Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 22:37, реферат
Медицинская психология соответственно этому изучает:
а) психические проявления различных болезней в их динамике; б) роль психики в возникно-вении, течении и предупреждении болезней и в гигиенических мероприятиях; в) влияние различных болезней на психику; г) нарушения развития психики; д) принципы и методы психологического исследования в клинике.
Нельзя, наконец, не коснуться важной философской проблемы – этики. Нравственная сторона поведения и переживаний каждого индивида формируется его общественной практикой, опираясь на его нервно-психическую деятельность, т. е. на мозг и его функции. Но нравственные требования как идейно-общественный продукт усваиваются и реализуются при определенных качествах мозга и психики. Моральное недоразвитие или регресс могут быть связаны не только с неблагоприятными социальными условиями, но и с болезненным нарушением мозга и психики или с дефектами их развития. Соответствующие данные становятся достоянием науки и философского обобщения в большой мере через врачебный опыт. Таким образом, в сравнительно-патологическом плане материалистическое решение вопросов индивидуальной нравственности также имеет своим существенным источником данные медико-психологического исследования.
Советская медицинская психология развивается на основе марксистско-ленинской методологии, в борьбе с ложными теоретическими воззрениями. Она является важным разделом идеологической борьбы. Только глубокое изучение вопросов действительности и рассмотрение фактов жизни с позиций диалектического материализма является подлинной гарантией развития истинной науки и ее воздействия на практику в области медицинской психологии.
Медицинская психология – это растущая дисциплина. У нас в стране ей обеспечиваются широкие возможности развития.
Подготовка кадров. Медицинская наука не только изучает болезни и способы борьбы с ними, она непрерывно участвует в подготовке кадров ученых и медицинских работников, развивающих ее, лечащих и предупреждающих болезни. Поэтому и в подготовке врачей не только в образовании, но и в воспитании их велико значение медицинской психологии. Всякое заболевание, как психическое, так и соматическое, отражается на психике; в борьбе со всяким заболеванием психика играет большую или меньшую роль. Поэтому каждый врач должен быть в известной мере психологом. Гуманнейшая профессия врача требует знания не только тела, но и психики больного. Без этого знания (т. е. знания основ медицинской психологии) врач в ряде случаев оказывается беспомощным в распознавании болезни, ее причин и в ее лечении. Гуманное отношение к больному требует знания больного, предполагает интерес и сочувствие к нему.
Медицинская деонтология, т. е. система правил поведения врача в отношении к больному, обосновывается в значительной мере психологией. Отсюда вытекает необходимость включения медицинской психологии в план обязательного преподавания в медицинских вузах. Подлинно гуманная медицина – советская медицина должна обеспечить в подготовке врача знание не только тела больного, но и его личности.
Еще в первые годы формирования советской медицины один из виднейших наших физиологов В. Я. Данилевский указывал, что введение преподавания в медицинских институтах психологии весьма важно не только для психиатров и невропатологов, но также и для терапевтов, гинекологов, школьных врачей.
Задачи подготовки врачей в области медицинской психологии требуют расширения публикаций в этой области науки.
В капиталистических странах написано много книг по медицинской психологии. Было бы вредной ошибкой недооценивать большой фактический материал, приведенный в этих трудах. Поэтому требуется строгое размежевание, с одной стороны, неприемлемых теорий и вытекающих из них методов, и, с другой – истинных и значимых фактов, которые могут быть использованы нашей медицинской психологией.