Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 18:12, контрольная работа
Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическая психология, интеракционизм.
Введение
1. Охарактеризуйте сущность бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем
2. Охарактеризуйте основные положения когнитивной психологии
3. Укажите, какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальтпсихологии
Заключение
Список литературы
Введение
1. Охарактеризуйте сущность
2. Охарактеризуйте основные
3. Укажите, какое
Заключение
Список литературы
Введение
Исследования в области
Цель данной работы заключается в изучении сущность бихевиоризма, основные положения когнитивной психологии, положение гештальт-психологии.
1. Охарактеризуйте сущность
бихевиоризма как науки
Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается "революционное" значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э.Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.
В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал
основные принципы поведенческой психологии.
Главный принцип - это изучение не
самого себя, а изучение поведения
соседа. Таким образом, человек объясняет
свое собственное поведение. Уотсон
считал, что изучение самого себя - это
субъективная оценка, а бихевиоризм
исследует психологические
Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.
В качестве описательной и объяснительной
Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии
с которой воздействие, т. е. стимул
(S) порождает некоторое поведение
организма, т. е. реакцию (r), и, что важно,
в представлениях классического
бихевиоризма, характер реакции определяется
только стимулом. С этим представлением
была связана и научная программа
Уотсона - научиться управлять
Принципы классического
Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема "самопрограммирования" человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.
Соответственно, можно управлять
поведением, вознаграждая (т. е. положительно
подкрепляя) определенные способы поведения
и тем самым делая их более
вероятными; на этом основана предложенная
Скиннером идея программированного
обучения, предусматривающая "пошаговое"
овладение деятельностью с
Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению ("научение через наблюдение", "научение без проб" Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т. е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.
Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959)
и Кларк Леонард Холл (1884-1952)
попытались с позиций методологии бихевиоризма
объяснить психическую деятельность человека.
Они выступили с концепцией "медиаторов" - внут
2. Охарактеризуйте основные
положения когнитивной
Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово "когнитивность" происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.
Начало этому направлению
Когнитивный подход в исследовании
сознательного поведения
Психология личностных
конструктов - это один из вариантов когнитивного
подхода к изучению поведения, разработанный
в теории Джорджа Келли (1905-1967).
Ее исходная предпосылка заключается
в том, что разные люди по-разному осознают
и оценивают явления действительности
и принимают в связи с этим неодинаковые,
альтернативные решения, позволяющие
им выполнять их насущные задачи. Такой
подход характеризуется как конструктивный
Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют В той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или "пирамидальной", организации, так что одни из них находятся "в подчиняющей", а другие - "в подчиненной" позиции относительно других частей системы*
Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли "люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения". Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.
Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.
Большое значение в сознательном поведении
личности, кроме наблюдений, ученый
отводит таким проявлениям
Вполне определенно А. Бандура "отдает
приоритет сознательному
В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.
Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.
3. Какое психологическое положение из перечисленных, следует отнести к гештальт-психологии