Психология и Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 191.37 Кб (Скачать файл)

Ощущение целостности и устойчивости собственной личности - важное условие внутреннего благополучия человека и установления нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Благодаря устойчивости здоровой личности люди понимают друг друга и взаимодействуют друг с другом. Однако не все проявления личности устойчивы.

В результате психологических исследований установлено, что весьма стойкими по времени являются личностные качества (характер) и самооценка. Существенные изменения личности происходят в течение подросткового, юношеского и раннего зрелого возраста, когда завершается становление личности, конечно, это не исключает возможности дальнейших изменений, но в целом особенности личности остаются теми же.

Наибольшей стабильностью обладают динамические особенности личности, связанные с анатомо-физиологическими свойствами нервной системы: темперамент, эмоциональная устойчивость, экстраверсия / интроверсия.

Наибольшую устойчивость в периоды детства и взрослости в подростковом и юношеском возрасте обнаруживают стремление к успехам, настойчивость, уровень притязаний (высокий), интеллектуальные интересы. Определенной устойчивостью в юношеском возрасте, при условии их сформированности в более ранние годы, обладают способности, ответственность, сила воли, дружелюбие и открытость.

Устойчивость личности в виде сохранения некоторых её свойств относительна, так как в конкретных ситуациях эти проявления могут быть изменчивы или обладают разной степенью интенсивности, поэтому не менее важной проблемой является изменчивость, адаптивность личности.

21. понятие о  способностях, виды способностей

Способность - совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности:

1) природные (естественные) способности - это способности биологически  обусловленные, связанные с врожденными  задатками, формирующиеся на их  основе через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей;

2) специфически человеческие  способности - это способности, имеющие  общественно-историческое происхождение  и обеспечивающие жизнь и развитие  человека в социальной среде.

Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на

общие и специальные высшие интеллектуальные способности,

теоретические и практические,

учебные и творческие,

предметные и межличностные.

Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру.

Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду.

Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда.

Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает.

Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности.

Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений.

 

Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации.

 

Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами.

22. способности, задатки  и индивидуальные различия людей

Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Понятие задатков. Задатки как природные и социально сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Способности, задатки и индивидуальные различия. Природа индивидуальных различий. Индивидуальные различия, обусловленные геноти-пическими и анатомо-физиологическими задатками. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях.

23. понятие о  темпераменте, история исследование  темперамента

Итак, под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания. целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  во взаимосвязи характеризуют тип темперамента.

К свойствам темперамента относятся индивидуальные особенности, которые

регулируют динамику психической деятельности в целом;

характеризуют особенности динамики  отдельных психических процессов;

имеют устойчивый и постоянный характер и сохраняются в развитии на протяжении длительного отрезка времени;

находятся в строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;

однозначно обусловлены общим типом нервной системы.

Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (V  в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков” жизни, - крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, -входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum”. Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые в наше время пользуются широкой известностью : сангвиника (от лат. sanguis - “кровь”), флегматика (от греч. -  phlegma - “флегма”), холерика (от греч. chole - ”желчь”), и меланхолика (от греч.  melas chole - “черная желчь”). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий. 
Имануил Кант (22.06.1724-12.021804) говорил что с физиологической точки зрения, когда речь идет о темпераменте, имеют в виду физическую конституцию (слабое или сильное телосложение) и комплекцию (жидкое, с помощью жизненной силы закономерно подвижное в теле, к чему относят также тепло или холод при обработке этих соков.) 
Но с точки зрения психологической, т.е. как темперамент души (способности чувства и желания), эти выражения  касающиеся свойств крови, определены только по аналогии игры чувств и желания с телесными движущими причинами (из которых кровь самая главная). 
Главное деление учения о темпераментах такое:  темпераменты чувства и темпераменты действия делятся на два вида, что в совокупности дает четыре  темперамента. 
К темпераментам чувств Кант причислил сангвинический и его противоположность - меланхолический. Первый имеет особенность, что на ощущение оказывается быстрое и сильное воздействие, но ощущение проникает не глубоко (не бывает продолжительным); во втором же темпераменте ощущение бывает менее ярким, зато пускает глубокие корни.  В этом следует усматривать различие темпераментов чувств, а в не расположении к веселью или грусти.

24. психологическая  характеристика типов темперамента. темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Типы темперамента Э. Кречмер – классификация темпераментов на основе особенностей телосложения. Он выделил семь темпераментов, соотнесенных с тремя основными группами:

  1. Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный);

  1. Шизотимический, на основе лептомсомной конституции (а: гиперестетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический);

  1. Вязкий темперамент, на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям.

В качестве основных свойств темперамента Кречмер рассматривал чувствительность к раздражителям, настроение, темп психической деятельности, психомоторику, индивидуальные особенности которых в конечном счете обусловлены химизмом крови.

Индивидуальный стиль деятельности человека – это обусловленная сочетанием определенных свойств темперамента устойчивая система индивидуальных приемов и способов, адаптированная к условиям выполняемой деятельности и направленная на достижение наилучших результатов с наименьшими психофизиологическими затратами (либо получением эмоционального удовлетворения) для человека. Динамические черты личности человека выступают не только во внешней манере поведения, не только в движениях – они проявляются и в умственной сфере, в сфере побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются на учебных занятиях и трудовой деятельности. Но главное заключается в том, что различия по темпераментам – это различия не по уровню возможности психики, а по своеобразию ее проявлений.

25. понятие о характере  и его структуре

Характер -- это подструктура личности, которая образуется индивидуально своеобразной совокупностью устойчивых личностных особенностей, выражает её отношение к действительности и обуславливает типичный для данной личности способ поведения.

Характер человеческой личности всегда многогранен. Его определяет совокупность черт, качеств личности. Все эти черты, или качества, личности можно условно разделить на несколько групп, которые отражают отношение человека к разным сторонам жизни. В каждую группу входят позитивные и негативные качества.

Выделяют группу черт, в которых проявляется отношение человека к окружающим его людям и к обществу в целом. Позитивными качествами, которые входят в эту группу, являются коллективизм, общительность, чуткость, преданность, доброта, честность, правдивость, искренность и др., отрицательными -- эгоизм, черствость, лживость, лицемерие и т. д.

Следующая группа включает черты характера, в которых выражаются отношение человека к самому себе, самооценка личности. В зависимости от самооценки личность может быть довольна собой или осуждать себя, соглашаться с собой или находиться в состоянии внутренней борьбы. Позитивными чертами характера являются уверенность в себе, реалистичная самооценка, к отрицательным относятся неадекватно завышенная самооценка, излишняя строгость к себе, недооценка себя, неуверенность в своих силах, застенчивость.

Значительную роль в становлении характера человека играют волевые и эмоциональные качества. Волю называют основой характера, его стержнем. Значимая роль волевых качеств личности находит отражение в таких выражениях, как ``человек с характером'', ``твердый характер'', ``бесхарактерный человек''. Выделяют положительные волевые качества: смелость, решительность, целеустремленность и др., - и отрицательные: нерешительность, упрямство. Следует сказать и об эмоциональных качествах личности: тревожности или эмоциональной устойчивости, сдержанности или импульсивности и т.д. Соответствующие качества будут рассмотрены подробнее при изучении волевой и эмоциональной сфер личности.

Все черты, или качества, личности значимы для деятельности и общения. У каждого конкретного индивида выделяют основные черты характера, задающие общую направленность всего комплекса его проявлений, и второстепенные черты, которые в одних случаях определяются основными, а в других могут противоречить им. Таким образом, черты характера не существуют изолированно, отдельно друг от друга, а являются связанными воедино, образуя более или менее цельную структуру характера.

Структура характера обнаруживается в закономерной зависимости между отдельными его чертами. Например, У. Шелдон в процессе исследований установил, что если человек обнаруживает любовь к комфорту, то с большой вероятностью будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. Если человек трусоват, то ему не свойственны решительность и самостоятельность в принятии решений, характерные для инициативных людей, поскольку принятие решений предполагает личную ответственность.

Закономерно сочетающиеся черты характера образуют цельную структуру. Цельный характер -- характер, в котором преобладают положительные связи между чертами.

Информация о работе Психология и Социальная психология