Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:33, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть символическую природу имиджа в рамках семиотического подхода.
Объект контрольной работы – символическая природа имиджа, предмет – особенности применимости семиотического подхода к символической природе имиджа.
Задачи контрольной работы:
изучить общее понятие имиджа;
рассмотреть символическую природу имиджа;
Введение………………………………………………...…………………..3
1. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии
1.1 Общее понятие имиджа………………………………………4
2. Символическая природа имиджа
2.1 Применимость семиотического подхода к имиджу………..7
Знаки-индексы……………………………………….………..7
Знаки-образы………………………………………………….8
Знаки-символы………………………………………………10
Заключение…………………………..……………………………………16
Список литературы……………………….………………
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1.
Имидж: определение
1.1 Общее понятие имиджа………………………………………4
2. Символическая природа имиджа
2.1 Применимость семиотического подхода к имиджу………..7
Заключение…………………………..………
Список
литературы……………………….…………………………
ВВЕДЕНИЕ
В
последнее время понятия «
Индивидуальный имидж помогает человеку наиболее гармонично адаптироваться в окружающей среде, найти «свою» компанию, «свой» круг общения, способствует профессиональному и карьерному росту. Корпоративный имидж является в современном мире одним из инструментов достижения целей компании, а также средством для создания наиболее гуманистического общества.
Имидж - искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж создается пропагандой, рекламой с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к объекту. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Цель контрольной работы – рассмотреть символическую природу имиджа в рамках семиотического подхода.
Объект контрольной работы – символическая природа имиджа, предмет – особенности применимости семиотического подхода к символической природе имиджа.
Задачи контрольной работы:
Контрольная работа состоит из введения, двух разделов. Заключения и списка литературы.
1.
ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПОНЯТИЯ
ИМИДЖЕЛОГИИ
Слово имидж: (от фр. или англ. image) в буквальном переводе на русский язык означает образ, облик.
В общей психологии под образом в широком смысле слова понимается субъективная картина мира или его фрагментов, включая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий1.
Термин «имидж» чаще всего используется, когда речь идет о конкретной личности. В то же время нередко это понятие применяется и в отношении группы, организации, товара, профессии и т. п. Так, например, конструктивно развивающаяся организация, особенно если этот процесс протекает в отчетливо просоциальном направлении, помимо существующего в поле субъективного самовосприятия, стратегически перспективного образа, как правило, имеет в большей или меньшей степени позитивный имидж в глазах своих членов, клиентов, конкурентов и в целом широкого социума.
С точки зрения социальной психологии имидж является разновидностью образа, возникающего в результате социального познания. Специфические характеристики имиджа как продукта именно социального, а не индивидуального восприятия объекта особенно наглядно выявляются при сравнении общепсихологического и социально-психологического подходов к изучению восприятия (перцепции). Г. М. Андреева указывает на следующие основные различия в трактовке восприятия (перцепции) в рамках указанных подходов.
Во-первых, в процессах социальной перцепции, изучаемых социальной психологией, когнитивные, мотивационные и эмоциональные элементы гораздо менее обособлены друг от друга, чем в перцептивных процессах, изучаемых общей психологией: «они выступают как неотъемлемая содержательная характеристика любого социально-перцептивного процесса». Соответственно понятие «пристрастности» образа, которое в общей психологии имеет метафорический оттенок, в социальной психологии приобретает прямое значение.
Во-вторых, из четырех элементов перцептивного процесса, к которым относятся субъект восприятия, объект восприятия, собственно процесс восприятия и образ как результат этого процесса, общая психология уделяет внимание почти исключительно третьему элементу - процессу восприятия, в то время как интерес социальных психологов сосредоточен на характеристиках субъекта и объекта восприятия, а также образа.
В-третьих, в отличие от общей психологии социальная психология изучает формирование образов в условиях реальной социальной группы2.
Имидж информативен, он сообщает о некоторой совокупности признаков, которые присущи самому объекту. Причем эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться объекту создателями имиджа.
Важной особенностью имиджа является его активность. Он «способен воздействовать на сознание, эмоции, деятельность и поступки как отдельных людей, так и целых групп населения. Как следствие, люди отдают предпочтение тем или иным товарам, фирмам, банкам или политическим партиям»3.
Понятиями, родственными понятию «имидж», являются «мнение», «репутация», «авторитет».
Одно
из определений понятия «
Задачи имиджа и репутации сходны. Они состоят в том, чтобы помогать компании успешно продавать товары или услуги, привлекать надежных партнеров, обеспечивать защиту от конкурентов, содействовать выведению на рынок новых товаров или услуг и т.д. Покупатель готов платить дороже за изделия компаний с устойчивой репутацией (или удачно сформированным имиджем), хотя можно купить такой же качественный товар дешевле у менее известной компании - это уже правило.
В
литературе можно встретить даже
отождествление имиджа с этими явлениями.
Так, например, А. Ю. Панасюк полагает, что
имидж: есть по существу то же, что и мнение,
и усматривает различие между соответствующими
терминами лишь в грамматических правилах
употребления соответствующих слов в
русском языке: «Имидж» правильнее употреблять
в словосочетаниях типа «имидж человека
(политика, адвоката)», «мнение» - в словосочетаниях
типа «мнение о человеке (политике, адвокате)»4.
Имидж – это не просто образ, а символический образ, т.е. образ, оформляемый с помощью некоторого языка, понимаемого в самом широком смысле, как синтаксическом (включая невербальные знаки), так и семантическом (включая не только предметные, но и оценочные значения). По мнению П. Бергера и Т. Лукмана, язык объективирует опыт, накопленный многими поколениями.
Этим обусловлена правомерность применения к имиджу семиотического подхода.
С точки зрения семиотики, науки о знаках и знаковых системах, символ представляет собой одну из разновидностей знака. Знаком же может быть любой чувственно воспринимаемый предмет, используемый в качестве представителя любого другого, отличного от него предмета, который называется его денотатом (десигнатом, значением).
По
классификации, разработанной родоначальником
семиотики Ч. С. Пирсом в 1867 г., знаки делятся
на естественные (знаки-индексы), иконические
(знаки-образы) и символические (знаки-символы).
Для того чтобы уяснить себе, в чем состоят
отличительные черты знаков-символов,
дадим краткую характеристику двум другим
видам знака знакам-индексам и иконическим
знакам.
Под знаком-индексом, или естественным знаком, в семиотике понимается предмет, который, сам, являясь частью целого, свидетельствует о других частях этого целого, об их свойствах и отношениях между ними5.
«Естественность» знака-индекса заключается в реальной, физической связи между означающим и означаемым, в их фактической, существующей в действительности смежности. Указывая на информацию, которую субъект в данный момент времени не может получить с помощью непосредственного наблюдения, предмет обнаруживает свойства знака-индекса.
Простейшие естественные знаки реализуются на уровне обыденного мышления. Например, примятая трава и напуганные птицы над лесом «сообщают» охотнику о приближении зверя, а количество столбов дыма над лагерем врага «информирует» военачальника о его численности.
Гносеологические
свойства естественных знаков и их
систем используются и в эмпирических
науках, например, для изучения явлений,
сильно удаленных от нас, а также бесконечно
малых величин, т.е. там, где невозможно
непосредственное наблюдение. Так был
создан и успешно работает метод определения
химических элементов, на базе анализа
испускаемых небесными телами спектров
цветов. Спектрография небесных тел является
для нас единственным источником знания
для определения химического состава
этих тел. Световые волны являются частью
вещества, их испускающего, и как таковые
могут рассматриваться в качестве естественных
знаков, позволяющих судить о самом веществе.
Медицина до сравнительно недавнего времени
была целиком построена на естественных
знаковых системах, навигация осуществлялась
исключительно по положению звезд, позволявших
ориентироваться в открытом море.
Принципиально иным средством представления реальности, нежели естественный знак, является иконический знак.
Определяющим свойством иконического знака является его изоморфизм по отношению к изображаемому. Этот изоморфизм чаще всего проявляется как совпадение знака с его значением по их внешнему виду.
Воспроизводя некоторые структурные особенности отображаемого объекта, иконический знак призван «напоминать» о нем, указывать на него. Однако эти указания понятны не всякому субъекту, а лишь тому, кто способен распознать сходство.
В системе чувственных образов иконические знаки связаны с представлениями, которые в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с внешними предметами отражают те явления, с которыми он в данный момент не взаимодействует. Поэтому можно сказать, что представление, как оперирование знаками-образами, стоит на стыке чувственного и рационального познания. В развитии человечества можно выделить стадию «образного мышления», когда человек уже активно пользовался знаками-образами, но еще не владел речью в современном смысле, как символическим способом выражения. Иконический знак зарождается в виде реальных предметов, призванных представить все аналогичные предметы данной группы. В глубокой древности люди, еще не владея языком, использовали для коммуникации естественные предметы для представления или обозначения других предметов, которые они напоминали по виду, либо для репрезентации целого класса предметов, похожих на него.
По этому же принципу построены такие знаковые системы, как коллекции естественных предметов, расклассифицированные по определенному принципу и представляющие группы натуральных объектов в их иерархиях и взаимосвязях. На базе таких коллекций построены целые отрасли науки, например ботаника или зоология. Вообще любая естественная наука начинается с собирания и классификации подлежащих изучению образцов. В подобных знаковых системах невозможны ни морфологические, ни синтаксические процедуры: в них не могут образовываться сложные знаки, а имеющиеся знаки не подвергаются изменениям в ходе их использования. Другую категорию образных систем образуют системы иконических знаков, имеющих иную природу, нежели изображаемое, но связанных с ним внешним сходством (как, например, фотография или живописное изображение). В таких системах правила оперирования знаками более сложны, так как дополнены уже чисто внутрисистемными операциями.