Психология и Социальная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 21:51, контрольная работа

Краткое описание

Психоло́гия наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей, групп и коллективов. Объединяет в себе гуманитарный и естественнонаучный подходы
Включает в себя фундамента́льную психологию, выявляющую факты, механизмы и законы психической деятельности, прикладну́ю психологию, изучающую, с опорой на данные фундаментальной психологии, психические явления в естественных условиях, и практи́ческую психологию, занимающуюся применением психологических знаний на практике

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 191.37 Кб (Скачать файл)

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тесно связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не меньшее значение, чем, скажем, степень развития мышления. Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобретательском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определяют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в значительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремленностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определенных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности. По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих задач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи четвертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на первый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Проблема сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными способами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображения состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. носят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опирается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения

14. Общая характеристика  мышления

Мышление формирует новое знание через отражение и преобразование реальной действительности.

• Мышление - форма психического отражения в сознании человека связей и отношений между познаваемыми объектами, процессами и явлениями.

• Мышление - специфический вид деятельности с элементами исследовательского, преобразовательного и познавательного характера. В этом плане оно рассматривается как процесс решения актуальных для человека задач.

Самым тесным образом мышление "сотрудничает" с другими познавательными процессами (восприятием, воображением, памятью, вниманием, речью). Эти чувственные процессы "добывают" исходную информацию для мыслительной деятельности. Используя эту информацию, мышление преобразует ее к такому виду, который невозможно получить с помощью чувственного опыта.

Вместе с тем мышление имеет свои собственные "обязанности, статус и характер", выделяющие его из других познавательных процессов. Так, образы восприятия возникают в результате непосредственного воздействия внешних сигналов на органы чувств. Мышление же формирует то, что в данный момент не оказывает такого воздействия. От воображения оно отличается своей близостью к реальности. Более того, воображение порождает образ, а мышление - мысль.

Существенное отличие мышления от памяти заключается в том, что задача памяти - сохранить без изменений все то, что туда поступило (включая мысли). Мышление же предназначено для внесения инноваций в мысли, для получения нового знания.

Психологию мышление интересует со стороны процесса познания мира. Здесь на первый план выступает задача изучения мышления как специфической деятельности индивида, мотивированной его потребностями и направленной на цели, которые имеют для него личностную значимость. Мышление -это идеальный компонент реальной деятельности индивида, познающего и преобразующего не только внешний мир, но и самого себя.

15. Виды  мышления и их особенности

Если отвлечься от личностных особенностей, то традиционно выделяют следующие виды мышления (их также можно назвать структурные особенности мышления):

Наглядно-действенное, наглядно-образное, образно-ассоциативное, сценарийное и понятийное мышление.

Продуктивное мышление и мышление как внутренняя болтовня.

Продуктивное мышление - нахождение связи между предметами и явлениями, решающее жизненную задачу. Внутренняя болтовня - это относительно связное, иногда даже логичное, но нецелесообразное мышление заполняет пустоту души, создает иллюзию, что жизнь чем-то наполнена.

Рациональное и иррациональное мышление

Рациональное мышление - мышление, имеющее четкую логику и идущее к цели. Противоположно иррациональному, а иногда и просто бессвязному мышлению, течению мыслей вне логики и цели.

Примитивное и развитое мышление

В развитом варианте мышление - это анализ, сопоставление, нахождение новых связей и другие операции с мыслеобразами с целью нахождения продуктивных, полезных мыслеобразов.

Развернутое (дискурсивное) и свернутое мышление: интуиция.

В развернутом виде внутренняя речь, внутренние действия, образы и ощущения слышатся, видятся и ощущаются, в автоматическом и свернутом - мелькают и исчезают из поля сознания. Развернутое мышление называется по науке дискурсивным мышлением, по жизни - размышлением. Свернутое и мгновенное осмысление чаще называют интуицией, схватыванием, видением сути.

Шаблонное и самостоятельное мышление

Шаблонное мышление - это не мышление, в котором не используются шаблоны: такое, похоже, невозможно в принципе, шаблоны используются везде. Шаблонное мышление не использует ничего, кроме шаблонов, остается в рамках исключительно шаблонов. Выходит за рамки шаблонов и перестает быть шаблонным мышлением мышление самостоятельное. Его основные разновидности - проектное и творческое мышление.

Автоматическое и управляемое мышление

Автоматическое мышление происходит само, осуществляясь, как программа, начинаясь и завершаясь самостоятельно, без воли, ведома и контроля человека. Приятнее, когда человек все-таки сам управляет своим мышлением.

Свободное и творческое мышление

Свободное мышление - мышление, не зажатое в рамки ограничивающих шаблонов. Свободно мыслящий человек не обязательно тот, кто не был воспитан - это может быть и тот, кого воспитали в формате внутренне свободного мышления. Творческое мышление - мышление, порождающее из известных посылок новый, неизвестный и ценный результат.

Особенности мышления  
Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-образного, наглядно-действенного и отвлеченного мышления). К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: самостоятельность, гибкость, быстрота мысли.  
Самостоятельность мышления проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышления отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.  
Гибкость мышления заключается в умении изменять намеченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.  
Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии, боя). Но она нужна также и учащимся. Так, некоторые хорошие ученики даже в старших классах, когда их вызывают к доске решать новую для них задачу, смущаются и теряются. Эти отрицательные эмоции затормаживают их мышление; мысль начинает работать очень медленно и часто безуспешно, хотя в спокойной обстановке (дома или за партой, а не у доски) те же учащиеся быстро и хорошо решают подобные и даже более трудные задачи. Это резкое замедление мысли под влиянием тормозящих эмоций и чувств нередко проявляется и на экзаменах. У других учащихся, наоборот, общее возбуждение и волнение во время экзамена не замедляют, а стимулируют и ускоряют мышление. Тогда они могут добиться более высоких результатов, чем в обычной, спокойной обстановке.  
Эти индивидуальные особенности некоторых учащихся необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить их умственные способности и знания.  
Все перечисленные и многие другие качества мышления тесно связаны с основным его качеством, или признаком. Важнейший признак всякого мышления – независимо от его отдельных индивидуальных особенностей – умение выделять существенное, самостоятельно приходить к новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного отдельного факта или события, пусть даже яркого, интересного, нового и неожиданного. Мышление продолжает идти дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явлений, как бы внешне они не отличались друг от друга. 

16. Мыслительные  операции и их характеристики

Мыслительные операции являются одним из способов интеллектуальной деятельности, при помощи которого человек будет решать те или иные задачи. Они разнообразны: синтез и анализ, абстрагирование, сравнение, конкретизация, классификация, обобщение. Мыслительные операции зависят от тех задач и характера данных, которые подвергаются переработке. Но выбор будет также определяться индивидуальными особенностями человека. Основные мыслительные операции Анализ представляет собой интеллектуальное разложение единства на части, либо же выделение из него основных сторон, отношений и действий. Синтез является обратным процессом. Это объединение свойств, частей, отношений и действий в целое. Но данные мыслительные процессы являются двумя взаимосвязанными логическими операциями. Анализ, как и синтез, может быть как умственным, так и практическим. Они формировались в процессе практической человеческой деятельности, поскольку люди взаимодействуют постоянно с явлениями и предметами. Поэтому, благодаря их практическому освоению, это привело к тому, что появились мыслительные процессы синтеза и анализа. Сравнение подразумевает установление различий и сходств явлений и предметов. Подобные мыслительные операции основываются на анализе. Поскольку до процесса сравнения необходимо будет выделить ряд признаков, по которым оно и осуществляется. Оно может быть неполным, односторонним, многосторонним или полным. Сравнение часто производится на разных уровнях - поверхностном или более глубоком. В подобных случаях мыслительная деятельность человека пойдет от признаков различия и сходства к внутренним характеристикам, от видимого аспекта к скрытому, от самого явления к его сущности. Абстрагирование представляет собой мысленное отвлечение от ряда сторон и признаков конкретного для того, чтобы лучше познать его. В таком случае человек начинает мысленно выделять какой-то признак любого предмета, рассматривая его совершенно изолированно от всех остальных признаков и отвлекаясь временно от них. Благодаря отдельному изучению конкретных признаков при условии одновременного отвлечения от остальных, это поможет человеку понять глубже сущность явлений и вещей. Абстракции помогают человеку оторваться от конкретного, единичного и подняться на самый высокий уровень познания. Речь идет о научно-теоретическом мышлении. Конкретизация представляет собой процесс, который является обратным абстрагированию и который неразрывно связан с ним. Эта мыслительная операция является возвращением мысли от абстрактного и общего к конкретному для того, чтобы раскрыть содержание. Одной из самых необходимых и важных мыслительных операций является обобщение. Дело в том, что мысли человека всегда будут нацелены на то, чтобы получить какой-либо результат. Индивид всегда будет анализировать предметы, сравнивая их и абстрагируя отдельные качества и свойства для того, чтобы выявить в них общее и чтобы выявить закономерности, которые управляют их развитием. Это необходимо, чтобы ими овладеть. Следовательно, обобщение занимается выделением в явлениях и предметах того общего, которое выражается в виде закона, понятия, формулы, правила и тому подобное. Поэтому мыслительные операции необходимо развивать с самого детства.

17. Понятие о  речи. Значение речи в жизни  человека, ее функции и виды

Понятие речи. Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь – одно из непосредственных естественных проявлений языка, она является звуко-словесным общением. Речевое общение людей осуществляется по законам данного языка (русского, белорусского, английского и т.п.), который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

Речь и язык составляют сложное диалектическое единство. Речь осуществляется по правила языка, и вместе с тем под действием определенных факторов (например, требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков и пр.) она изменяет и совершенствует язык.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).

Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.

Третья функция речи — функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную.

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог – это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Диалогическая речь – это речь поддерживаемая; собеседник ставит в ходе ее уточняющие вопросы, подавая реплики, может помочь закончить мысль (или переориентировать ее).

Разновидностью диалогического общения является беседа, при которой диалог имеет тематическую направленность.

Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом. Она также развивается в процессе общения, но характер общения здесь иной: монолог непрерываем, поэтому активное, экспресивно-мимическое и жестовое воздействие оказывает выступающий. В монологической речи, по сравнению с диалогической, наиболее существенно изменяется смысловая сторона. Монологическая речь – связная, контекстная. Ее содержание должно, прежде всего, удовлетворять требованиям последовательности и доказательности в изложении. Другое условие, неразрывно связанное с первым, – грамматически правильное построение предложений.

Информация о работе Психология и Социальная психология