Психология индивидуальных различий. Способности в структуре личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 11:31, контрольная работа

Краткое описание

Психология – самая загадочная, и в то же время такая интересная наука. Она прекрасна во всех своих проявлениях. Тот, кто овладеет ею в совершенстве, сможет править миром без каких-либо проблем. Несмотря на то что первые шаги в психологии начали делать еще до нашей эры (философы Платон, Аристотель и другие), официальным началом изучения предмета как экспериментальной науки считается 1879 год.

Вложенные файлы: 1 файл

психология индивидуальных различий.docx

— 41.68 Кб (Скачать файл)

От темперамента в некоторой степени зависит и возможность получения некоторых навыков. Особенно это касается развития способности выполнять точные и сложные движения, обладающие неравномерным темпом и непростой траекторией. Быстрота реакции и скорость возбудимости важны для повышенной работоспособности и концентрации внимания в течение длительного времени.

 

2.Способности в структуре личности

 

Способности, как потенциал личности, имеют сложную структуру, включающую:

1. Социальная сторона  способностей проявляется в характере  общественных отношений, определенном  виде деятельности и выбранной  специальности, условий жизни и  службы и т. п.

2. Психологическая сторона  способностей, т. е. особенности протекания  психических познавательных, эмоциональных  и волевых процессов, проявления  свойств и качеств, наличие психических  образований и т. д.

3. Физиологическая сторона  способностей — это анатомо-физиологические  особенности организма и нервной  системы человека, это — задатки, которые являются врожденными  особенностями.

Способности позволяют человеку заниматься одним или несколькими видами деятельности. В зависимости от сложности, многообразности и общественной значимости деятельности различают три уровня развития способностей:4

1 - Одаренность — благоприятное сочетание способностей обеих групп, позволяющих человеку успешно заниматься несколькими видами деятельности. Например, академик Л. Д. Ландау в 13 лет закончил десятилетку. 14-летним студентом университета он занимался на двух факультетах: физико-математическом и химическом. В 18 лет Ландау стал внештатным аспирантом знаменитого Ленинградского физико-технического института, несмотря на то, что еще не имел университетского диплома.

2 - Талант — совокупность способностей, которые позволяют получать продукт деятельности, отличающейся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и общественной значимостью.

3 - Гениальность — высшая степень одаренности, позволяющая человеку достичь общественно значимых, революционных результатов.

Способности - это индивидуально-психологические особенности человека, соответствующие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Человек не рождается способным к той или иной деятельности. Способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной деятельности в течение жизни под влиянием обучения и воспитания.

В то же время в проявлении и развитии способностей существенную роль играют природные анатомо-физиологические свойства как предпосылки развития способностей. Эти природные предпосылки развития способностей называют задатками. Задатки — некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, которые обусловливают индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их равновесие.

Специальные и общие способности тесно связаны между собой. Некоторые из специальных способностей требуют исключительного развития общих способностей. Такова, например, способность к труду: если она не будет сформирована у человека, то ни одна профессиональная способность не сможет быть развита. Если не будет сформирована способность к общению, человек не сможет стать полноценным руководителем, потому что для руководителя такая способность — одна из важнейших.

Основная для человека деятельность — трудовая. В труде способности раскрываются и развиваются. Выполнение трудовой деятельности, с одной стороны, предполагает наличие определенных профессиональных способностей, а с другой, является одним из условий их развития. Так как профессиональные способности работников есть достояние организации, то отношение к условиям их развития требует самого пристального внимания.

Как развивать способности человека на рабочем месте? Каковы пути создания условий для развития профессиональных способностей? Один из путей — разнообразие трудовых заданий. Сложно представить себе развитие способностей в условиях труда однообразного, жестко регламентированного по способам, операциям. Расширение сферы трудовых заданий увеличивает область раскрытия имеющихся профессиональных способностей и дает возможность формироваться новым. Развитие способностей работника стимулируют такие формы организации труда, как расширение рабочих зон обслуживания, совмещение рабочих профессий в комплексных рабочих бригадах и т. д. Распределяя производственные задания, бригадир должен принимать во внимание то психологическое обстоятельство, что труд, разнообразный по целям и способам выполнения, служит существенным условием формирования способностей личности вообще и работника в частности.

Другое важное обстоятельство развития способностей в трудовой деятельности — разнообразие способов выполнения трудовых заданий, возможность для работника поиска более оптимальных трудовых действий, операций и методов работы. В трудовой бригаде должна целенаправленно создаваться атмосфера поощрения поиска лучших способов и методов работы, признания права самостоятельного выбора работником средств и способов труда.

Основная сложность в определении способностей состоит в том, что о способностях человека обычно судят по его продуктивности.5 Продуктивность же непосредственно зависит от наличия у человека хорошо отлаженной и исправно, гладко функционирующей системы соответствующих операций или умений, способов действий в данной области. Но наблюдая людей в жизни, нельзя отделаться от впечатления, что люди, по-видимому, вообще даровитые, иногда оказываются не очень продуктивными, дают не столько, сколько обещали, и, наоборот, люди, как будто менее даровитые, оказываются более продуктивными, чем можно было предполагать. Эти несоответствия объясняются разными соотношениями между совершенством, с которым осуществляются у человека процессы анализа и генерализации, и отработанностью, слаженностью надстраивающихся на этой основе операций, освоенных индивидом. В некоторых случаях бывает, что на базе генерализованных процессов, открывающих большие возможности, надстраивается слабо отработанная и неслаженная система операций и из-за несовершенства этого компонента способностей, а также условий характерологического и эмоционально-волевого порядка продуктивность оказывается относительно незначительной. В других же случаях, наоборот, на базе генерализованных аналитико-синтетических процессов менее высокого уровня достигается большая продуктивность благодаря большой отработанности опирающихся на эту базу операций. Продуктивность, эффективность деятельности, конечно, сама по себе важна, но она не непосредственно, не однозначно определяет внутренние возможности человека, его способности.

 

Заключение

 

От места, которое отведено психологии среди других наук, зависит во многом понимание возможности применения её наработок в других науках, а также использование их достижений применительно к психологии. Интересно, что ни одна другая наука так часто не меняла своего места в системе знаний, как психология.

Дифференциальная психология учит овладевать своей деятельностью, осознавать себя ее частью. Деятельность каждого человека состоит из небольших компонентов, и их нужно знать в совершенстве, в том числе – их психологическую структуру. Руководитель, который хорошо знаком с главными компонентами психологической структуры личности, обладает рядом преимуществ. Например, он видит главное, что нужно сделать для достижения той или иной цели. Также он знает, как близко цель и сколько осталось до того времени, когда она будет достигнута. Опытный менеджер может подкорректировать ход решения задачи и получить нужный результат наиболее выгодным для себя и компании путем.

Первостепенные задачи психологии - это создание научной базы для скорейшего раскрытия объективных законов, которым подчиняется вся система психологических явлений, от самых простых ощущений и до психических свойств личностей и совершенствование воспитания и обучения подрастающего поколения. Общество постепенно осознало значение прикладных задач психологии для решения повседневных проблем каждого отдельно взятого индивидуума, что привело к созданию и постепенному развитию службы психологической поддержки в системе народного образования. В данное время такая служба находится на стадии развития и в дальнейшем призвана связать науку с широким практическим применением результатов её деятельности.

 

Список использованной литературы

 

  1. Данчина М.А. Психология индивидуальных различий. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2011. – 156 с.
  2. Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2012. - 511 с.
  3. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 678 с.
  4. Карнозов В.Л. Способности. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2013. - 260 с.
  5. Способности человека, интеллект, креативность: сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ун-т; под ред. Т. А. Ратановой. - М.: РИЦ МГОПУ, 2013. - 157 с.

11 Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб.: Питер, 2011. – 678 с.

 

2 Данчина М.А. Психология индивидуальных различий. – Владивосток: Издательство ВГУЭС, 2011. – 156 с.

3 Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. - Дубна: Феникс+, 2012. - 511 с.

 

4 Карнозов В.Л. Способности. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2013. - 260 с.

 

5 Способности человека, интеллект, креативность: сб. науч. тр. / Моск. гос. открытый пед. ун-т; под ред. Т. А. Ратановой. - М.: РИЦ МГОПУ, 2013. - 157 с.

 

 

 


Информация о работе Психология индивидуальных различий. Способности в структуре личности