Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 00:48, контрольная работа
Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми.
ВВЕДЕНИЕ
Слово «психология» означает то же самое, что «наука о душе», так как «псюхе» (psyche) по-гречески - это душа, а «логос» (logos) - учение. Соединение этих слов в одно и дает название «психология» (psychology)[13]. Психология как наука и практическая дисциплина тесно связана с другими точными и гуманитарными науками, она дополняет их и развивается сама, используя методы познания смежных отраслей знания. Поэтому тема данной работы актуальна, злободневна, практически значима.
Объект исследования: психология.
Предмет - психология как наука. Объект
и предмет современной
Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми. Ответы на многочисленные вопросы ищет не только он сам, но и целая наука - психология. Явления, изучаемые в психологии, по-настоящему сложны и уникальны. Помимо этого, они труднодоступны для изучения. Именно в связи с этим успехи в психологии на протяжении ее долгой и трудной истории напрямую зависели от совершенства применяемых методов исследования.
В психологии сведены в единую систему методы различных наук: философии и социологии, математики и физики, информатики и медицины, биологии и истории - все они нашли себе применение. Благодаря использованию методов естественных и точных наук психология во второй половине XIX в. получила статус самостоятельной науки и начала активно развиваться. Тогда же в психологии стали создаваться и применяться различные технические приборы и устройства для экспериментальных научных исследований. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, в конце - радио-, видеоаппаратура, персональные компьютеры.
В настоящее время в психологии активно применяют методы математической статистики и математического анализа. Но, несмотря на математизацию и компьютеризацию процесса исследования личности, многие методы естественных и точных наук не годятся для изучения таких явлений, как агрессия, чувство симпатии или антипатии, поведение человека в коллективе. В этом случае традиционные методы сбора научной информации не утратили своей актуальности. К ним относятся самые разнообразные методы, в т. ч. и самые известные методы в психологии: наблюдение, самонаблюдение, опрос и некоторые другие.[2]
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА
С древнейших времен потребности общественной
жизни заставляли человека различать
и учитывать особенности
Происхождение - своим названием и первым определением слова «психология» обязана греческой мифологии.
Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень
красивую молодую женщину Психею.
Но Афродита была недовольна, что ее
сын, бог-небожитель, хочет соединить
свою судьбу с простой смертной,
и прилагала все усилия, чтобы
разлучить влюбленных, заставляя Психею
пройти через ряд испытаний. Но любовь
Психеи была так сильна, а ее стремление
вновь встретиться с Эротом так велико,
что это произвело впечатление на богов
и они решили помочь ей выполнить все требования
Афродиты. Эроту в свою очередь удалось
убедить Зевса - верховное божество греков
- превратить Психею в богиню, сделав ее
бессмертной. Так влюбленные соединились
навеки.
Для греков этот миф был классическим
образцом истинной любви, высшей реализацией
человеческой души. Поэтому Психея - смертная,
обретшая бессмертие, - стала символом
души, ищущей свой идеал.
Что касается слова «психология», образованного из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), то оно впервые появилось только в XVIII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы ее развития.
I этап - психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
II этап - психология как наука
о сознании. Возникает в XVII веке
в связи с развитием
III этап - психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).
IV этап - психология как наука,
изучающая объективные
Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.
Психология изучает мир
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Современная психология — это разветвленная наука, многочисленные разделы которой объединены одним предметом — психикой. Выделяются эти разделы в зависимости от того, чью психику исследуют, какой ее аспект, в каких условиях. Поэтому классификация разделов психологии является условной, пересекающейся, меняющейся. Обычно основным принципом классификации отраслей психологии считают развитие психики в деятельности.
На этом основании выделяются следующие отрасли психологии.
Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности. Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.
Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.
Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.
Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание)[12].
Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.
Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.
Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.
Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.
Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др. В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.
Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.
Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.
Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.
2. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Современная психология - это широко
разветвлённая область
Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества[6].
Предметом, изучаемым психологией, является психика человека и животных.
Психология изучает многие субъективные явления. С помощью одних человек познаёт мир, их называют познавательными процессами:
ощущение;
восприятие;
память;
мышление;
воображение.
Этим процессам сопутствует состояние внимания.
Психические свойства и состояния личности:
- эмоции;
чувства;
воля;
потребности;
мотивы;
интересы;
цели и др.
Индивидуально-типологические особенности личности:
- темперамент;
характер;
способности.
Кроме этого психология изучает человеческое общение, деятельность, личность.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Разделы психологии (структура):
1. Психология труда изучает
педагогическая психология изучает
психологические особенности
инженерная психология;
медицинская психология:
a) психотерапия;
б) нейропсихология;
в) психофармакология и т. д.
юридическая психология;
военная психология;
психология торговли;
психология спорта;
психология научного и художественного творчества.
. Психология развития изучает,
как происходит развитие
возрастная психология (изучает развитие психики в онтогенезе - «индивидуальное развитие от рождения до смерти»);
сравнительная психология (развитие психики в филогенезе - «историческое развитие психики»);
специальная психология (психология аномального развития);
социальная психология (изучает психические явления, которые возникают в процессе взаимоотношения людей в общественных группах);
общая психология (изучает наиболее общие вопросы развития и функционирования психики).
Общая психология определяет методологию психологии и методы, которыми пользуется психология.