Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 00:48, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология как наука к.р. №1.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Методы психологии:

- эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.

Основные:

1. Наблюдение - это метод психологии  заключается в восприятии, фиксации  проявлений поведения, а так  же получения суждений о субъективных психических суждения.

Этапы научного наблюдения:

) Наличие гипотезы;

) Чёткий план наблюдения («где?»,  «когда?» и «зачем?»);

) Фиксация результатов в специальном  дневнике;

) Наличие выводов или рекомендаций.

Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.

Виды наблюдений:

. Внешнее наблюдение (за другими  людьми);

. Внутреннее наблюдение (за самим  собой, т. е. самонаблюдение - первый  метод психологии; он появился  в XVII веке и называется методом  интроспекции);

. Включённое (исследователь является  непосредственным участником того  процесса, за которым наблюдает,  т. е. лучше знает людей, за  которыми наблюдает, ему не  надо тратить больше времени  на наблюдения; участники наблюдения (объекты) не знают, что за  ними ведётся наблюдение; это наблюдение бесстрастное, субъективное);

. Не включённое/стороннее (наблюдатель  не является участником процесса, за которым наблюдает; наблюдатель  не знает все тонкости наблюдаемых  людей, ему требуется дополнительное  время; первое время объекты ведут себя неестественно; это наблюдение более объективно ).

Объективный - точный, истинный.

Необъективный - ложный.

Субъективный - может быть и объективным  и необъективным (зависит от наблюдателя).

Если человек будет внимательно  и бесстрастно наблюдать, то у него получатся объективные данные[1].

Вспомогательные методы:

1. Опрос - метод психологии, в  процессе проведения которого, людям  задаются вопросы и на основе  ответов на них судят о психологии  этих людей.

Виды опросов:

а) беседа;

б) письменный опрос - анкета:

. Тесты - стандартизированные психологические  испытания, в результате которых  делается попытка оценить тот  или иной психический процесс  или личность в целом. Тесты  дают возможность количественно  оценить качественные характеристики  психики (тест на интеллект). Тестовые задания могут быть самыми различными, как и ответы на них (свободные, с вариантами, рисунками). Тесты обладают валидностью, меры соответствия результатов теста объективным внешним критериям. Тесты разрабатываются десятилетиями, испытываются на десятках тысяч людей и проверяются параллельными методами.

Личностные опросники.

Методы исследования личности основаны на использовании системы вопросов, адресованных человеку, чьи психологические  характеристики изучаются, то есть стандартизированные ответы; отличаются валидностью.

Социометрия - это изучение межличностных  отношений в группе, анализ продуктов  деятельности.

Биографический метод - анализируется  биография человека.

. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология.

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея? поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.

Бихевиоризм направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) предложил Уотсон. Каждой ситуации стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание.

Бихевиористы считали, что  человек подобен животному и  его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.

Гештальт-психология (гештальт, нем.) форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт-психологии: фигура и фон. Фигура замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.

Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника)[3]. Основные положения гуманистической психологии:

) человек должен изучаться в  его целостности;

) каждый человек уникален;

) человек открыт миру, переживания  человеком мира и себя в  мире главная психологическая реальность;

) жизнь должна рассматриваться  как единый процесс становления  и бытия человека;

) человек наделен потенциалами  непрерывного развития и самореализации;

) человек обладает определенной  степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ

Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний. 

Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.

Методология – как метод в широком значении и как путь познания.

Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.

Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию[15].

Классификация Ананьева. В основе классификации Ананьева этапы психологического исследования, в соответствии с этим он выделяет следующие группы методов: 

·        Организационные и эмпирические; 

·        Методы обработки данных. 

·        Интерпретационные методы. 

      Так как целью  науки является постижение истины, а способом  постижения истины  является  научное  исследование,  то  психологическое   исследование является важнейшей, неотложной частью методологии.

Психология, как и каждая наука, пользуется  целой  системой  различных частных методов  или  методик.  Все методы  современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное.   При  проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой  реальностью,  а  с ее мысленной репрезентацией –  представление  в  форме умственных  образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.

 Эмпирическое  исследование  проводится   для   проверки   правильности теоретических построений.  К  общенаучным  эмпирическим  методам  относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.

      Основными методами  исследования в психологии,  как   и  в  ряде  других наук, являются наблюдение  и  эксперимент.  Каждый  из  этих  общих  методов научного исследования выступает в психологии в различных и более  или  менее специфических формах; существуют разные виды и  наблюдения  и  эксперимента[10].

Наблюдение в психологии может  быть самонаблюдением или внешним  наблюдением, обычно  в  отличие  от  самонаблюдения   именуемым   объективным.   Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на  прямое  и  косвенное.  Точно так же существуют различные  формы  или  виды  эксперимента.  Разновидностью эксперимента является так называемый  естественный  эксперимент,  являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.

 Помимо  этих  основных  методов,   которые   получают   в   психологии специфическое выражение  в  соответствии  с  особенностями  ее  предмета,  в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.

   При  использовании   различных  методов  психологического  исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы.

Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей  психологии  специфические  черты должна носить и ее методика.

 С точки зрения Б. Г.  Ананьева,  методы  психологического  исследования являются системами операций с психологическими  объектами  и  вместе  с  тем гносеологическими объектами психологической науки.

 Ели следовать  методам   системного  подхода,  важно  определить  место эмпирических методов в общей системе.

      Выделяют пять  уровней:

        1. Уровень  методики

        2. Уровень  методического приема

        3. Уровень  метода (эксперимент, наблюдение  и пр.)

        4. Уровень  организации исследования

        5. Уровень  методологического подхода

      Приведенное  уровневое   деление  способов  близко  к   тому,   которое предложил  Г.Д.  Пирьов,  разделив  «методы»   на   1)   собственно   методы (наблюдение, эксперимент и пр.)  2)методические  приемы  и  3)методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).

С.Л. Рубинштейн в  качестве  лавных  психологических  методов  выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы  изучения  продуктов деятельности, беседу и анкету[13].

Вторая    развернутая    классификация    методов     психологического исследования,  получившая   распространение   в   отечественной   психологии благодаря  Б.  Г.  Ананьеву,  -  классификация  болгарского  психолога  Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы:  наблюдение  (объективное  – непосредственное  и  опосредованное,  субъективное  –   непосредственное   и опосредованное),  эксперимент  (лабораторный,  естественный   и   психолого-педагогический), моделирование,     психологическую      характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические  и  др.), специфические методические подходы.

 Б.Г. Ананьев подверг критике  классификацию Пирьова, предложив   другую.  Все методы он разделил на:

        1. Организационные

        2. Эмпирические

        3. Способы обработки данных

        4. Интерпретационые

К организационным методам Ананьев  отнес сравнительный,  лонгитюдный  и комплексный.

Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение  и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой,  естественный  и  др.), психодиагностический  метод,  анализ  процессов  и  продуктов  деятельности, моделирование  и биографический метод.

В третью группу вошли методы математико-статистического  анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу  составили  генетический (фило-   и   онтогенетический)   и   структурные   методы    (классификация, типологизация и др.)[11]

Важно  отметить,  что  здесь  не   обозначены   теоретические   методы психологического исследования,  но  вместе  с  тем  выделен  класс  методов «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно  – методы   представления,   обработки   и   (добавим)   интерпретации   данных эмпирического исследования.

Существуют  и  другие  подходы  к  описанию  и  классификации  методов психологического  исследования,  но   практически   всегда   ставится   знак тождества  между  эмпирическими  методами  психологического  исследования  и  психологическими методами вообще, что затрудняет определение  специфики  тех и других.

Целесообразно по аналогии с другими  науками выделить в психологии  три класса методов:

1.  Эмпирические,  при  которых   осуществляется  внешнее   реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.

2. Теоретические, когда субъект  взаимодействует с мысленной  моделью объекта

3.  Интерпретация  и  описание,  при   которых   субъект   «внешне» взаимодействует со знаково-символическим  представление  объекта (графиками, таблицами, схемами).

От  теоретических   методов   психологии   следует   отличать   методы умозрительной  психологии,  берущие  начало  в  так  называемой  философской психологии.  Умозрение  опирается  не  на  научные  факты   и   эмпирические закономерности,  а  имеет  обоснование  тоько  в  личностном  знании  автора концепции[7].

Умозрительный психолог, как и философ,  порождает  приемлемые,  с  его точки  зрения,  модели  психической  реальности  либо  модели  ее  отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества,  восприятия  и т.д.).  Продуктом  умозрения  является  учение,  т.е.  некоторый   целостный мысленный   продукт,   объединяющий   в   себе   черты    рационального    и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность  объяснения некоторой   реальности   и   не   предусматривающий   своей    фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.

Информация о работе Психология как наука