Психология больного при неизлечимой болезни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 21:00, реферат

Краткое описание

В отношениях врача к больному содержится диалектическое единство устойчивого, принципиального и динамического, изменяющегося. Выбор правильного их соотношения, умение модифицировать научные и этические принципы без потери их сущности в зависимости от особенностей больного и ситуаций профессиональной деятельности являются важной научно-педагогической проблемой медицины. С одной стороны, для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил

Содержание

Введение 3
1.Должен ли пациент знать о своей неизлечимой болезни?4
2.Варианты переживания своей болезни больными 7
Заключение 15
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 36.63 Кб (Скачать файл)

 

Точно ли мы знаем, что клинически мертвый человек при определенных обстоятельствах не может хотя бы какой-нибудь период времени «чувствовать», и что древний обычай у ложа больного не говорить громко, не плакать, не отчаиваться вслух (у тибетцев и у браминов даже запрет) не является ничем другим, как только лишь проявлением пиетета?

Недавно я был свидетелем того, как в больнице умирающую больную вывезли в коридор — за ширму. Вечерело. Сестры громко переговариваясь, пробегали мимо, смеялись. Звенела посуда. Стукнула крышка мусорного ведра. Умирающая позвала сестру. Сестра сказала: «Но ведь я уже открыла двери настежь! Больше уже невозможно!» Потом в коридоре несколько утихло —  хрипение прекратилось. Сестра отодвинула ширму в сторону и подошла к телефону. «Уже все кончено, доктор. Вы можете прийти». Двери были открыты, слова разносились по коридору. (Р. Кунце. «Мы ни чего не знаем об этом уходе, просьба о гигиене умирания».)

Отношение к смерти и опасность смерти мы частично попытались оценить в главе о неизлечимых болезнях. Упоминалось о том, что мера опасения и страха не соответствует действительной опасности. Парадоксально, что в цивилизованном обществе, где физическое состояние здоровья людей явно улучшается, увеличивается число панических опасений перед болезнью и смертью, прежде всего перед болезнями, переживаемыми как «коварные» (инфаркт миокарда, рак). И хотя мы не ставили перед собой задачу более углубленной разработки этой проблемы, обратим внимание на некоторые ее стороны.

Современное промышленное общество, особенно, западное, стихийно создает в людях потребительское отношение к жизненным ценностям, чего не избегает и наша общественная система, основанная на более широком удовлетворении материальных и других различных потребностей. Появляются определенные нормы, которых должен добиваться гражданин в определенной социальной группе; можно говорить об «обязательном стандарте». Ему предлагаются определенные потребительские идеалы (автомобиль, вилла, тип отпуска), а также и личные идеалы: красота, сексуальная привлекательность, спортивные способности. В людях таким путем создается ощущение «права на жизнь», ощущение неограниченного права потреблять жизнь. Мысль о смерти и о неотвратном конце отступает в тень социально психологических процессов; здесь можно применить фразу: «забыл об этом, как о смерти». Сигналы о неожиданной смерти или о смертельном заболевании людей, находящихся в «полном здоровье», действуют на эту неподготовленную почву, как ошеломляющие удары. При этом людям внушается мнение о почти неограниченных возможностях науки, так что личное разочарование в этом направлении будет еще более глубоким. Удлинение человеческой жизни не приносит соответственного улучшения здоровья в старшем возрасте, прожитом пассивно в период получения пенсии по возрасту. Медицинская помощь, оказываемая лицам пожилого возраста, носит большей частью поддерживающий характер, который отдаляет, часто надолго, неизбежный конец. При этом люди, не занятые на работе или активно не участвующие в другой деятельности, естественно, часто возвращаются к мысли о том, что угрожает их здоровью и жизни.

Религиозные убеждения, которые в прошлом являлись составной частью жизненного стиля, вызывали в людях определенные «психические антитела» против неожиданного страха перед болезнью и смертью. Культ страдания и смерти в обрядах и молитвах («Memento mori — помни о смерти») создавал из мысли о смерти, о болезни и страдании составную часть психического оружия человека; страдание становилось заслугой, которая будет в загробной жизни справедливо оценена. Религиозные системы, таким образом, применяли хорошо проверенную психическую манипуляцию, которой люди охотно подчинялись. Современное мировоззрение, будь то марксист­ское или же экзистенционалистическое, или руководствующееся другой нерелигиозной философией, в своей философской основе представляет человеку значительно меньше иллюзий и внутрипсихических убежищ.

«Подготовка к смерти», т. е. подготовка к собственной смерти и к возможности неожиданной смерти или внезапного смертельного заболевания близких лиц, очевидно, должна была бы стать элементом психической гигие­ны человека. Когда мы в отделении неврозов психиатрической клиники начали беседовать с больными о закономерности смерти, мы опасались, что эта тема будет их психически травмировать. Оказалось, что 60% больных воспринимало эту тему реально, без эмоциональных реакций, и только около 20% больных ощущали страх и тревогу. Остальные 20% больных, обоюдно относились к этой теме. Атмосфера дискуссий была свободной, спокойной и порой даже характеризовалась определенным «философским юмором».

Умирание больных. Можно предполагать, что большинство больных умирает спокойной смертью, если они не полностью осознают свое состояние. Ввиду того, что умирающий бывает значительно истощен физически и психически, как правило, он не способен отдавать себе отчет о своей ближайшей перспективе. Часто больной находится в сонном состоянии, в бессознательном состоянии или в коматозном. Если он обеспокоен, тревожится и говорит о смерти, то это, обычно, является дополнительным признаком самого заболевания а не объективным ощущением собственного состояния, хотя здесь и может играть определенную роль не вполне сознательная регистрация исчезновения физических и психических сил, какое-то «чувство страха смерти». Такая «смертельная тревога», однако, не является надежным отражением фактической физической опасности. Известно, что такой вид страха испытывают также лица, которым смерть реально не угрожает, например, лица с депрессивными неврозами, некоторыми видами меланхолии, следовательно, с психическими заболеваниями. Умирающий больной представляет психологическую проблему, вероятно, скорее для своего окружения, для других больных. Ввиду того, что этот вопрос значительно шире, мы вернемся к нему в главах о психологии медицинских работников и о больничной среде.

Подход медицинского персонала к умирающему больному. Мы стремимся облегчить больному умирание, например, симптоматическим лечением, тактичным поведением; уходя, расстаемся с ним со словами: «До завтра»; разрешаем более частые посещения родственников и друзей, предупредив их, чтобы они излишне не тревожили и не беспокоили больного. Гарди (80) придерживается мнения, что больному можно сказать о прибли-жающейхся смерти, если он с этой мыслью явно смирился и видит в ней избавление от своих страданий. О том, что больной примирился с мыслью о смерти больше, чем слова, свидетельствуют другие явления (мимика, жесты, нейровегетативные реакции). Умирающего больного помещаем в такое место, чтобы его состояние психически не травмировало остальных больных.

Родственников вовремя и тактично ставим в известность об ожидаемом развитии и наступившей смерти.

 

Психологическое вскрытие. А. Д. Вейсман из Гарвардского университета и Р. Кастенбаум из университета Кларка полагают, что болезнь со смертельным исходом представляет собой не только медицинскую, но и психологическую и социологическую проблему. Первых 80 «психологических вскрытий» было сделано в больнице Кушинга (гериатрический институт в Массачусетсе). На конференции лечащих врачей, медицинских сестер, социальных сестер, священников, психологов и психиатров анализируется жизнь больного, особенно до начала смертельного заболевания и его поведение во время болезни. Было выявлено, что смерть, в известной степени, может наступить в результате сильного эмоционального или социального кризиса. Смерть может быть ускорена капитуляцией или отрешением; но чаще всего смерть ускоряется потерей возможности контакта с окружающим миром у очень старых и слабых больных. У них наиболее выражен страх смерти. «Психологическое вскрытие приносит много пользы. Мы узнаем больше о том, как нужно обращаться с больными, узнаем их нужды и сможем сделать то, в чем умирающий фактически нуждается. Кроме того, «психологические вскрытия» способствуют лучшему пониманию нужд старых людей и старости». (Р. Конечный, М. Боухал, С. 226-232).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для врача недопустимы торопливость, пустая трата времени и сил. Они вызывают у больного ощущение ненадежности. Не случайно в истории медицины мудрость врача всегда была и остается связанной с внутренней силой и спокойствием, не подвластным колебаниям повседневности. Отсюда и поговорка: «Спокойствие-мудрость сильного» Твердость духа не должна позволять врачу выходить из себя при неудачах и трудностях. Сущность человеческого во враче-это спокойная устойчивость этической перспективы, волевое и интеллектуальное преодоление трудностей в ее практическом осуществлении. В таком понимании спокойствия нет ничего от равнодушия.

Врач должен быть хорошим психологом .  Должен уметь объяснять и подготовить пациента к симптомам и к лечению.

Самое главное ,на мой взгляд ,поставить себя на место этого пациента ,и понять, что человек чувствует ,как ему помощь не только с медицинской точки зрения, но и как психолог ,как человек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. http://doktorland.ru/neizlechimaya_bolezn.html

 

  1. http://www.0zd.ru/medicina/psixologiya_bolnogo.html

 

  1. http://studentmedic.ru/referats.php?view=946 Studentmedic.ru

 

  1. Кюблер-Росс, Э. О смерти и умирании / Э. Кюблер-Росс. –  Киев: София, 2001 – 318 с.

 

 

 


Информация о работе Психология больного при неизлечимой болезни