Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 23:20, контрольная работа
Деловая беседа — это осмысленное стремление одного человека или группы людей посредством слова вызвать желание у другого человека или группы людей к действию, которое изменит хотя бы одну из сторон какой-либо ситуации или установит новые отношения между участниками беседы.
В современной трактовке деловые беседы означают устный контакт между партнерами (собеседниками), которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций для их проведения и разрешения конкретных проблем.
ПРИНЯТИЕ ЗАМЕЧАНИЯ. Это в основном относится к субъек¬тивным замечаниям, на которые очень трудно отвечать. Лучше отка¬зать собеседнику в ответе и просто принять его замечание, если оно не оказывает существенного влияния на суть беседы.
СРАВНЕНИЕ. Часто бывает, что замечание легче всего нейтрали¬зовать с помощью сравнений, вместо того чтобы прямо отвечать на него. Сравнения могут приводиться из области, которую ваш собеседник зна¬ет и из которой он может привести примеры из собственного опыта.
МЕТОД ОПРОСА. Этот метод
максимально ограждает от риска
оказаться в атмосфере
МЕТОД «ДА — НО» заключается в том, что вы до определенного момента соглашаетесь с собеседником для того, чтобы у него пропало желание противоречить вам, и готовите его к контраргументации. При¬мер: «Вы совершенно правы. Но учли ли вы, что...»
Со временем из-за частого употребления значение союза «но» мо¬жет несколько обесцениться. Кроме того, союз «но» в некоторой степе¬ни действует как предостерегающий сигнал. Поэтому вышеприведен¬ный пример можно немного изменить, убрав злополучное «но»: «Вы совершенно правы. Учли ли вы, что...»
ЗАЩИТНАЯ МЕРА упрощенно означает, что вы строите свое вы¬ступление таким образом, что у собеседника вообще не возникает за¬мечаний, поскольку вы не даете ему для этого повода.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Неприятное замечание, которое наверня¬ка последует от вашего собеседника, можно смягчить, если включить его в свое выступление. Этим вы одновременно определяете и момент ответа, а это, несомненно, преимущество.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО
ОТСРОЧКА. Практика показывает, что замечание утрачивает свое значение по мере удаления беседы от того момента, когда оно было выс¬казано. Но наряду с этим можно обращаться к собеседнику сразу же после высказанного замечания. Пример: «Позвольте вернуться к это¬му вопросу позднее. В таком-то месте мы снова затронем эту пробле¬му. Согласны ли вы с этим предложением?»
Этот метод применяется только тогда, когда сделанное замечание мешает дальнейшему ведению беседы или же полностью ее блокирует.
Теперь постараемся дать ответ на два наиболее важных вопроса: как лучше всего высказывать свои замечания собеседнику и когда от¬вечать на его замечания.
Начнем с того, как высказывать
замечания собеседнику. ОБЩИЙ ПОДХОД
К НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЕЧАНИЙ
ЛОКАЛИЗАЦИЯ. Для успешной локализации замечаний нужно прежде всего ответить себе на следующие вопросы: «Что за этим кро¬ется?» и «Какое значение имеет сделанное замечание для вашего собе¬седника?»
Тон ответа всегда должен быть спокойным и дружеским, даже если замечания носят язвительный или иронический характер. Раз¬дражительный тон существенно затруднит задачу убе¬дить вашего собеседника. Нетрадиционный подход, доброжелательность, ясные и убедительные ин¬тонации особенно важны при нейтрализации сложных замечаний и возражений.
ДИПЛОМАТИЧНОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ. Никогда не следует возражать открыто и гру¬бо, даже если собеседник ведет себя некор¬ректно. Если вы будете противоречить, то на¬верняка не убедите его, а лишь заведете вашу беседу в тупик. Поэтому не следует употреб¬лять следующие выражения: «В данном слу¬чае вы совершенно неправы!», «Все как раз наоборот!», «Это не имеет под собой никакой почвы!»
УВАЖЕНИЕ. К позиции и мнению собеседника нужно относить¬ся с уважением, даже если они ошибочны или для вас неприемлемы. Ничто так не затрудняет беседу, как пренебрежительное и высокомер¬ное отношение к собеседнику.
ПРИЗНАНИЕ ПРАВОТЫ. Если вы заметили, что замечания и возражения собеседника являются лишь стремлением подчеркнуть свой престиж, то очень выгодно почаще признавать правоту собесед¬ника. Например: «Это интересный подход к проблеме, который я, че¬стно говоря, упустил из виду. Конечно же, при принятии решения мы его обязательно учтем!» После молчаливого согласия собеседника бе-седу следует продолжить по намеченному плану.
СДЕРЖАННОСТЬ В ЛИЧНЫХ ОЦЕНКАХ. Следует избегать личных оценок. Например: «Будь я на вашем месте...», «Моя фирма считает, что... но лично я думаю...» Особенно это относится к тем слу¬чаям, когда подобной оценки явно не требуется или когда собеседник не считает вас своим советчиком или признанным специалистом.
ЛАКОНИЧНОСТЬ ОТВЕТА. Чем более сжато, по-деловому вы ответите на замечание, тем это будет более убедительно. В простран¬ных ответах всегда сквозит неуверенность. Поэтому чем более много-словен ваш ответ, тем больше опасность быть непонятым вашим собе¬седником.
КОНТРОЛИРОВАНИЕ РЕАКЦИЙ. При нейтрализации заме¬чаний очень полезно проверять реакцию собеседника. Легче всего это сделать с помощью промежуточных вопросов. Спокойно спросите со-беседника, доволен ли он ответом. Если нет, то предложите ему за¬няться этой проблемой в процессе беседы.
НЕДОПУЩЕНИЕ ПРЕВОСХОДСТВА. Если вы будете успеш¬но парировать каждое замечание, то постепенно у вашего собеседника сложится мнение, что он сидит перед умудренным опытом «профессо¬ром», против которого у него нет никаких шансов. В связи с этим:
— не следует парировать каждое его возражение;
— нужно показать, что и вам не чужды человеческие слабости;
— особенно важно избегать немедленного ответа на каждое за¬мечание, потому что этим вы косвенно недооцениваете собеседника: то, над чем он думал в течение многих дней, вы решаете за несколь¬ко минут.
ПОДГОТОВКА К НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ЗАМЕЧАНИЙ Следует как можно лучше ознакомиться с темой и содержанием беседы, заранее как можно больше узнать о своем собеседнике, его при¬вычках, подготовиться к возможным замечаниям и возражениям.
Теперь рассмотрим, какой момент для нейтрализации замечаний и возражений является наиболее благоприятным.
При ответе на вопрос, когда следует отвечать на сделанные заме¬чания, можно предложить следующие варианты:
— до того, как замечание высказано;
— сразу после того, как оно было сделано;
— позднее;
— никогда.
«ДО». Если известно, что собеседник рано или поздно сделает оп¬ределенное замечание, рекомендуется самим обратить на него внима¬ние и заранее, не дожидаясь реакции собеседника, ответить на него. В этом случае вы получаете следующие преимущества:
— избежите противоречий с собеседником и тем самым уменьши¬те степень риска ссоры в беседе;
— получите возможность
сами выбирать формулировку замечания
оппонента и таким образом
снизить его смысловую
— у вас будет возможность
выбрать наиболее подходящий момент
для ответа и обеспечить себе тем
самым время для его
— укрепится доверие между вами и вашим собеседником, так как он увидит, что вы не пытаетесь обвести его вокруг пальца, а наоборот, ясно излагаете все «за» и «против».
«СРАЗУ». Это наиболее удачный вариант ответа, и его нужно ис¬пользовать во всех нормальных ситуациях.
«ПОЗЖЕ». Если нет желания
прямо противоречить
Часто бывает, что за счет отсрочки может вообще исчезнуть необ¬ходимость отвечать на замечание: ответ возникнет сам по себе после определенного времени.
«НИКОГДА». Враждебные замечания, а также замечания, которые представляют собой существенную помеху в беседе (особенно в ее нача¬ле), следует по возможности полностью игнорировать. То же самое от¬носится к замечаниям, не затрагивающим сути деловой беседы, а также к тем случаям, когда можно без ущерба признать правоту собеседника.
Отводы замечаний и возражений собеседника всегда чреваты раз¬личного рода конфликтами, поэтому в этих случаях необходимы мак¬симальная тактичность и деликатность. Существуют правила «хоро¬шего тона», которые применяются при отводе возражений и помогают с наименьшими морально-психологическими издержками решать за¬дачи. Рассмотрим эти правила.
Собеседник не всегда прав, но часто вам выгодно признать его пра¬воту, особенно в мелочах.
Замечания и возражения — естественные явления в любой беседе, по¬этому не следует чувствовать себя обвиняемым, который должен защи¬щаться.
Нужно всегда стараться смотреть на замечания собеседника с его точки зрения, т. е. субъективно. Объективной причиной замечаний ча¬сто может быть какая-нибудь мелочь.
В момент высказывания замечания собеседник редко остается спо¬койным. Ожидая вашу реакцию, он становится очень чувствительным к любому знаку вашего недоверия или невнимания. В таких ситуациях вы должны полностью контролировать свое поведение, чтобы не под¬ливать масла в огонь.
Замечания, причиной которых является «комплекс неполноцен¬ности», переживаемый вашим собеседником, требуют особого внима¬ния и большой осторожности, так как в случае оскорбления его как личности дело может дойти до скандала.
Не нужно делать выводов о неискренности вашего собеседника до тех пор, пока действительно не будет доказано, что он говорит неправду.
Можно привести собеседника в хорошее расположение духа, пой¬дя на некоторые уступки, но нужно определить границы уступок, пре¬жде чем на них решиться.
Любое несогласие с замечаниями нужно исчерпывающе разъяс¬нить собеседнику, так как корректное опровержение замечания мо¬жет увеличить ваши шансы на успех.
При эмоциональной реакции собеседника следует знать, что с воз¬бужденным и взволнованным человеком вряд ли можно разговари¬вать по-деловому.
Собеседник всегда должен чувствовать, что вы относитесь к его замечаниям серьезно и тщательно их рассмотрели, прежде чем дали окончательный ответ.
Следует помочь собеседнику высказать свои замечания и возра¬жения, попытаться выяснить причины его невысказанного недоволь¬ства или волнения.
6 Заключительную фазу
деловой беседы следует
Основные идеи, смысл
вашего выступления нужно
Выводу нужно придать
доступную форму, то есть
Переводить беседу
в завершающую фазу следует
не на спаде, а на подъеме,
например, когда мы исчерпывающе
ответили на замечание
Последний этап беседы — ее завершение. Успешно завершить беседу — это значит достигнуть заранее намеченных целей. На последнем этапе решаются следующие задачи:
— достижение основной или (в неблагоприятном случае) запасной (альтернативной) цели;
— обеспечение благоприятной атмосферы;
— стимулирование собеседника к выполнению намеченных дей¬ствий;
— поддержание в дальнейшем (в случае необходимости) контак¬тов с собеседником, его коллегами;
— составление резюме с четко выраженным основным выводом, по¬нятным всем присутствующим.
Любая деловая беседа имеет свои подъемы и спады. В связи с этим возникает вопрос: когда переводить беседу в завершающую фазу — фазу принятия решений. Практика доказывает, что это надо делать, когда беседа достигает кульминационного момента. Например, вы настоль¬ко исчерпывающе ответили на очень важное замечание вашего собе¬седника, что его удовлетворение вашим приемы ускорения принятия решения. Существует два таких приема: прямое и косвенное ускорение.
ПРЯМОЕ УСКОРЕНИЕ. Пример такого приема: «Мы сразу бу¬дем принимать решение?» Чаще всего собеседник еще не успел при¬нять решение, и поэтому он отвечает: «Нет, пока не нужно. Я еще дол-жен все обдумать»
С помощью приема «прямое ускорение» можно принять решение в самые короткие сроки. Но такой приём часто не достигает цели, по¬скольку в 50% подобных случаев собеседник говорит «нет».
КОСВЕННОЕ УСКОРЕНИЕ. Этот приём позволяет привести ва¬шего собеседника к желаемой цели постепенно. Преимущество его в том, что вы довольно рано начинаете работать над достижением своей цели, снижая степень риска неудачи.
Существует четыре варианта этого приема. Гипотетический подход. Почти все люди испытывают некоторый страх, оказавшись в ситуации, когда им необходимо принимать реше¬ние. В связи с этим целесообразно говорить лишь об условном реше¬нии, чтобы собеседник расслабился и привыкал к нему постепенно. Для этого подходят следующие формулировки: «Если...», «В случае если...», «Предположим, что...»
Поэтапные решения. Окончательный
вывод собеседника можно