Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:33, контрольная работа
Цель контрольной работы – рассмотреть символическую природу имиджа в рамках семиотического подхода.
Объект контрольной работы – символическая природа имиджа, предмет – особенности применимости семиотического подхода к символической природе имиджа.
Задачи контрольной работы:
изучить общее понятие имиджа;
рассмотреть символическую природу имиджа;
Введение………………………………………………...…………………..3
1. Имидж: определение центрального понятия имиджелогии
1.1 Общее понятие имиджа………………………………………4
2. Символическая природа имиджа
2.1 Применимость семиотического подхода к имиджу………..7
Знаки-индексы……………………………………….………..7
Знаки-образы………………………………………………….8
Знаки-символы………………………………………………10
Заключение…………………………..……………………………………16
Список литературы……………………….………………
Иконические
знаки могут иметь как искусственное,
так и естественное происхождение. Так,
фотография, рисунок являются искусственными
иконическими знаками, а отражение в воде,
тень предмета или человека, слепок моллюска
в известковых слоях - это иконические
знаки естественного происхождения. В
целом же иконический знак является более
обобщенным представлением о целом классе
аналогичных вещей или явлений и может
описывать более обширную часть действительности,
нежели естественный знак, который представляет
конкретную вещь или совокупность вещей.
Наивысшая же степень обобщенности и опосредованности присуща такому виду знаков, как знаки-символы.
Символы в строгом смысле, как их определяет семиотика, - это такие знаки, которые не связаны с обозначаемым ни естественной связью, ни внешним сходством, эта связь для них имеет всегда только искусственное происхождение, является чисто конвенциональной, условной.
Хотя в качестве знаков-символов и могут использоваться предметы естественного происхождения, собственно знаками они становятся лишь в деятельности человека. Причем эта деятельность является социальной, поскольку использование знаков всегда происходит в контексте общения.
Говоря о закономерностях и механизмах развития и функционирования символизма в рамках человеческой культуры, нельзя обойти вниманием такой важный аспект проблемы, как развитие психофизиологических предпосылок восприятия символов в процессе развития человека.
Идея о том, что существует определенный параллелизм между историческим развитием различных когнитивных структур (в том числе символизма) и развитием соответствующих им психических структур в процессе психогенеза, высказывалась целым рядом ученых. На богатом экспериментальном материале ее подтверждает в своих работах Ж. Пиаже6.
Первой стадией умственного развития человека является отделение предмета от себя и приобретение умения оперировать с ним как с отдельной категорией. Это та самая стадия, которую Пиаже называл сенсомоторной стадией развития и рассмотрению которой он уделял много внимания. Эта стадия пока не отягощена никакими знаками, представляющими предметы вне Их самих, в связи с чем Пиаже отмечал, что для ребенка в самом яежном возрасте «мир существует лишь постольку, поскольку он ощущаем».
Вторая стадия начинается еще внутри сенсомоторной фазы: «Во второй половине сенсомоторного периода, в результате быстрой интернализации координации движений, свидетельствующей о росте интеллекта, у ребенка впервые возникают умственный образ предмета, что делает возможным отложенную имитацию предмета, и как следствие этого первые попытки рисовать».
Постепенно у ребенка возникает новый тип общения с дейвительностью, общения при помощи образных кодов, или, иначе говоря, образных знаковых систем. Самые яркие показатели в детском возрасте - рисунки и игры. По поводу смены ориентации человека на новый тип знаковых систем в ходе психогенеза Дж. Брунер замечает следующее: «Первые стадии являются манипулятивными, отмеченными очень неустойчивым и однонаправленным вниманием. Затем идет период более осознанного действия, которое имеет своим источником интернализированные образы больших отрезков действительности. Пик этой стадии приходится на детей 5-7 лет»7.
Пиаже называл эту стадию в онтогенетическом развитии человека «стадией образного восприятия». В этом возрасте человек ориентируется в основном на образные знаковые системы, на знаки, отражающие действительность при помощи различных форм изоморфизма с отображаемым.
Следующая, третья, стадия в развитии человека характеризуется появлением и консолидизацией символических и прежде всего языковых кодов. Дж. Брунер в связи с этим называет «три способа представления мира - представление действием, образное и символическое представление. Именно в таком порядке они появляются в жизни ребенка, каждое последующее в своем развитии, опираясь на предыдущее, но, в общем, оставаясь самостоятельным на протяжении всей жизни»8.
В результате такого последовательного развития разных способов репрезентации действительности и соответственно разных способов общения и взаимодействия с этой действительностью формируется личность конкретного индивидуума. У каждого взрослого человека наличествуют все указанные способы кодировки окружающего мира, развитые в разной степени и проявляющиеся в уникальной констелляции. Каждая стадия схемы включает и предыдущую ступеньку, расширенную, усложненную и обогащенную взаимодействием с последующими стадиями.
Таким образом, каждый тип знаковых систем сам проходит в филогенезе все те стадии, по которым коды и их совокупности развиваются у человека в онтогенезе. Другими словами, тот тип действенного общения с реальностью при помощи естественных кодов, который в нашей иерархии занимает низшую ступеньку, должен будет измениться под влиянием возникших впоследствии кодов: в нем можно будет различить и образную, и символическую стадии развития. Собственно эта динамика и составляет содержание развития каждого типа кодов. Подобно тому как констелляция разных типов кодирования определяет характеристику отдельной личности, констелляция разных типов видения мира определяет ту или иную стадию истории человечества.
Вот почему в сложных видах символической деятельности бывает трудно выделить тот или иной тип знаков в чистом виде. Именно таким видом деятельности является создание имиджей. Прежде всего, нельзя отрицать того, что в имидже присутствует многое от естественного знака. Причина этого не только в том, что при создании имиджа человек использует собственное тело, лицо, голос, жесты, но главным образом в том, что имидж всегда в той или иной степени является продолжением его естественных психических качеств.
Имиджмейкеры неизменно указывают, что при разработке имиджа необходимо исходить не из выдуманных, а из реальных параметров личности клиента, в противном случае имидж «рассыплется» в первой же нестандартной ситуации. В принципе, возможно создать полностью искусственный имидж по отношению к которому его носитель будет выступать только как актер, марионетка. Но, во-первых, это крайний, вырожденный, а не типичный вид имиджа, по сути дела это не столько имидж, сколько персона, театральная роль, во-вторых, даже в этом вырожденном случае существуют неустранимые ограничения на свободу выбора «актера», обусловленные, по крайней мере, его анатомическими параметрами.
Далее, имидж, безусловно, содержит многое от иконического знака. Это вытекает из данного нами определения имиджа, в соответствии с которым он представляет собой разновидность образа, т.е. обязательно предполагает сходство со своим прообразом.
Сказанное не противоречит тому, что природа имиджа является в конечном счете все-таки символической, как и было сказано выше. Ключ к пониманию этого лежит в том, что имидж представляет собой не единичный, отдельно стоящий знак, а знаковую структуру.
Под знаковой структурой мы будем понимать такую устойчивую, организованную совокупность знаков, которая в свою очередь сама выступает в качестве знака и может представлять некоторый относительно устойчивый объект. Примерами знаковых структур могут служить литературное произведение, спектакль, фильм, кукла и т.п. Язык не является знаковой структурой, поскольку он задает правила для построения целого множества знаковых структур.
Всякий имидж является знаковой структурой. Эта знаковая структура объединяет в себе предметы самой различной природы, но все они являются знаками. Если речь идет об индивидуальном имидже, то его составляющими являются все чувственно воспринимаемые проявления человека, создающие в совокупности представление об его внешности, поведении и т.п., включая черты лица, жесты, одежду, голос; кроме того, любые тексты, изображения и события, характеризующие этого человека с тех или иных сторон, информирующие о его прошлом и позволяющие прогнозировать его будущие поступки, создающие представление об его ценностях и аттитюдах.
Как видим, элементами знаковой структуры могут быть знаки всех трех типов. Однако если знаковая структура содержит знаки-символы, то мы будем называть ее символической.
Очевидно, что имидж является символической структурой, поскольку при его создании обязательно используется, по крайней мере, вербальный язык, а именно со словесным отражением действительности принято в первую очередь связывать феномен символизма.
Иначе говоря, индексы и образы в составе символической структуры, в частности имиджа, могут нести (и, как правило, несут) символическую нагрузку. Это происходит потому, что они функционируют в социальном контексте. Символизация знаков и не только знаков, но и любых объектов составляет одну из самых выраженных тенденций социального поведения человека.
Имиджмейкеры
в процессе создания имиджа клиента видят
одну из основных своих задач в формировании
у клиента таких качеств, как психосемиотическая
компетентность и рефлексия семиотических
компонентов собственной экспрессии,
а также в коррекции внешних технологий
его самоподачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имидж - сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа, эмоционально окрашенный образ кого-либо или чего-либо.
Еще одна характеристика имиджа, которая нередко подчеркивается авторами руководств, - это его функциональность. Имидж не является самоцелью, хороший имидж нужен для чего-то, с его помощью мы можем достичь целей, более эффективно решить поставленные задачи и т.д.
Имидж всегда социально обусловлен, оказывает активное воздействие на общественное мнение, кардинально влияет на результаты деловой активности. Имидж формируется по-разному для разных групп общественности, так как желаемое поведение этих групп, например, в отношении предприятия может различаться. Содержание категориальных шаблонов восприятия, влияющих на структуру имиджа, зависит от социальной роли человека, которая в свою очередь во многом определяется деятельностной ситуацией. Однако имидж выступает не только как явление, включенное в систему деятельности субъекта, используемое в процессе деятельности, но и как возникающее в результате деятельности, являющееся ее продуктом.
Специфические
характеристики имиджа как продукта
именно социального, а не индивидуального
восприятия объекта особенно наглядно
выявляются при сравнении общепсихологического
и социально-психологического подходов
к изучению восприятия (перцепции).
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ