Психология дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 21:15, реферат

Краткое описание

Для того чтобы обучение и воспитание детей велось с учетом имеющихся научно-психологических знаний, в системе образования создается и функционирует психологическая служба. Ее основными работниками являются профессиональные психологи, имеющие диплом об окончании высших учебных заведений по специальности «Психология». Они принимают участие в решении вопросов, касающихся судьбы ребенка, его обучения и воспитания, начиная с младенческого и кончая старшим школьным возрастом (ранняя юность). На всем протяжении жизни ребенка с момента его рождения и до окончания школы он должен находиться в сфере внимания со стороны профессиональных психологов. В течении всего этого времени, занимающего в среднем от 16 до 18 лет, должно вестись систематическое наблюдение за психологическим развитием ребенка. В ходе его проводят регулярные психодиагностические обследования, оценивают характер и темпы психического развития ребенка, дают рекомендации по его обучению и воспитанию, контролируют их реализацию.

Содержание

Введение 2
Понятие о психологической службе, структура 4
Цели и задачи психологической службы 8
12
Заключение. 15
Список литературы. 16

Вложенные файлы: 1 файл

контр.doc

— 35.73 Кб (Скачать файл)

Важный аспект в работе практического психолога связан с психопрофилактикой. Он касается своевременного выявления и устранения факторов, которые могут вести  к отклонениям от нормального  психического – и интеллектуального  или нравственного – развития ребенка. Подразделения психологической  службы, занятые решением этой задачи, опираются в своей работе на знания законов психического развития ребенка, в первую очередь тех, которые  представлены в патопсихологии и  в дефектологии как областях теоретических  и практических знаний, пограничных  между психологией и медициной.

Следующая существенная задача, которую решает психологическая  служба в системе образования, состоит  в практическом воздействии психологов на непосредственных участников педагогического  процесса: детей, учителей, родителей  и руководителей образования. Данная задача предполагает оказание прямой психологической помощи всем этим людям  в обучении и воспитании. Здесь  психолог выступает в роли педагога, психотерапевта, консультанта, корректора. Психогенное происхождение многих заболеваний, связанных с работой  сердечно - сосудистой системы и  желудочно-кишечного тракта, в настоящее  время можно считать доказанным. То же самое касается эндокринной  системы человека и тем более  его психологии и поведения. Занимаясь  практической работой в этой области, психолог старается предупредить возникновение и обострение подобного рода заболеваний, использует специальные методы воздействия на психологию и поведение людей с целью вызвать благоприятные для лечения болезни органические реакции.

Работники управленческих структур системы образования помимо общей  психологической помощи, о которой  только что шла речь, нуждаются  и в особой управленческой психологической  поддержке, касающейся руководства  людьми в группах и коллективах. Руководящим работникам системы  образования необходимы знания из области  психологии управления, психологии человеческих взаимоотношений, психологии эффективности  групповой деятельности. Все взрослые люди, включенные в обучение и воспитание детей, нуждаются в психологических  знаниях, позволяющих им глубже понимать развитие детей и управлять им. Эти знания в минимально необходимом  объеме даются в высших педагогических учебных заведениях, но со временем они частично или полностью устаревают, утрачиваются и, следовательно, нуждаются  в дополнении и обновлении. Их коррекцию  также обеспечивает психологическая  служба на протяжении всего периода  профессиональной работы того или иного  педагога.

Специальная задача психологической  службы состоит в решении совместно  с представителями других областей знаний – педагогами, дефектологами, социологами, врачами, юристами – различных  вопросов, касающихся судьбы детей, существенно  отличающихся от своих сверстников  и требующих к себе особого  внимания, специфического отношения, необычных  форм и методов педагогической работы. Речь прежде всего идет о детях, отстающих  в своем развитии, и об одаренных  детях. Первые нуждаются в обучении и воспитании по упрощенным, менее  напряженным программам, соответствующим  их возможностям усвоения, а вторые, напротив, - в обучении по более сложным  и насыщенным программам, чем обычные  дети. Программы, предлагаемые для отстающих  и одаренных детей, обязательно  должны проходить предварительную  психолого-педагогическую экспертизу с участием специалистов-педагогов  различного профиля, каждый из которых независимо от других и со своей профессиональной стороны оценивает эти программы с точки зрения того, обеспечивают ли они оптимальные условия для развития детей соответствующей категории. Хотя дети, отстающие в своем развитии, физически и психологически ослабленные, требуют облегченных учебно-воспитательных программ, но такие программы не должны приводить к углублению их отставания от нормальных детей. Напротив, эти программы должны обеспечивать ускоренное развитие отстающих детей, рассчитанное на сокращение разрыва между ними и обычными детьми в психологическом отношении. Создание облегченной, но ускоренно развивающей программы – дело более сложное, чем, например, разработка усложненной развивающей программы для одаренных детей. Поэтому на практике творческий потенциал психологов больше задействован в области работы с детьми, имеющими задержки в своем психическом развитии, чем с теми, кто опережает своих сверстников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод:

 

Школьная психологическая  служба – необходимый компонент  системы народного образования  на современном этапе развития общества и в перспективе. Целесообразность ее функционирования определяется насущной потребностью школы в такой организации  своей деятельности, которая бы обеспечила развитие индивидуальных особенностей и творческого отношения к  жизни каждого учащегося.

Главная цель школьной психологической  службы – максимальное содействие психическому развитию, становлению  личности и индивидуальности школьника. Доказано, что уже на ранних этапах школьного детства возможно выявление  объективно и субъективно значимых способностей каждого ребенка, опора  на которые в учебно-воспитательном процессе способствует становлению  индивидуальности учащихся в ходе возрастного  развития. Осознание ребенком своих  интересов и способностей, вне  зависимости от степени их развития, имеет чрезвычайно важное значение для формирования личности в целом. В связи с этим обоснована основная задача практического школьного  психолога – обеспечение психологических  условий, необходимых для развития способностей и формирования личности учащихся. Высокая эффективность школьной психологической службы возможна лишь на основе единства двух направлений ее деятельности – актуального и перспективного. Продуктивное решение задач любого из этих направлений в значительной степени определяется основным принципом работы школьного психолога – индивидуальным подходом, который позволяет выяснять причины и определять пути преодоления трудностей, возникающих у учащихся, педагогов и родителей, разрабатывать индивидуальные программы развития школьников. Работа практического психолога над конкретной проблемой требует в каждом случае особого сочетания основных видов его деятельности – диагностики, развития и коррекции, профилактики, консультирования, психологического просвещения.

Список литературы

 

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2001. – 336 с.
  2. Гриншпун И.Б. Введение в психологию. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 152 с.
  3. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Учебное пособие. – М.: Педагогика, 1991. – 230 с.
  4. Ждан А.Н. История психологии: от античности до современности. Учебник для студ. психологических факультетов университетов. – Изд. 2-е, переработанное. – М.: «Российское педагогическое агенство», 1997. – 442 с.
  5. Карандашев В.Н. Психология: Введение в профессию: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Смысл; «Академия», 2005. 382 с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 639 с. – (Основы наук).

 


Информация о работе Психология дошкольного возраста