Психология и медицина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:37, реферат

Краткое описание

Медицинская психология соответственно этому изучает:
а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникно-вении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и медицина.docx

— 36.03 Кб (Скачать файл)

В возникновении при этом психических расстройств играют роль не только внешние обстоятельства, но и в единстве с ними внутренние, субъективные условия. Внешние условия при этом, прежде всего, и главным образом социальные, зависящие от них конкретные жизненные обстоятельства, а также и определяемые ими физиологические условия. Не останавливаясь здесь детально на соотношении социального и физиологического, укажем лишь, что условия жизни и питания, продолжительность жизни, распространенность инфекционных заболеваний в огромной степени социально обусловлены. Изменение социальных условий влечет за собой изменения физиологического и биологического порядка.

Внутренние причины – это особенности организма и личности заболевшего. Особенности организма – это общая конституция и состояние отдельных органов. Индивидуальное соматическое состояние является сложным продуктом врожденных и приобретенных в истории жизни влияний. Внутренние причины переживаний, в том числе болезнетворных, психотравмирующих переживаний, вытекают из особенностей личности, характера ее реакций, ее отношения к окружающему. У человека, повышенно впечатлительного, «сензитивного» при прочих равных условиях болезненные переживания вызываются не только особо тягостными обстоятельствами жизни, но и не особенно жизненно важными для него факторами.

Таким образом, задача медицинской психологии в этиологическом плане заключается в изучении психологическими методами болезнетворных для психики особенностей условий жизни и деятельности человека, особенностей его организма и мозга, а также в изучении особенностей личности, предотвращающих заболевание или предрасполагающих к нему.

Роль соматических и психических моментов в возникновении болезненных психических и телесных изменений у человека различна. Они различно соотносятся в одновременности и последовательности. Так, может быть «чисто» психогенное заболевание, например, психогенная депрессия, вызванная утратой близкого лица. Неврозы, например, невроз навязчивости, истерия и другие, являются в своей основе психически обусловленными, т. е. психогенными. Психогенным путем могут возникать и соматические страдания – расстройства деятельности внутренних и эндокринных органов, кожные заболевания, температурные, трофические и другие нарушения. Возможна и комбинация «чисто» соматического заболевания, например, острой инфекции, с психогенным заболеванием, нередко переплетение психогенных и соматических факторов создает «порочный круг», вернее, «порочную спираль», например, когда в трудных условиях возникает психическое перенапряжение, это перенапряжение вызывает гипертоническую болезнь, последняя ухудшает состояние нервной системы, что, в свою очередь, усиливает перенапряжение, и так далее.

Раскрытие психогенеза болезненного состояния, особенно в случаях длительно и исподволь развивающегося заболевания, представляется нередко весьма сложной задачей. Врачу приходится изучать историю развития личности, выяснять связи между свойствами личности и обстоятельствами жизни, зависимость патогенного действия тех или иных обстоятельств жизни от особенностей характера больного. Таким образом, медико-психологическими проблемами здесь являются ход развития психически обусловленной или осложненной болезни, взаимодействие психического и соматического в процессе развития болезни, особенности личности, включая особенности характера, как до болезни, так и в болезненном состоянии, установление связи между особенностями болезненной психической картины и особенностями личности. Здесь медицинская психология также не только использует данные нормальной психологии для медицинских целей, но сама служит сравнительнопатологическим методом для решения ряда психологических проблем.

Медицинская психология и вопросы лечения. Психологическое является не только фактом проявления жизни, но и активным фактором, который постоянно играет важную роль в лечении, предупреждении болезней и гигиене. Нет надобности говорить о том, что воздействие на организм может и вызывать и излечивать психические болезни. Стоит лишь вспомнить о действии ядов на психику и о чудесном эффекте современных, так называемых психотропных средств, которые в ряде случаев возбуждения или угнетения человека на время их действия делают его практически здоровым или почти здоровым.

Признание активности психики и заставило уже давно искать в психике пути и средства лечения. Повседневный опыт и научно-клинические исследования показывают, что психика действительно может служить могучим источником целебного действия. Психотерапия – лечение методами воздействия на психику больного  – играет в ряде случаев огромную роль. Поскольку задачей психотерапии является воздействие на психику и через психику, она требует вооружения лечащего врача умением правильно оценить психическое состояние, психические особенности и возможности больного, воздействовать сообразно этому на него с учетом особенностей его состояния.

Это касается не только психиатров и специалистов-психотерапевтов, но и врачей всех специальностей. Крупнейшие врачи древнейших времен и нашего века неоднократно указывали на роль психики в возникновении, течении и лечении болезни.

Из  замечательных  отечественных деятелей медицины можно указать в связи с этим на  М. Я. Мудрова, С. П. Боткина, В. А. Манассеина и ряд других. С. П. Боткин, подчеркивая роль психики, писал о «психо-клинических параллелях». Он явился основателем того направления в медицине, которое И. П. Павлов назвал «нервизмом». Под явным влиянием И. М. Сеченова в сотрудничестве с И. П. Павловым С. П. Боткин показал зависимость состояния внутренних органов человека от головного мозга. И. П. Павлов, критикуя дефекты субъективной идеали- стической психологии, подчеркивал значение психологического подхода, говоря о том, что прежде, чем физиологически объяснять, надо психологически понять больного. Видный отечественный клиницист Р. А. Лурия показал значение «внутренней картины болезни», т. е. отражения болезни в переживаниях больного.

Признание значения экспериментально-психологического исследования в клинике вызвало создание экспериментально-психологических лабораторий в различных институтах и клиниках.

Нет надобности доказывать, что для влияния на психику больного надо обладать и общими психологическими знаниями и специальным знанием особенностей психики больного и приемов лечебного психического воздействия.

Задачи психотерапевтического воздействия встают не только перед врачом-психиатром. Каждый врач в повседневной практике влияет на больного и многое в лечении зависит от того, насколько врач знает психику больного, владеет приемами психического воздействия. Врач ведет больного, это значит, что он не только регистрирует течение болезни, делает назначения, но и взаимодействует с больным, воздействует и психотерапевтически руководит им, успокаивает, ободряет, переубеждает, а это требует со стороны врача психологической наблюдательности. Разумеется, роль психологической стороны изменяется в зависимости от характера заболевания и особенностей личности больного, различных форм его реакции на болезнь и на условия, в которых она протекает. Отношение больного к врачу – доверие, уважение, любовь – являются важнейшим условием эффективности лечебного процесса.

Психофармакология. В последнее время в связи с огромным развитием фармакологии возникла область психофармахологии, т. е. учения о веществах, особенно заметно воздействующих на нервную систему и психику. Психофармакология – комплексная наука. Если одной ее стороной является изучение биохимической структуры различных «психотропных» веществ, то другой является выяснение особенностей психических изменений, наступающих под влиянием этих веществ. Для этого недостаточно клинического наблюдения, необходимо экспериментально-психологическое исследование. На этот путь объединения химии, клиники и психологии все более становятся психофармакологические исследования. Эти исследования приобретают огромное практическое, но и не меньшее теоретическое значение, помогая выявлению химической основы мозговой деятельности.

Психология и профилактика. Задачи советского здравоохранения, как известно, заключаются не только в лечении, но, прежде всего, в предупреждении заболеваний. Психологическая сторона профилактики, так называемая психопрофилактика, опирается на медицинскую психологию. Известная старинная латинская поговорка «в здоровом теле здоровый дух» отражает профилактическую и гигиеническую роль физического укрепления организма. Однако ее следует дополнить достаточно широким опытом человечества, свидетельствующим, что героически стойкий дух может обеспечить человеку способность совершать великие дела, преодолевая слабость и болезни тела.

Признание этой важной роли психики нисколько не подкрепляет мистико-идеалистическую психологию, а говорит, что психика, обусловленная материей мозга и сформированная определенным общественным опытом, является вместе с тем мощным фактором регуляции поведения человека и состояния его организма.

Общественная профилактика, как система массовых общественных мероприятий, включает и воздействие на отдельного человека, формирование его личности и психики; но наряду с этим существует индивидуальная психическая профилактика (психопрофилактика), которая направляет деятельность отдельного человека, воспитывая его, формируя идеи и реакции на действительность, повышая его моральную стойкость.

Психогигиена. Венцом медицины является гигиена, психологический раздел которой называется психогигиеной. Психогигиена как система знаний о роли психики в укреплении здоровья имеет значительное распространение в капиталистических странах, где она преимущественно изучается с идеалистических, и в меньшей степени, с механистических позиций. В условиях социалистического общества, строящего коммунизм, заключены огромные оздоровительные возможности. В этих условиях формируются новые положительные черты здоровой личности.

Из признания психики мощным регулирующим биодинамику фактором вытекают задачи укрепления организма и психики человека. Эта работа важна как для отдельного индивида, так и для целых коллективов.

Сразу же после Октябрьской революции в СССР началось изучение различных форм умственного и физического труда. В этом изучении значительную роль играли психофизиологические и медико-психологические методы. По мере возникновения новых форм труда на них также распространялись эти исследования. Так, в настоящее время с возникновением космонавтики психофизиологическое и психогигиеническое исследование направлено на изучение особых условий труда и состояния космонавтов в космическом пространстве. В этом направлении психология и психогигиена достигли значительных успехов. Усиление аналогичной работы требуется и на промышленных предприятиях в связи с ростом механизации и автоматизации производства. Вопросы психогигиены и психопрофилактики сближают медицинскую психологию с вопросами, разрабатываемыми в космической медицине и в инженерной психологии. Нельзя не отметить связь медицинской психологии с вопросами научной организации труда. Большое значение должна приобрести медицинская психология в разработке проблемы «кибернетика и медицина».

Психология и теория медицины. Поскольку психика человека это не только продукт биологического, но и общественно-исторического развития, в медицине необходим учет роли психики, а также углубленное изучение личности человека, его жизненного опыта, взаимоотношения с окружающими и формирующими личность общественно обусловленными обстоятельствами.

Огромное развитие у нас получила физиология высшей нервной деятельности, на нее опирается как на свою естественнонаучную основу психология вообще и в частности медицинская психология. И. П. Павлов хорошо понимал значение психологии для врача, и особенно для психиатра, он указывал, что «...психиатру непременно необходимо быть психологом, хотя бы эмпирическим. Я бы сказал так: тогда он будет в более выгодном положении, чем наши психиатры, вооруженные условными рефлексами, но без психологии эмпирической» (Павловские среды т. II, 1955, стр. 415).  Однако развитие физиологии высшей нервной деятельности человека происходило односторонне вследствие ее недостаточной связи с психологией и, особенно, с медицинской психологией, тесно связанной с проблемами естествознания. Сближение физиологии высшей нервной деятельности с психологией на общей и единой философской основе диалектического материализма должно содействовать. наиболее полному и всестороннему познанию человека. И. М. Сеченов говорил, что его «всегда страшно удивляло во время студенчества отсутствие психологии в медицинских школах» (X. С. Коштоянц. Сеченов. М. – Л., 1945, стр. 84). В конце жизни он писал, что мечтал написать медицинскую психологию как свою лебединую песню. Материалистический монизм в понимании психофизической проблемы требует изучения не только тела, но и психики, и именно медицина является той областью, в которой это двуединое изучение может быть особенно успешным. Значение медицинской психологии здесь весьма велико.

Развитие представляет сущность диалектики. Развитие человека, как известно, социально и исторически обусловлено. Общественно-историческими условиями определяется индивидуальная психика человека и ее физиологическая основа.

Важным моментом диалектико-материалистического исследования является изучение развития психики. Медицинская психология в соответствии с этим должна освещать вопросы соотношения нормального и патологического развития мозга и психики, эволюции и инволюции болезненного процесса и его проявлений в психике. Изучение материи в ее развитии на высшей человеческой ступени, характеризуемой сознательной психикой, теснейшим образом связано с научной разработкой медико-психологического опыта.

Философское положение о психике и сознании как функции мозга опирается на все растущее познание соотношения мозга и психики. Но ни педагог, ни инженер, ни юрист, ни литератор, для деятельности которых важны разные стороны психики человека, не обладают фактами психологического и физиологического опыта. Ими обладают только медицинские работники. Только врачу доступно изучение организма, мозга и психики в их единстве, в норме и в патологии. Поэтому опыт медицинской психологии исключительно важен для дальнейшей разработки проблемы материалистического монизма.

Информация о работе Психология и медицина