и могли бы лично заинтересовать больного. Мы понимаем, что этим делаем для больного самое большее из всех возможностей и не проявляем по отношению к нему неуверенности или «неспокойную совесть», которые больной мог бы расценить как знак разлада между тем, что врач говорит, и тем, что он думает. При таком методе важно, чтобы весь персонал в основном говорил одно и то же, так как иначе все усилия, направленные на психическое успокоение больного могли бы оказаться безрезультатными.
г) Наиболее сложную ситуацию, относительно вопроса о том, говорить ли больному правду о болезни с плохим прогнозом, переживает врач, лечащий неизлечимо больного коллегу-врача. В этом случае лучше всего облегчит взаимоотношения как бы невысказанный договор: больной, хотя и догадывающийся о неблагоприятной возможности, не приводит лечащего врача слишком настойчивыми расспросами в замешательство, а лечащий врач должен продумать свое поведение так, чтобы оно облегчило больному коллеге понимание его объяснения. Имеются примеры того, как такая само собой разумеющаяся последовательность позволила терпимо завершить жизнь целому ряду знаменитых врачей. Освальд Бумке «не занимался» демонстративно своим злокачественным заболеванием, читал лекции и принимал больных вплоть до последних трех дней перед своей смертью. Известный аккушер-гинеколог из Брно до самой смерти живо интересовался всем, что происходило нового в его специальности и лечащих врачей не расспрашивал о подробностях своей болезни, хотя правда о ней была ему, очевидно, известна. Шейнин описывает болезнь профессора рентгенологии, страдающего злокачественной опухолью и наблюдающего за тем, как ему его ученики объясняют эту болезнь, о которой он догадывался. Благодаря своему богатому опыту он быстро разглядел попытку своих врачей, но делал вид, что верит им, чтобы не приводить их в замешательство. И только тогда, когда один из его учеников преувеличил объяснение одного частного симптома, профессор не сдержался и обратил на это внимание своего ученика.
Гарди описывает одного больного врача с опухолью легких, который предчувствовал плохой конец, но вел себя так, будто бы он ни о чем не знает и был по отношению к своим лечащим коллегам очень деликатен. Один из его снов, однако, выдал его. Ему приснилось, что ищет со своей рукописью редакцию или театрального драматурга, чтобы предложить ему свою вещь. Но работа не была признана совершенной и возвращена автору для переработки. Сон символически выражает желание: если бы можно было начать еще раз снова.
Умирание и смерть.
В нескольких следующих цитатах содержится многое, что нас может интересовать с точки зрения «психологии умирания и смерти». Мы выбираем их для размышлений, поскольку точный психологический и физиологический подход до настоящего времени не дает необходимого объяснения.
«Мы ничего не знаем об этом уходе, который ничего о себе не говорит...» (Р. М. Рильке).
Люди, возвращенные к жизни из состояния клинической смерти, сообщают, что они все яснее и яснее видели свет, который был ярче солнца, которого они боялись, но несмотря на это их тянуло к нему. Это неописуемое сияние они «ощущали», хотя свою собственную персону они не помнили и не осознавали. И рассказывали, что их возвращение к жизни было болезненным. Другие люди, напротив, не помнили ничего.
Информация о работе Психология больного при неизлечимой болезни