Психология как наука. Исторические этапы развития психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 09:11, контрольная работа

Краткое описание

Каждый знает, что люди различаются по характеру, способности запоминать и мыслить, действовать мужественно или трусливо и т. психология. Такие обыденные представления о различиях между людьми складываются у нас с малых лет и обогащаются по мере накопления жизненного опыта.
Иногда хорошим психологом называют писателя или судью, а то и просто того, кто лучше других разбирается в окружающих людях, в их вкусах, предпочтениях, мотивах их поступков и т. д. В этом случае под психологом подразумевают знатока человеческих душ (независимо от того, читал ли он книги по психологии, обучался ли специальному анализу причин поведения или душевной смуты), т. е. здесь мы имеем дело с житейскими представлениями о психике.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Дайте определение и охарактеризуйте специфику предмета психологии
…………………………………………………………………………………6
Охарактеризуйте психологические знания в античный период
…………………………………………………………………………………20
Какое из перечисленных определений психологии является верным. ………………………………………………………………………………....26
Список литературы…………………………………………………………...27

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 57.47 Кб (Скачать файл)

Несостоятельность интроспективной  психологии сознания  побудила  одних

психологов (представителей глубинной психологии, психоанализа) обратиться  к исследованию бессознательного, других заняться  изучением  поведения,  а  не сознания (бихевиористов, представителей объективной психологии).

Возникновение этих школ и  направлений в психологии привело  к открытому

кризису в психологии. Вся  психология  распалась  на  несколько  школ,  между которыми  не  было  точек  соприкосновения  и  которые  исследовали   разные предметы и использовали различные методы.

Сходные проблемы стояли перед  отечественными психологами. В 1920—1930- х  годах  закладываются  методологические  основы   советской    психологии, формулируются методологические  принципы.  Особенно  велика заслуга  в  деле становления отечественной   психологической   науки   таких   ученых,    как М.Я.   Басов, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев,  С.Л.  Рубинштейн  и  др.,  в работах которых оформились положения, продуктивно  развивавшиеся  в  течение последующих  десятилетий.  В  монографии  М.Г.  Ярошевского     «Наука     о поведении:     Русский     путь»     прослежена    история      формирования отечественной    психологической    школы  изучения  поведения,  во   многом повлиявшей    на    психологические    концепции    советских    психологов.

Ограниченность  как  субъективной,  интроспективной,  так   и   объективной,

поведенческой психологии советские  психологи  сумели  преодолеть  с  помощью категории  «деятельность».  В  работах С.Л.  Рубинштейна  был  сформулирован принцип   «единства  сознания  и  деятельности»,   давший   методологическую основу для опосредствованного исследования психики. Большое  значение  имели

также   методологические   принципы   развития   психики   в   деятельности,

детерминизма и др.

Потребовалось значительное время для  того,  чтобы  прийти  к  выводу:

расхождение между школами  в мировой  психологии  имеет  частный  характер  и свидетельствует, что  предмет  психологии  следует  понимать  более  широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых  субъект  может дать   себе   отчет,   и   поведение   человека,   имеющее   психологическую «составляющую», и  феномены  неосознаваемой  психики,  которые  также  могут проявляться в поведении.

Накопленные психологией XX века данные свидетельствовали также  о  том,

что особенности поведения  и психического склада человека зависят  не  только от нервной системы, но и от «конституции»  человека,  то  есть,  в  конечном счете, от биохимических процессов в организме. Таким образом,  в  психологию возвращалась давняя мысль, согласно которой между психическим и  телесным  в живом организме существуют неразрывные связи.

К 1960-м годам психологи (как зарубежные, так и отечественные)  пришли

к компромиссу, который явно не формулировался (этому  мешали  идеологические разногласия), но  по  сути  был  достигнут:  зарубежная  психология  изучала поведение, опосредованное психикой; отечественная —  сосредоточила  основное внимание на психике, проявляющейся и формирующейся в деятельности.

Психика — сложнейший феномен, возможно,  самое  сложное,  что  есть  в

мире. Поэтому  дать  исчерпывающее  определение  психики  не  представляется возможным.

Психика  —  субъективный   внутренний   мир   человека,   опосредующий

взаимодействие  человека  с  внешним  миром.  Современными  психологическими словарями психика определяется как «форма  активного  отображения  субъектом объективной    реальности,    возникающая    в    процессе    взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром  и  осуществляющая  в  их поведений (деятельности) регулятивную функцию» и как «высшая  форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная  в  их  способности реализовывать свои побуждения и действовать на  основе  информации  о  нем».

Можно  констатировать,  что  сегодня  многие  исследователи   выражают

неудовлетворенность  существующим  положением  дел  в  научной   психологии.

Становится все более  ясно, что понимание психики как  чисто  индивидуального феномена, свойства высокоорганизованной материи не  отражает  всей  реальной сложности психического. После работ К.Г. Юнга и его последователей  вряд  ли приходится   сомневаться   в   трансперсональной    природе    психического.

Психология должна оставаться (в соответствии с этимологией)  наукой  о

психике. Только само психическое  должно пониматься несколько иначе.  Вообще, весь исторический путь научной  психологии,  если  попытаться  выразить  его одной  фразой,  представляет  собой   расширение   предмета   психологии   и усложнение  объяснительных  схем.  Очевидно,  в  наше  время  психология   в очередной  раз  должна  изменить  понимание  своего  предмета.   Для   этого необходимы  преобразования  внутри  самой  психологии.  В   первую   очередь требуется новое, более широкое понимание предмета психологии.

Психология, как мы уже  говорили,  —  очень  молодая  наука.  Поэтому,

возможно, она еще не нашла  своего подлинного предмета, и его  обнаружение  — задача  психологии  XXI  века.  Не  будем  забывать,  что   психология   как фундаментальная наука должна внести свой решающий вклад  в  знание  о  мире.

Без психологии невозможно создание научной картины мира. Юнг  отмечал:  «Мир психических  явлений  есть  лишь  часть  мира  в  целом,  и  кое-кому  может показаться, что как раз в силу своей частности он более познаваем, чем  весь мир целиком. Однако при этом не принимается во внимание, что  душа  является единственным непосредственным явлением мира, а следовательно, и  необходимымусловием всего мирового опыта».

 

 

 

 

 

2. Охарактеризуйте  психологические знания в античный  период

Античная психология

Представления о душе существовали уже в древнейшие времена и  предшествовали первым научным взглядам на ее природу. Они возникали в  системе первобытных верований  людей, в мифологии. Художественное народное творчество — поэзия, сказки, а также религия проявляют  большой интерес к душе. Эти  донаучные и вненаучные представления  очень своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развиваются  в науке и философии, по способу  их получения, по форме их воплощения, по своему назначению.

Душа рассматривается  здесь как нечто сверхъестественное, как зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или в смерти объясняется ее отсутствием; сон или транс представляют собой временное, а смерть — постоянное отсутствие души. Так как смерть является постоянным отсутствием души, предохраниться от нее можно, либо закрыв душе выход из тела, либо, если она его покинула, добившись ее возвращения. Меры предосторожности, принимаемые дикарями для достижения одной из этих целей, выступают в виде запретов или табу, являющихся не чем иным, как правилами, предназначенными достигнуть постоянного присутствия или возвращения души.

В отличие от этого уже  самые первые научные представления  о душе направлены на объяснение души и ее функций. Они возникли в древней  философии и составили учение о душе. Учение о душе является первой формой знаний, в системе которых  начали развиваться психологические  представления: «...психология как наука  должна была начаться с идеи души», — писал Л.С. Выготский. Она явилась «первой научной гипотезой древнего человека, огромным завоеванием мысли, которому мы сейчас обязаны существованием нашей науки».

Философия возникла в эпоху  смены первобытно-общинного строя классовым рабовладельческим обществом почти одновременно как на Востоке — в Древней Индии, Древнем Китае, так и на Западе — в Древней Греции и Древнем Риме. Психологические проблемы явились частью философии, они возникали неизбежно, так как предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душе и т.п. В связи с этим встает проблема преемственности в развитии психологических знаний в странах Востока и Запада, проблема взаимовлияния психологической и философской мысли между Востоком и Западом. Контакты между народами, взаимодействие культур — постоянный фактор исторического развития народов.

Известно, что Древняя  Греция имела богатые связи со странами Ближнего Востока— Сирией, Вавилонией, Египтом. Однако в силу исторических условий развития к VI в. до н. э., когда  в Древней Греции возникла философия, в Вавилонии и Древнем Египте она не сложилась: здесь продолжала свое существование религиозно-мифологическая идеология. В отношении научных  знаний ряд народов Африки и Передней Азии опередили греков: у них раньше появилась письменность; у египетских и вавилонских жрецов развивались  астрономические и математические знания. Эти знания активно усваивались  древними греками.

Ряд представлений о природе  и психике созвучны в философских  школах Древней Греции и Древней  Индии и Китая. Например, поиск  первоначал, первооснов природных явлений, понимание души как источника  движения и приписывание психического всей физической природе, идея о переселении  душ характерны для древнеиндийских, древнекитайских и древнегреческих  мыслителей. Однако это созвучие идей еще не доказывает их проникновения в Древнюю Грецию из Индии и Китая. Исследования показали, что древнеиндийская философия явилась источником философской мысли всего Востока.

Определяющее влияние  на последующее развитие европейской  культуры оказала философия Древней  Греции. Ф. Энгельс отмечал: «В многообразных  формах греческой философии уже  имеются в зародыше, в процессе возникновения почти все позднейшие типы мировоззрений». В античности сложились классические формы философии, в которых гармонично сочетались мировоззренческие этические и  онтологические и гносеологические аспекты, они были связаны с науками  и направлены на познание мира, утверждали роль опыта и разума. Психологические  представления западноевропейской мысли берут свое начало от античности.

В то же время ученых Запада (философов и психологов, когда  психология выделилась в самостоятельную  область научного знания) привлекали восточная мысль, ее глубина, духовность, представления о человеке и путях  его совершенствования, сила ее воздействия  на людей. Большие различия между  философией Востока и Запада, определяемые особенностями социально-экономического развития стран Запада и Востока, традициями их духовной жизни, затрудняют обобщение представлений о человеке в этих двух направлениях. Особенно большой интерес к Востоку  замечается в психологии в XIX—XX вв. (например, в психоаналитической концепции  К. Юнга, у Э. Фромма) в связи с  обострившейся в условиях кризиса  буржуазного общества потребностью в уяснении истинной сущности человека, духовности его устремлений и  т.п.

Учитывая сказанное и  принимая во внимание крайне недостаточную изученность древнеиндийской и древнекитайской психологии, начнем изложение процесса формирования психологических знаний с античности. Античная психология возникла и развивалась в условиях античного рабовладельческого общества как отражение запросов социальной практики и в тесной связи с наукой своего времени. Изменения, которые претерпевали рабовладельческая общественно-экономическая формация и положение личности в обществе на разных этапах ее истории, объясняют специфику в трактовке человека, в том числе учения о душе, смену аспектов и направлений в подходах к проблемам, касающимся души. Античную психологию питал гуманизм греческой культуры с ее идеей полноты жизни как гармонии телесной и духовной сторон, культом живого, здорового прекрасного тела, любви к земной жизни. Ее отличают тонкий интеллектуализм, высокое отношение к разуму.

Велико значение античной психологии. Здесь начало всей научной психологии, всех ее основных проблем.

Основные положения  материалистического учения о душе в античной психологии

Материалистическое  учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, родоначальниками которого являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). Демокрит действовал в период восходящего развития рабовладельческого строя, который сопровождался величайшим подъемом древнегреческой науки, искусства (архитектуры, скульптуры) и литературы. В эллинистический период учение Демокрита было развито Эпикуром (IV—III в. до н.э.) и его школой, известной в истории под названием «Сад». Последователем Эпикура в Риме в I в. до н.э. был Лукреций. Систему атомистического материализма развивали стоики в первый материалистический период своего развития (III в. до н.э., основатели — Хризипп и Зенон).

Далее будут рассмотрены  психологические идеи античного  атомистического материализма.

Основой психологических  воззрений этих философов был античный атомистический материализм. Согласно этой теории, все существующее состоит из двух начал — бытие (неделимые атомы) и небытие (пустота). Атомы — мельчайшие субстанции, неделимые и недоступные чувствам, различающиеся по форме, величине и подвижности. Все вещи образуются из составляющих их атомов.

Так называемые чувственные  качества — цвет, вкус и т.п. —  Демокрит не приписывал атомам. «Лишь  в общем мнении существует цвет, в мнении — сладкое, в мнении —  горькое, в действительности же существуют только атомы и пустота». Эти качества возникают в человеческом восприятии и являются продуктом соединения атомов. На противоречивый характер этих положений обращали внимание уже античные комментаторы Демокрита. «Сводя чувственные качества к формам атомов, он в то же время говорит, что одно и то же одним кажется горьким, другим — сладким, третьим — еще иначе».

Информация о работе Психология как наука. Исторические этапы развития психологии