Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2013 в 00:48, контрольная работа
Цель исследования: определение особенности развития психологии как науки и ее взаимосвязи с другими точными и гуманитарными науками.
Тайна человеческой личности занимала умы многих ученых (да и не только их) не одно столетие. Наверное, сколько живет на свете человек, столько он пытается разобраться в себе самом и в том, что происходит с окружающими его людьми.
Методы психологии:
- эмпирические методы, при помощи которых психолог добывает опытные данные.
Основные:
1. Наблюдение - это метод психологии заключается в восприятии, фиксации проявлений поведения, а так же получения суждений о субъективных психических суждения.
Этапы научного наблюдения:
) Наличие гипотезы;
) Чёткий план наблюдения («где?», «когда?» и «зачем?»);
) Фиксация результатов в
) Наличие выводов или
Примеры наблюдений: учителя за учениками; родители за детьми.
Виды наблюдений:
. Внешнее наблюдение (за другими людьми);
. Внутреннее наблюдение (за самим собой, т. е. самонаблюдение - первый метод психологии; он появился в XVII веке и называется методом интроспекции);
. Включённое (исследователь является
непосредственным участником
. Не включённое/стороннее (
Объективный - точный, истинный.
Необъективный - ложный.
Субъективный - может быть и объективным и необъективным (зависит от наблюдателя).
Если человек будет
Вспомогательные методы:
1. Опрос - метод психологии, в
процессе проведения которого, людям
задаются вопросы и на основе
ответов на них судят о
Виды опросов:
а) беседа;
б) письменный опрос - анкета:
. Тесты - стандартизированные
Личностные опросники.
Методы исследования личности основаны
на использовании системы
Социометрия - это изучение межличностных отношений в группе, анализ продуктов деятельности.
Биографический метод - анализируется биография человека.
. Основные направления
Психоанализ, бихевиоризм, гештальт-психология, гуманистическая психология.
Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его идея? поведение человека определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного ассоциации, сны, случайные действия в нашей жизни.
Бихевиоризм направление американской психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к различным формам поведения. Поведение это совокупность реакций организма на стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул - реакция) предложил Уотсон. Каждой ситуации стимулу соответствует определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание.
Бихевиористы считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному. Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями.
Гештальт-психология (гештальт, нем.) форма, конфигурация, организация). Это направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К. Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные два понятия гештальт-психологии: фигура и фон. Фигура замкнутая, выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней.
Гуманистическая психология (экзистенциальная психология) основные понятия: личность, как уникальная ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу. Пирамида потребностей человека самоактуализация (вершина треугольника), самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая потребность в еде и сне (основание треугольника)[3]. Основные положения гуманистической психологии:
) человек должен изучаться в его целостности;
) каждый человек уникален;
) человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире главная психологическая реальность;
) жизнь должна рассматриваться
как единый процесс
) человек наделен потенциалами
непрерывного развития и
) человек обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое существо.
3. МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ
Метод – путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний.
Метод – реализация определенного познавательного отношения к изучаемой действительности, определяющего организацию исследования и предполагающего использование соответствующих приемов и процедур исследования.
Методология – как метод в широком значении и как путь познания.
Методология – особая форма рефлексии самосознания науки, включающая в себя анализ предпосылок и оснований научного познания, методов, способов организации познавательной деятельности, выявление внешних и внутренних детерминант процесса познания, его структуры, критическую оценку получаемых знаний, определение исторически конкретных границ познания при данном способе его организации.
Методика – конкретная реализация метода, применяемая к целям, предмету и задачам исследования. Содержит описание процедуры, инструкцию, интерпретацию[15].
Классификация Ананьева. В основе классификации Ананьева этапы психологического исследования, в соответствии с этим он выделяет следующие группы методов:
· Организационные и эмпирические;
· Методы обработки данных.
· Интерпретационные методы.
Так как целью
науки является постижение исти
Психология, как и каждая наука, пользуется целой системой различных частных методов или методик. Все методы современной науки делятся на теоретические и эмпирические. Деление это весьма условное. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реальностью, а с ее мысленной репрезентацией – представление в форме умственных образов, формул, пространственно-динамических моделей, схем и т.д.
Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических построений. К общенаучным эмпирическим методам относятся: наблюдение, эксперимент, измерение.
Основными методами исследования в психологии, как и в ряде других наук, являются наблюдение и эксперимент. Каждый из этих общих методов научного исследования выступает в психологии в различных и более или менее специфических формах; существуют разные виды и наблюдения и эксперимента[10].
Наблюдение в психологии может быть самонаблюдением или внешним наблюдением, обычно в отличие от самонаблюдения именуемым объективным. Внешнее, объективное наблюдение может подразделяться на прямое и косвенное. Точно так же существуют различные формы или виды эксперимента. Разновидностью эксперимента является так называемый естественный эксперимент, являющийся формой промежуточной между экспериментом и простым наблюдением.
Помимо этих основных методов, которые получают в психологии специфическое выражение в соответствии с особенностями ее предмета, в психологии пользуются рядом промежуточных и вспомогательных методик.
При использовании различных методов психологического исследования необходимо считаться с особенностям изучаемой проблемы.
Методика исследования отражает ту или иную методологию. В соответствии с общими принципиальными установками нашей психологии специфические черты должна носить и ее методика.
С точки зрения Б. Г. Ананьева, методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.
Ели следовать методам системного подхода, важно определить место эмпирических методов в общей системе.
Выделяют пять уровней:
1. Уровень методики
2. Уровень методического приема
3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и пр.)
4. Уровень организации исследования
5. Уровень методологического подхода
Приведенное уровневое деление способов близко к тому, которое предложил Г.Д. Пирьов, разделив «методы» на 1) собственно методы (наблюдение, эксперимент и пр.) 2)методические приемы и 3)методические подходы (генетический, психофизиологический и пр.).
С.Л. Рубинштейн в качестве лавных психологических методов выделил наблюдение и эксперимент. Кроме того, он выделил приемы изучения продуктов деятельности, беседу и анкету[13].
Вторая развернутая классификация методов психологического исследования, получившая распространение в отечественной психологии благодаря Б. Г. Ананьеву, - классификация болгарского психолога Г.Д. Пирьова. Он выделил как самостоятельные методы: наблюдение (объективное – непосредственное и опосредованное, субъективное – непосредственное и опосредованное), эксперимент (лабораторный, естественный и психолого-педагогический), моделирование, психологическую характеристику, вспомогательные методы (математические, графические, биохимические и др.), специфические методические подходы.
Б.Г. Ананьев подверг критике
классификацию Пирьова,
1. Организационные
2. Эмпирические
3. Способы обработки данных
4. Интерпретационые
К организационным методам
Во второй группе оказались обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.), психодиагностический метод, анализ процессов и продуктов деятельности, моделирование и биографический метод.
В третью группу вошли методы математико-статистического анализа данных и качественного описания. Наконец, четвертую группу составили генетический (фило- и онтогенетический) и структурные методы (классификация, типологизация и др.)[11]
Важно отметить, что здесь не обозначены теоретические методы психологического исследования, но вместе с тем выделен класс методов «промежуточный» по статусу между эмпирическими и теоретическими, а именно – методы представления, обработки и (добавим) интерпретации данных эмпирического исследования.
Существуют и другие подходы к описанию и классификации методов психологического исследования, но практически всегда ставится знак тождества между эмпирическими методами психологического исследования и психологическими методами вообще, что затрудняет определение специфики тех и других.
Целесообразно по аналогии с другими науками выделить в психологии три класса методов:
1. Эмпирические, при которых осуществляется внешнее реальное взаимодействие субъекта и объекта исследования.
2. Теоретические, когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта
3. Интерпретация и описание, при которых субъект «внешне» взаимодействует со знаково-символическим представление объекта (графиками, таблицами, схемами).
От теоретических методов психологии следует отличать методы умозрительной психологии, берущие начало в так называемой философской психологии. Умозрение опирается не на научные факты и эмпирические закономерности, а имеет обоснование тоько в личностном знании автора концепции[7].
Умозрительный психолог, как и философ, порождает приемлемые, с его точки зрения, модели психической реальности либо модели ее отдельных составляющих (теории личности, общения, мышления, творчества, восприятия и т.д.). Продуктом умозрения является учение, т.е. некоторый целостный мысленный продукт, объединяющий в себе черты рационального и иррационального знания, претендующий на полноту и единственность объяснения некоторой реальности и не предусматривающий своей фальсификации (опровержения) при эмпирическом исследовании.