Психология индивидуальных различий. Способности в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Психология – самая загадочная, и в то же время такая интересная наука. Она прекрасна во всех своих проявлениях. Тот, кто овладеет ею в совершенстве, сможет править миром без каких-либо проблем. Несмотря на то что первые шаги в психологии начали делать еще до нашей эры (философы Платон, Аристотель и другие), официальным началом изучения предмета как экспериментальной науки считается 1879 год.

Вложенные файлы: 1 файл

психология индивидуальных различий.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

Контрольная по психологии, тема: "психология индивидуальных различий. Способности в структуре личности"

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Психология – самая загадочная, и в то же время такая интересная наука. Она прекрасна во всех своих проявлениях. Тот, кто овладеет ею в совершенстве, сможет править миром без каких-либо проблем. Несмотря на то что первые шаги в психологии начали делать еще до нашей эры (философы Платон, Аристотель и другие), официальным началом изучения предмета как экспериментальной науки считается 1879 год. И обязаны мы этим немецкому психологу Вильгельму Вундту. До наших дней дошел довольно богатый опыт, который при желании может использовать себе во благо абсолютно любой гражданин.

Актуальность работы обусловлена тем, что важнейшими стимулами к развитию психологии индивидуальных различий являются многочисленные запросы практики. Практические приложения психологии во всех сферах деятельности людей невозможны без изучения и учета индивидуальных психологических особенностей отдельных личностей.

Научная новизна работы состоит в выявлении и глубоком рассмотрении основных факторов, влияющих на психологию индивидуальных различий.

Данная тема в отечественной и зарубежной теории и практике прорабатывалась такими психологами, как: Е.П. Ильин, М.А. Данчина, Э.А. Голубева, Л.Ф. Колесников, Ю.В. Котелова. Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, Е.В. Бурмистрова, Т.В. Ахутина, М.М. Безруких, B.С. Спрингер, Г. Дейч и многими другими.

Теоретическая значимость работы состоит в расширении и углублении представлений об особенностях дифференциальной психологии человека.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты могут быть применены у практических психологов, работающих в сфере психологического консультирования и не различных предприятиях.

 

1.Аналитический обзор

 

Наиболее значимый вклад в развитие данной тематики внес Евгений Павлович Ильин в своей книге «Психология индивидуальных различий». В книге излагаются основные сведения по психологии индивидуальных различий, рассматриваемых в дифференциальной психологии и психофизиологии.1

Это различия в свойствах темперамента и личности, обусловливающих не столько количественные, сколько качественные различия в поведении и деятельности людей. При написании книги автор придерживался принципа историзма, т.е. описывал этапы развития учения об индивидуальных различиях людей в последовательности, как это происходило на самом деле, – начиная с изучения обобщенных характеристик (типов темперамента и конституции) до рассмотрения частных индивидуальных (свойств нервной системы, темперамента и личности), возвращаясь затем снова к обобщенной – индивидуальности.

Зарождение дифференциальной психологии было обусловлено накопленным на протяжении веков человеческим опытом. Со временем стало заметно, что для людей характерны индивидуальные различия в поведении. Естественно, это заставило систематизировать наблюдаемые отличия, дать им определенное научное объяснение. И не случайно уже в Древней Греции философы обсуждали эту проблему. Платон в книге «Государство» писал, что два человека не могут быть совершенно одинаковыми: каждый отличается от другого своими способностями, поэтому одному следует заниматься каким-либо своим делом, а другому – своим. Более того, Платон предложил, как бы сейчас сказали, тест на профессиональную пригодность к солдатской службе.

Анализируя становление психологии индивидуальных различий и её современный уровень М.А. Данчина в своем учебном пособии «Психология индивидуальный различий» объединила исследования, приводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.2

Первая группа исследований связана с анализом структуры психологических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического облика человека и как они связаны между собой – вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях.

Второе направление исследований связано с поиском причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании таких различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.

Третье направление исследований представляет собой идиографический анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя первыми направлениями.

Зона ближайшего развития дифференциально-психологической теории определяется характером методологических задач первостепенной важности. Так, многие исследователи отмечают, что развитие программы по изучению структуры человеческого генома приближается к своей завершающей стадии - определению причинно-следственной взаимосвязи между генетическим и психологическим уровнем признаков индивидуальности. Сейчас уже очевидно, что различия между людьми уходят корнями в генетические основы личности. На современном этапе важность приобретает не простая констатация факта наличия связи между геном и соответствующим поведенческим признаком, но выявление последствий определенной локализации гена в генетической структуре.

2.Психология индивидуальных  особенностей

 

Психология индивидуальный особенностей или дифференциальная психология — это часть науки, которая занимается выявлением и изучением психологических различий как одного человека, так и определенной группы людей. Как правило, в ходе исследований особое внимание уделяется психологическим проявлением людей, относящихся к разным возрастным, этническим и социальным группам.

Данная ветвь науки ставит перед собой две основные задачи. Во-первых, в ходе исследований ученые стараются выявить индивидуальные различия. Во-вторых, перед психологами стоит задание объяснить причину их возникновения и происхождение.

Как и в любой другой науке, ученые используют самые разнообразные методы исследований. Их можно разделить на разные группы. Если брать во внимание вид используемого в экспериментах опыта, то можно выделить:3

  • Интроспективные методы — их результаты базируются на данные чисто субъективного опыта;
  • Экстраспективные методы — в них используются исключительно объективные результаты, которые можно точно измерить;

Имеет значение и активность воздействия на исследуемый объект:

  • Наблюдение — пассивный метод исследования;
  • Эксперимент — хорошо продуманный и активный метод;

Берется во внимание и уровень обобщенности. В этом случае методы разделяют на:

  • Идиографические — ориентируются на единичный объект, его психологию и психографию;
  • Номотетические — ориентируются на общие данные; Данные методы исследования использует наука психология практически в любом изучении.

Обычно выделяют три основных типа людей. К первому относятся те, кто ориентируется на настоящее время и легко адаптируется к новой обстановке. Такие люди обычно могут быстро принимать решения. Второй тип имеет ориентацию на прошлое и обычно действует в привычных границах запретов, разрешений, прав и обязанностей. Люди из этой категории прекрасно могут реализовать любые решения. Последний, третий тип, ориентирован на будущее и имеет неадекватное ситуативное поведение, такие индивиды достаточно плохо приспособлены к вертикали власти в коллективе. Как правило, эти люди выступают в роли генератора идей. Разбирая психологический портрет личности, очень важно познать, для начала, себя, научиться выделять свои особенности. Умение определить темперамент, направленность личности, характер, отношение к различным ситуациям и целям в жизни, поможет определить поведение человека в напряженной обстановке и спрогнозировать межличностные отношения, выявить деловые качества.

Бесспорно, любой человек – это личность, однако, можно выявить программирующие и базовые свойства, которые определяют его индивидуальные особенности. К ним относятся: характер, темперамент, способности. Базовые свойства помогают понять и раскрыть динамичность, эмоциональность, чувствительность, темп реакции и активность человека. Программирующие свойства позволяют определить интеллект, самосознание, направленность. Психологический портрет личности, словно мозаика, состоит из огромного числа составляющих, которые складывается в общую картину, позволяющую гораздо глубже понять человека. В первую очередь, стоит обратить внимание на темперамент. Каждый человек с присущей ему скоростью реагирует на разные события. Этот аспект становится заметным еще в раннем возрасте, когда ребенок учится в школе и общается со сверстниками. Впоследствии мы можем замечать, насколько по-разному мы реагируем на новости, как умеем веселиться, работать. Все эти различия говорят только об одном – каждый из нас обладает разным темпераментом.

Характер человека – наиболее емкий аспект, который включает в себя совокупность особенностей личности, имеющий устойчивые индивидуальные различия. Так, психологический портрет личности составляют, опираясь на знания уникальных свойств характера. Определяется он, в первую очередь, исходя из особенностей поведения и общения, а также деятельности человека. Люди, как правило, обладают характерными чертами, которые можно разделить на 4 основных группы. Именно они выражают индивидуальное отношение к различной деятельности. Сюда можно отнести личностное отношение к труду (трудолюбие, инициативность, безответственность, склонность к рутинной работе, добросовестность и т.д.), отношение к другим людям, обществу, коллективу (чуткость, замкнутость, общительность, бездушие, отзывчивость, грубость, презрение), отношение к самому себе (гордость, скромность, самокритичность, самомнение, заносчивость, тщеславие, эгоизм, обидчивость) и, в конце концов, отношение к вещам (бережливость, скупость, аккуратность, щедрость и т.д.). Зачастую составление психологического портрета личности может включать ряд дополнительных аспектов. Так, например, наука физиогномика включает в себя физиологические особенности внешности человека, которые дают понять, какие черты характера и темперамента свойственны данному индивидууму, исходя из строения отдельных черт его лица.

В перечне наиболее значимых свойств, которыми обладает личность, одну из первых позиций занимает темперамент. Интерес к этому понятию возник давно, еще 2,5 тысячи лет назад. В те далекие времена были осознаны определенные различия между людьми. Очевидным фактом считались существовавшие индивидуальные особенности физиологического и биологического строения человека, а также его социального развития. Все эти факторы подверглись тщательному изучению.

Темперамент относится к категории биологических структур личности и является свойством человека, характеризующим глубину и силу его чувств, общей подвижности и быстроты движений. Именно эти основные черты и придают особую окраску всей деятельности людей. Индивидуальные особенности темперамента определяют динамику поведения и психической деятельности человека. Они характеризуют скорость и интенсивность реагирования, степень эмоциональной уравновешенности и возбудимости, а также способность приспосабливаться к окружающей среде.

Темперамент обладает двумя компонентами. Один из них – активность, а второй – эмоциональность. Первый элемент является характеристикой степени энергичности, быстроты и стремительности или, напротив, инертности и медлительности.

Основные типы индивидуальных особенностей поведения личности имеют между собой различия по интенсивности эмоционального состояния и динамике его возникновения. Так, холерический тип характеризуется сильными и быстро возникающими чувствами. У сангвиника чувства слабые. Хотя возникают они так же стремительно. Меланхолический тип темперамента отличается сильными чувствами, появляющимися в течение длительного периода. У флегматиков все психоэмоциональные процессы проходят весьма медленно. Возникающие при этом чувства очень слабы.

Натура темпераментная – это холерики и сангвиники. Такие люди быстры в движениях и подвижны. У них имеется тенденция к внешним сильным выражениям чувств. Это находит отражение в мимике, речи, движениях и т. д. Характеристика типов темперамента свидетельствует о том, что флегматики и меланхолики, наоборот, свои чувства выражают слабо. При этом у них наблюдается медлительность движений.

Существует и несколько иная классификация темпераментов человека. Она определяется доминирующими инстинктами и представлена семью различными видами. Первый из них – эгофильный. Такие люди с самого раннего детства отличаются повышенной осторожностью. Для них характерна нетерпимость к боли, склонность к страхам и консерватизму, мнительность, недоверчивость и подозрительность.

Следующий тип темперамента – генофильный. У людей, обладающих им, «Я» заменено понятием «Мы». Такой тип личности очень отзывчив и тонко улавливает возникающие проблемы близких. Если обстоятельства неблагоприятны, то происходит формирование тревожной личности, которая сфокусирована на заботах о семье и детях. Альтруистический тип личности с детства характеризуется щедростью, добротой и эмпатичностью. Такие люди, понимая состояние окружающих, готовы отдать им последнее. Альтруист не сможет ударить человека даже в ответ. При исследовательском типе темперамента отмечается особая любознательность уже с раннего детства. Такой человек стремится всегда добраться до самой сути вопроса. Доминантный тип темперамента обусловлен стремлением к лидерству. При этом проявляется умение ставить цель и организовать, а также проявить волю при решении любой проблемы. Эти люди отличаются логическим мышлением и мужеством, способностью выделить главное и ответственностью.

Информация о работе Психология индивидуальных различий. Способности в структуре личности