Психология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 21:46, контрольная работа

Краткое описание

По первому вопросу мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

Содержание

1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………2
2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9
3. Соотнесите направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18
Список использованной литературы………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педогогика.docx

— 41.25 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки РФ

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

Филиал г. Уфы

Кафедра Философия, история  и права

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Психология  и педагогика»:

Тема 1. Психология как наука

Вариант № 3

 

 

 

Выполнила студентка

Гадельшина Ю.И.

Курса ФНО, 3 поток

Личное дело № 10УБД43500

Проверил преподаватель 

Гайсна Л.М.

 

 

Уфа-2012

ПЛАН:

1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева…………………………………………………………………2

2. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева) ………...........................9

3. Соотнесите  направления отечественной психологии и их характеристики.………………………………………….………………………18

Список использованной литературы………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте основные положения психологии как науки «о психически регулируемом поведении» в трудах И.М.Сеченова, И.П. Павлова и В.М. Бехтерева

По первому вопросу  мы можем сказать, что проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.

“Отец русской физиологии”  Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) считается  основоположником отечественной научной  психологии. В 1862 г. он написал свою знаменитую работу “Рефлексы головного  мозга”, в которой поставил задачу ввести физиологические основы в  психические процессы и показать, что психика относится к области строгого естественнонаучного исследования.

Свою основную задачу Сеченов  видел в том, чтобы вывести  психологию из тупика изучения внутреннего  сознания и обратить ее к рассмотрению внешней детерминации психических  процессов. При этом он исходил из идеи, что психические процессы протекают  по схеме, аналогичной физиологическим  процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову, способность воспринимать внешние влияния в форме представлений (зрительных, слуховых и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов; способность  анализировать эти конкретные впечатления, память, да и все психические акты развиваются путем рефлекса. Разработанная  Сеченовым рефлекторная теория психического опиралась на ряд ключевых открытий в области мозговой деятельности, осуществленных русским ученым.

           Во-первых, это открытие Сеченовым  так называемых тормозных центров  - локализованных в таламической  области мозга нервных центров,  раздражение которых способствовало задержке двигательной активности человека. Было показано, что функционально мозг осуществляет и регулирует не только процессы возбуждения, но и торможения. Сеченов экспериментально показал, что за эту форму поведения человека отвечают нервные центры мозга.

Во-вторых, Сеченов дал  новую трактовку и самому понятию "рефлекс". Для Сеченова рефлекс  не просто некая механическая и чисто  физиологическая реакция - это сложнейший целостный акт, связывающий организм со средой и выступающий механизмом регуляции психической деятельности. По его мнению, любой психический  акт имеет начальное, центральное и конечное звенья: «Мысль о психическом акте как процессе, движении, имеющем определенное начало, течение и конец, должна быть удержана как основная»1. Ученый считал, что психический процесс всегда имеет причину во внешнем мире: он вызывается внешними воздействиями среды на организм и приводит к возникновению ощущений и представлений. Схема психического процесса та же, что и схема рефлекса: психический процесс берет начало во внешнем воздействии, продолжается центральной деятельностью и заканчивается ответной деятельностью - движением, поступком, речью. Таким образом, Сеченов впервые обосновывает положение о сигнальной и регуляторной роли психических актов.

В-третьих, психические осознаваемые процессы соотносились ученым с центральным  звеном рефлекса, именно оно обеспечивает интеграцию «психических деятельностей».

В-четвертых, Сеченов показал, что психическое, имея рефлекторную природу, неразрывно связано с мышечными  движениями. Таким образом, мышечное чувство выступает общим регулятором всей психической деятельности.

Система взглядов Сеченова представляла собой оригинальную теоретическую  программу естественно-научной перестройки  психологии на основе использования  объективных методов исследования.

Признание рефлекторной природы  психического позволило Сеченову по-новому посмотреть:

- на предмет психологии  как науки; 

- исходный методологический  принцип изучения психики; 

- основной метод психологии  и профессиональную подготовку  специалистов, занимающихся изучением  психики. 

Предметом изучения психологии должно было стать происхождение  психических деятельностей - ощущений разной модальности, различных форм восприятия и видов мышления, воли. Психология должна изучать не только область осознаваемых психических  процессов (как это предлагал  Вундт), но и анализировать все  звенья единого и целостного психического акта: его возникновение под влиянием внешних воздействий (начальное  звено), интеграцию психики в центральном  звене рефлекса и внешнее выражение  психического акта в виде определенной двигательной или речевой реакции (завершающее звено). Основным методом изучения психического должен стать физиологический, объективный метод, поскольку в основе психических процессов лежит физиологический по своему характеру механизм рефлекса.

           Заслуги Сеченова высоко оценены в мировой психологии. Американский психолог, Э. Боринг констатировал: «Сеченов стал русским пионером рефлексологии… Мы должны, кроме того, помнить что он был далеко впереди западноевропейской мысли в этом вопросе»2. Сеченова можно по праву считать основоположником отечественной научной психологии. Его программа подводила ученых к изучению целостного поведения, а сеченовские идеи получили развитие в трудах В.М. Бехтерева, Н.Е. Введенского, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского и др.

На объективных методах  исследования стремился построить  естественнонаучное психологическое  учение один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга В.М.Бехтерев. Предметом психологии он считал изучение поведения, которое  понимал как совокупность врожденных и индивидуально приобретенных  “сочетательных рефлексов”.

Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936) в качестве основного акта поведения выделял  условный рефлекс, благодаря которому организм приспосабливается к изменчивым условиям существования.

Начав свою научную деятельность с изучения процессов кровообращения и пищеварения, Павлов пришел к заключению, что они обусловлены как физиологическими, так и психологическими факторами. Например, на секрецию слюнной железы оказывает воздействие не только раздражение полости рта при  попадании в него пищи, но и вид  пищи, ее запах. Вся дальнейшая работа Павлова была направлена на исследование поведения организма в единстве внешних и внутренних проявлений. Органом, регулирующим взаимоотношения  организма с окружающей средой, служат центры больших полушарий головного  мозга. Павлов ввел в научный обиход понятие об условном рефлексе.

Благодаря принципу сигнальности поведение организуется соответственно возможным благоприятным или  неблагоприятным для организма  ситуациям. Стремясь определить качественное различие между высшей нервной деятельностью  человека и животных, Павлов разработал учение о двух сигнальных системах. Животные в своем поведении руководствуются  сигналами первой сигнальной системы. Человек в отличие от животных наряду с первой обладает второй сигнальной системой. Это слова, которые замещают сигналы первой сигнальной системы  и которые могут вызывать все  те действия, которые вызывают первые сигналы.

Учение Павлова об условных рефлексах полностью подтвердило  правильность утверждений Сеченова. Оно объяснило законы работы больших  полушарий головного мозга и  до конца развеяло миф о существовании  души. Труды Бехтерева и Павлова  укрепили в психологии детерминистский  подход к механизмам поведения и  стимулировали разработку объективных методов исследования.

Говоря о Бехтереве  как об ученом, следует иметь в  виду, что главной отличительной  особенностью его научной программы  были ее системность и комплексность. По существу, комплексность стала  тем базовым принципом, который  являлся стержнем всего научного творчества ученого, последовательно  реализовывался им на всех этапах и  уровнях его развития. Заложив  основы интегрального целостного исследования человека в системе наук, Бехтерев значительно опередил свое время  и как никто из его современников  и в теории и в практике приблизился  к воплощению идеи создания Института человека.

Человек у него – это  и представитель определенного  биологического вида, и носитель нервно-психической  организации, и продукт внешней (в  том числе и социальной) среды.

Безусловно, главным и  доминирующим, начиная с ранних этапов его творческой деятельности и на протяжении всей жизни, в разработке всех направлений и проблем человекознания был неврологический подход.

Целостность научного подхода  ученого отражает попытка рассмотреть  нервно-психические явления в  контексте общей системы жизнедеятельности  организма и исследовать связи  мозговых процессов с деятельностью  вегетативной нервной системы, желез внутренней секреции и т.д.

Б.Г.Ананьев выделяет в  становлении рефлексологии 5 этапов: экспериментальной психологии, объективной  психологии, психорефлексологии, биологически интерпретируемой рефлексологии человека и диалектической рефлексологии.

В целом в истории концепции В.М.Бехтерева выделено пять периодов:

1879-1888 гг. – период анализа  возможностей и ограничений субъективной психологии;

1888-1904 гг. – период общей психобиологии;

1904-1910 гг. – период объективной психологии;

1910-1917 гг. – период психорефлексологии;

1917-1927 гг. – период рефлексологии.

В период рефлексологии место нервно-психического процесса как основной единицы анализа актуального взаимодействия со средой занимает рефлекс.

Содержание  рефлексологических  идей  Бехтерева  отражена  в  «Объективной  психологии»  (СПб,  1907-1910);  «Общие  основания  рефлексологии»  (ПГ, 1918);  «Объективное  изучение  личности»  (ПГ, 1923);  «Общие  основы  рефлексологии»  (М, ПГ, 1923)  и  другие.

Рефлексология, в его понимании, выступала  именно  как  система  научных  дисциплин, тесно связанная  с другими  областями  науки  – естествознанием  и  обществознанием.

Принципиальное значение имело то, что Бехтерев не ограничивался  анализом только индивидуального поведения  человека. Признавая  взаимосвязь  поведения человека с поведением других людей, он поставил вопрос об объективном  изучении этой взаимосвязи. Таким  образом,  он  явился одним из основателей  нового направления  психологического  исследования – социальной (или  общественной)  психологии, рассматриваемой  им как отрасль рефлексологии  человека в соответствии с теми же принципами, которые были выдвинуты  и разработаны применительно  к исследованию проблем объективной  психологии  и  рефлексологии  индивида. Отсюда  название  нового  направления – коллективная  рефлексология.

В его работах "Объективная психология" (1907) и "Внушение в общественной жизни" (1908) были заложены идеи будущей, всесторонне развитой концепции "коллективной рефлексологии", намечено экспериментальное исследование отношений между личностью и коллективом, влияния общения на социальные процессы, зависимости развития личности от организации различных типов коллективов.

Особое место в дискуссии  принадлежало В.М.Бехтереву, выдвинувшему идею в предмет "коллективной рефлексологии" включаются: поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения социальных объединений, особенности их деятельности, взаимоотношения их членов. Такое понимание коллективной рефлексологии представлялось как преодоление субъективистской социальной психологии, поскольку все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимико-соматическими реакциями их членов. Социально-психологический подход следовало обеспечить соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с обществом). Предмет коллективной рефлексологии определялся так: «...изучение возникновения, развития и деятельности собраний и сборищ... проявляющих свою соборную соотносительную деятельность как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».3

    Таким образом, эти люди внесли вклад в становление психологии как науки. Пионером психологии как науки является И.М.Сеченов, который первым пришел к выводу о том, что саморегуляция поведения организма посредством сигналов является предметом психологического исследования. Трудами И.П.Павлова и В.М.Бехтерева был утвержден приоритет рефлексологического похода. В.М.Бехтерева явился основоположником «коллективной рефлексологии».

 

 

 

 

  1. Проанализируйте вклад отечественных ученых в развитие психологии (С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева)

Чтобы ответить на данный вопрос рассмотрим основные труды таких  деятелей Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна.

Один из основоположников советской психологии, Л.С.Выготский (1896—1934) внес огромный вклад в разработку ее методологических основ; он создал культурно-историческую концепцию  в психологии, которая получила дальнейшее развитие в общепсихологической  теории деятельности, разработанной  А.Н. Леонтьевым.

«Трактовка Л.С. Выготским опосредствованной структуры человеческих психологических процессов и психического как человеческой деятельности послужила краеугольным камнем, основой для всей разрабатывавшейся им научно-психологической теории — теории общественно-исторического («культурного»— в противоположность «натурному», естественному) развития психики человека», — писал А.Н. Леонтьев в своем некрологе Л. С. Выготского. Здесь А.Н. Леонтьев назвал как основную идею творчества Л. С. Выготского положение об общественно-исторической природе человеческой психики, человеческого сознания в противоположность натурализму в его различных формах.

Информация о работе Психология как наука