ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют разные классификации
психологических методов. На основании
своего качества все методики
разделяются на две группы: высокого
уровня формализации и малоформализованные.
К первой группе относятся тесты,
опросники, проективная техника и психофизиологические
методики. При их применении характерна
жесткая регламентация процедуры обследования
(точное соблюдение инструкций, строго
определенные способы предъявления стимульного
материала, невмешательство экспериментатора
в деятельность испытуемого и др.), стандартизация
методик (наличие норм или других критериев
оценки результатов), надежность и валидность
как основные характеристики тестов. Ко
второй группе относятся такие, как наблюдение,
опрос, контент-анализ. Эти способы психодиагностики
дают ценную информацию об испытуемом,
особенно когда предметом изучения выступают
психические явления, которые слабо поддаются
объективизации (например, субъективные
переживания, личностные смыслы) или являются
чрезвычайно изменчивыми (динамика целей,
состояний, настроений и пр.). При этом
малоформализованные методики очень трудоемки
и требуют высокой профессиональной квалификации
психолога. Если понятие «методология»
при переводе с греческого буквально означает
путь исследования или познания, то метод
является инструментом этого познания.
А так как юридическая психология представляет
раздел психологической науки, то и инструментарий
применяет психологический. В этой сфере
юридическая психология развивается благодаря
тесному взаимодействию с прикладной
областью психологического знания – психодиагностикой.
Психодиагностика – раздел психологической
науки и одновременно важнейшая форма
психологической практики, которая связана
с разработкой и использованием разнообразных
методов выявления и изучения индивидуально-психологических,
индивидуально-психофизиологических
и личностных особенностей человека. При
современном использовании данное понятие
тесно связано с понятием - «психологическое
тестирование», но не является тождественным
ему, т.к. кроме тестовых (стандартизированных
измерительных) методов существуют, как
мы уже отмечали, экспертные или малоформализованные.
В разных научных психологических школах
психодиагностика развивалась с разной
системой приоритетов: в одних преобладала
европейская традиция и преимущественное
внимание уделялось развитию методов
второй группы (беседа, наблюдение), в других
школах преобладала американская традиция,
что способствовало развитию стандартизованных
тестовых методов. В настоящее время в
психологической работе активно используются
и взаимодополняют друг друга оба эти
подхода. Методы психодиагностики разрабатывались
для применения в четырех областях психологической
практики: оптимизация процессов обучения
и воспитания в образовании, профотбор,
профобучение и профориентация в сфере
профессионального консультирования,
клинико-диагностическая, консультативная
и психотерапевтическая работа в области
медицинской психологии. В сфере юриспруденции
методы психодиагностики применяются
со следующими целями: - методы психологической
диагностики, предназначенные для психологической
экспертизы, изучения правовых отношений,
личностных особенностей лиц, участвующих
в следственной работе и судопроизводстве
и т.д.; - методы психологической помощи,
включающие психологическую коррекцию,
профилактику правонарушений, формирование
профессионально значимых качеств для
работы в органах внутренних дел и пр.
Так, в зависимости от конкретного случая,
психодиагност проводит обследование
потерпевших, подозреваемых или свидетелей
и формулирует психологическое заключение
о тех или иных качествах личности, уровне
интеллектуального развития, психофизиологических
особенностях и т.п. Данные методы, помимо
их уголовно-процессуальной регламентации,
основаны на научных методах психологии
и тесно связаны с криминологией, криминалистикой,
исправительно-трудовой педагогикой и
т. д. Весь диапазон применяемых методов
в сфере юридической психологии регламентирован
требованиями законодательства, а также
профессионально-этическими стандартами,
на основе которых сформулирован кодекс
психолога. Данная регламентация необходима
для защиты прав испытуемых, участвующих
в психологическом исследовании. К специальным
методам юридической психологии относится
психологический анализ уголовного дела.
Актуальным является и метод психоанализа,
который способствует более глубокому
и всестороннему исследованию личности,
в особенности сферы подсознания. Создание
разных методов психодиагностики позволяет
изучить широкий спектр особенностей
психической деятельности человека, включающих
психические процессы и состояния, особенности
познавательной деятельности, характерологические
проявления, а также склонности и интересы,
мотивационные аспекты личности, ценностные
ориентации, особенности межличностных
отношений. Современная юридическая психология
обладает широким арсеналом методов психологической
диагностики, куда включаются обе группы
методик. В свою очередь, тестовые методы
(«тест» в переводе с английского означает
«испытание», «проверка», «проба») можно
классифицировать по трем основаниям:
форма, содержание и цель психологического
тестирования.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андросюк В.Г. Педагогика и
психология в деятельности органов
внутренних дел. — Киев, 1990.
2.
Васильев В.Л. Юридическая психология.
— М., 2001.
3.
Еникеиев. Юридическая психология.
- М.: Норма, 2000.
4.
Еникеев М.И. Общая и юридическая
психология. — М., 1996.
5.
Коновалова В.В. Правовая психология.
— Харьков, 1990.
6.
Мариновская И.Д., Тихомиров С.Н.
Юридическая психология. — М., 2002.
7.
Психологическая диагностика. Учебное
пособие. /Под ред. К.М. Гуревича,
Е.М. Борисовой. – М.: Издательство
УРАО, 1997.
8.
Романов В.В. Юридическая психология.
— М., 2003.
9.
Чуфаровский Ю.В. Юридическая
психология. Учебное пособие. - М.: Право
и Закон, 1997. — 320 с.