Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:18, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию как науку.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1. Определить предмет исследования психологии;
2. Перечислить задачи психологии;
3. Охарактеризовать структуру современной психологии.
Введение………………………………………………………………………стр.3
1 Психология как наука, ее предмет и задачи. Понятие о психике и ее структуре………………………………………………………………………стр.4
2 Задачи психологии…………………………………………………………стр.7
3 Методы психологического исследования……………………………….стр.11
4 Структура современной психологии……………………………………..стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.17
Библиографический список………………………………………………...стр.18
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Психология как наука, ее предмет и задачи. Понятие о психике и ее структуре………………………………………………………
2 Задачи психологии……………………………………………………
3 Методы психологического исследования……………………………….стр.
4 Структура современной психологии……………………………………..стр.
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………...
Введение
Каждая наука всегда имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом - специфика формирования, развития и проявления этих феноменов. Но психология - это особая область знаний, в которой, с одной стороны, много не укладывающегося в рамки обычных представлений, а с другой - своеобразные объекты: личность (группа, если мы имеем в виду социальную психологию) и деятельность, поведение людей, поскольку именно в них проявляется психическое.
Задачами любой науки выступают основные направления её исследования и развития, а также те цели, которые она ставит перед собой эта конкретная отрасль знаний, достигая определенных результатов.
Психология - достаточно молодая отрасль знаний. Слово "психология" в переводе с древнегреческого буквально означает "наука о душе" (psyche - "душа", logos - "понятие", "учение") [1, 3, 4]. Понятие "психология" впервые возникло в средневековом европейском богословии, в науку оно было введено в ХУIII в. немецким ученым Христианом Вольфом.
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию как науку.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1. Определить предмет исследования психологии;
2. Перечислить задачи психологии;
3. Охарактеризовать структуру современной психологии.
1 Психология как наука, ее предмет и задачи. Понятие о психике и ее структуре
Психология – (psyche – душа, и logos – наука) – одна из основных наук о человеке. Она возникла в Древней Греции, когда люди впервые начали задаваться вопросами о значении души. В современном понимании следует говорить о психологии как о науке, изучающей доступные измерению проявления души. Исходя из такого определения, психология включает в свое поле множество отдельных, часто имеющих самостоятельный статус, областей. Современная педагогика изучает различные вопросы, проблемы и аспекты процессов и методов обучения, воспитания, образования и развития человека. Т.о., можно говорить о тесном переплетении целей и задач обеих наук. Многое связывает психологию и с математикой, биологией, медициной и педагогикой.
Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития. Зоопсихология (психология животных)– раздел психологии, изучающий проявления и закономерности возрастного развития психики животных, развитие и изменение поведения животных в процессе эволюции. Дифференцированная психология – раздел, изучающий как психологические различия между отдельными конкретными личностями, так и различия психологических проявлений у представителей различных социальных, этнических, национально-культурных и других групп людей. Психогенетика – раздел, исследующий различные аспекты взаимоотношений наследственных (генетических) факторов и факторов среды при формировании человеческой личности. Психология труда– раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности, в частности динамику работоспособности человека в зависимости от различных условий, пути формирования профпригодности и профориентации, оптимизацию личностных отношений в коллективе.
Космическая психология – изучает закономерности психики в условиях «пространственной напряженности»: (перемещение в пространстве при
отсутствии силы тяжести, площади опоры), «сенсорного дефицита» (длительное пребывание в замкнутых пространствах ограниченного объема, в условиях ограничения сенсорной информации), малого фиксированного коллектива (психологическая совместимость членов экипажа, распределение ролевых функций в процессе групповой деятельности, предсказание и локализация конфликтных ситуаций на основе изучения личностных характеристик членов экипажа и т.д.). Патопсихология – отрасль, изучающая отклонения в психической деятельности и состоянии личности при патологических состояниях мозга, связанных с различными психическими или соматическими заболеваниями. Психотерапия – оказание психической помощи здоровым людям при возникновении у них психологических затруднений, с одной стороны, и лечение пациентов с помощью средств психологического воздействия при наличии у них измененных состояний сознания и подсознания, с другой стороны. Социальная психология – изучает закономерности взаимодействия больших и малых групп людей: проблемы отношений внутри и между различными социальными слоями населения, проблемы отношений лидера и коллектива, проблемы межкультурных влияний, проблемы формирования группового сознания при использовании средств массовой информации, авторитета формального и неформального лидера. Психология менеджмента - изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей.
Существует два вида психического развития – филогенетическое (филогенез –процесс возникновения и исторического развития психики
животных и человека) и онтогенетическое (онтогенез –процесс формирования основных структур психики индивида в течение его детства), между которыми имеется сходство. Важным аспектом в изучении развития психики в онтогенезе является соотношение качественных и количественных параметров этого процесса, анализ возможностей революционного и эволюционного путей становления психического. Развитие психики человека
определяется не только биологическими, но и социокультурными факторами. Развитие сознания в филогенезе связано с тем, что круг сознаваемых предметов постепенно расширяется. Осознание внешнего мира предшествует осознанию мира внутреннего, т.е. самосознание. Трудно оценить временные границы этого процесса в филогенезе, в онтогенезе – сознание появляется уже к концу первого года жизни, а самосознание уже к трем годам. В сознании человека выделяют две области – сознание внешнего мира, окружающих, и сознание себя. Психика имеет несколько уровней, отличающихся друг от друга по степени ясности и осознанности своего содержания. Это области бессознательного, сознания, отчетливо, ясного сознания (или внимания) и надсознательного. Бессознательное занимает значительное место в нашей психике. Многие события, факты, идеи, которые мы не можем воспроизвести в данный момент, не исчезли, но перешли из плана сознания в бессознательное. Осознаваемые нами представления отличаются друг от друга по степени яркости и отчетливости.
2 Задачи психологии
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).
Эта задача разрешается, прежде всего, общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.
При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:
1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).
2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.
3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.
Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.
Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.
В связи с этим возникли и развиваются отдельные ветви психологии, или частные психологические дисциплины:
1. Педагогическая психология, изучающая психологические особенности и закономерности процессов обучения и воспитания подрастающего поколения. В задачи педагогической психологии входит изучение процессов усвоения знаний и формирования навыков и умений в связи с потребностями школьного обучения, психологическое обоснование методов, приемов и способов обучения и воспитания, вопросы воспитания личности учащихся в школьном коллективе, психологические вопросы, связанные с политехническим обучением и подготовкой учащихся к практической деятельности, и т. д.
2. Детская психология, изучающая особенности психики детей разных возрастов. Задачей детской психологии является изучение процесса формирования личности ребенка, умственного развития детей, возрастных психологических особенностей процессов восприятия, мышления, памяти, интересов, мотивов деятельности и т. д.
3. Психология труда, имеющая своей задачей изучение психологических особенностей трудовой деятельности в целях рационализации процессов труда и улучшения постановки производственного обучения. Серьезного психологического изучения требуют такие вопросы, как организация места рабочего, психологические
особенности рабочих операций (в том числе и навыков) в различных видах производственной деятельности, изучение психологических факторов
повышения производительности труда, изучение способностей к той или другой детальной профессии и закономерностей их развития и воспитания и т. д.
4. Инженерная психология, усиленно развивающаяся в последнее время в связи с совершенствованием техники трудовых процессов. Большое значение в этой отрасли психологии приобретает проблема соотношения технических требований современных машин и психических возможностей человека — быстроты и точности процессов восприятия, объема и распределения внимания и т. д.
5. Психология искусства, изучающая психологические особенности творческой деятельности в различных видах искусств (в музыке, живописи, пластике и т. д.) и особенности восприятия произведений искусства, психологический анализ их влияния на развитие личности человека.
6. Патопсихология, изучающая нарушения и расстройства психической деятельности при различных заболеваниях и тем содействующая разработке рациональных методов лечения.
7. Психология спорта, изучающая психологические особенности спортивной деятельности. В задачи этой отрасли психологии входит психологическая характеристика различных видов спорта, анализ процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоциональных процессов и волевых действий в связи с задачами обучения физическим упражнениям и спортивной тренировки; психологическая характеристика спортивных соревнований, вопрос о значении спорта в формировании морально-волевых черт личности человека и др.
8. Психология космонавта, изучающая особенности психических процессов человека в условиях космического полета, в том числе влияние на психику человека больших физических перегрузок, необычных условий среды во время космического полета, состояния невесомости, особенностей
работоспособности во время полета, в частности при необходимости действовать в условиях крайнего недостатка времени, и т. д.
Таким образом, психология имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение в связи с задачами рационализации различных видов человеческой деятельности.
Нельзя, однако, рассматривать эти практические отрасли психологии как простое применение теоретически обоснованных психологических закономерностей к тем или другим случаям практической жизни. Практика не только обогащается теорией, но и сама помогает теории стать на правильный путь. Только в процессе разрешения конкретных практических задач, выдвигаемых жизнью, могут быть правильно поставлены и осознаны теоретические проблемы психологии и раскрыты психологические закономерности.
Всякое научное психологическое исследование может быть успешным лишь тогда, когда оно строится не абстрактно, а в связи с разрешением практических задач в тех или других видах человеческой деятельности. Изучая закономерности психики, психология делает это не в отрыве от тех или других видов человеческой деятельности, а в связи с ними и со специальной целью: использовать данные психологического исследования для улучшения этих видов деятельности.
3 Методы психологического исследования
Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент. Большое распространение получили также анкеты, тесты и анализ продуктов творческой деятельности.
Информация о работе Психология как наука, ее структура, предмет и задачи исследования