Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 07:18, контрольная работа
Цель контрольной работы - рассмотреть психологию как науку.
Достижению цели способствует решение следующих задач:
1. Определить предмет исследования психологии;
2. Перечислить задачи психологии;
3. Охарактеризовать структуру современной психологии.
Введение………………………………………………………………………стр.3
1 Психология как наука, ее предмет и задачи. Понятие о психике и ее структуре………………………………………………………………………стр.4
2 Задачи психологии…………………………………………………………стр.7
3 Методы психологического исследования……………………………….стр.11
4 Структура современной психологии……………………………………..стр.15
Заключение…………………………………………………………………..стр.17
Библиографический список………………………………………………...стр.18
Самонаблюдение – один из первых психологических методов, причем в течение длительного периода времени этот метод оставался единственным способом исследования душевной жизни. Однако этот метод имеет и существенный недостаток: невозможностью проверить данные или повторить результат. Гораздо более объективно наблюдение со стороны, когда исследователь рассматривает тот или иной феномен психики, протекание психического процесса у других людей. Наличие четкой цели и схемы наблюдения делает его более полным и достоверным. Включенное наблюдение предполагает участие экспериментатора в исследуемом процессе. Дневниковые наблюдения часто используются в возрастной психологии.
Наиболее объективным методом психологии является эксперимент. Различают лабораторный и естественный виды эксперимента, отличающиеся друг от друга, прежде всего наличием (или отсутствием) специальных приборов. Достоинством лабораторного эксперимента является его высокая точность, возможность изучить недоступные глазу наблюдателя, но только специальным приборам факты. Привычная обстановка и деятельность являются достоинством естественного эксперимента, повышая его достоверность, особенно для тревожных испытуемых, деятельность которых нарушается в лабораторных условиях.
Большое распространение имеют лонгитюдные и «срезовые» исследования. Лонгитюдный эксперимент применяется в том случае, когда имеется возможность изучить определенную группу в течение длительного периода времени. Срезовый же эксперимент используется для той же цели, но позволяет сэкономить время, т.к. можно одновременно изучить динамику
становления определенной функции, взяв разные группы людей разного возраста (5, 6, 7 лет и т.д.). Однако т.к. все люди имеют свои индивидуальные особенности, эти данные будут такими же точными, как при лонгитюдном исследовании, хотя большое количество испытуемых позволяет получить объективные значения.
Одна из разновидностей эксперимента в психологии - социометрический эксперимент. Он используется для изучения взаимоотношений между людьми, положения, которое занимает человек в той или иной группе (заводской бригаде, школьном классе, группе детского сада). При изучении группы каждый отвечает на ряд вопросов, касающихся выбора партнеров для совместной работы, отдыха, занятий. По результатам можно определить наиболее и наименее популярного человека в группе.
Все перечисленные выше виды эксперимента относятся к констатирующим, т.к. они показывают, констатируют наличие или отсутствие какого-то параметра и его развитие.
Метод беседы, анкетный метод. Определенное значение и методы психологического исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний (высказываний) испытуемых: Метод беседы и анкетный метод при правильном их проведении они позволяют выявлять индивидуально-психологические особенности личности: склонности, интересы, вкусы, отношения к жизненным фактам и явлениям, другим людям, себе. Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает (устно - в случае беседы, или письменно при применении анкетного метода). Содержание и форма вопросов определяются, во первых, задачами исследования и, во вторых, возрастом испытуемых. В процессе беседы вопросы изменяются и дополняются в зависимости от ответов испытуемых. Ответы тщательно, точно записывают (можно с применением магнитофона).
Одновременно исследователь наблюдает за характером речевых высказываний (степенью уверенности ответов, заинтересованностью или равнодушием, характером выражений), а также поведением, выражением лица, мимикой испытуемых. Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам для письменного ответа.
Достоинство этого метода в том, что он позволяет сравнительно легко и быстро получить массовый материал. Недостаток же этого метода в сравнении с беседой - отсутствие личного контакта с испытуемым, что не дает возможность варьировать характер вопросов в зависимости от ответов. Вопросы должны быть четкими, ясными, понятными, не должны внушать тот или иной ответ. Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется другими методами, в частности наблюдением.
Тесты. Тест - это особый вид экспериментального исследования, представляющий собой специальное задание или систему заданий. Испытуемый выполняет задание, время выполнения которого обычно учитывают. Тесты применяют при исследовании способностей, уровня умственного развития, навыков, уровня усвоения знаний, а также при изучении индивидуальных особенностей протекания психических процессов. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения (часто это просто бланк с текстами задач). Результат решения теста допускает количественное выражение и тем самым открывает возможность математической обработки. Отметим и то, что в процессе тестовых исследований не учитывается влияние многочисленных условий, которые, так или иначе, влияют на результаты, - настроение испытуемого, его самочувствие, отношение к тестированию. Неприемлемыми являются попытки с помощью тестов установить предел,
потолок возможностей данного человека, прогнозировать, предсказывать уровень его будущих успехов.
Самонаблюдение. Самонаблюдением называют наблюдение и описание человеком протекания у себя самого тех или иных психических процессов и переживаний. Самостоятельного значения как метод непосредственного исследования психики на основе анализа собственных психических проявлений метод самонаблюдения не имеет. Причина ограниченного его применения - явная возможность непроизвольного искажения и субъективного истолкования наблюдаемых явлений.
Результаты деятельности людей - это созданные ими книги, картины, архитектурные проекты, изобретения и т.д. По ним можно в известной мере судить об особенностях деятельности, которая привела к их созданию, и включенных в эту деятельность психических процессах и качествах. Анализ результатов деятельности считается вспомогательным методом исследования, так как дает надежные результаты только в сочетании с другими методами (наблюдением, экспериментом).
В советской детской и педагогической психологии применялся психолого-педагогический эксперимент. Это своеобразная форма естественного эксперимента, так как проводят его в естественных условиях жизни и деятельности детей. Существенная же особенность психолого-педагогического эксперимента та, что он имеет целью не собственно изучение, а активное, целенаправленное изменение, преобразование, формирование той или иной психической деятельности, психологических качеств личности. Соответственно различают два его вида - обучающий и воспитывающий психолого-педагогический эксперимент. Итак, в психологии используют целый ряд методов. Какой из них рационально применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта
исследования. При этом обычно используют не один какой-нибудь метод, а ряд методов, взаимно дополняющих и контролирующих друг друга.
4 Структура современной психологии
Современная психология — интенсивно развивающаяся область человеческого знания, тесно взаимодействующая с другими науками. Поэтому, как и любое развивающееся явление, психология постоянно изменяется: появляются новые направления поиска, проблемы, реализуются новые проекты, что часто приводит к возникновению новых отраслей психологии. Общим для всех отраслей психологии является сохранение предмета: все они изучают факты, закономерности и механизмы психики (в
тех или иных условиях, в той или иной деятельности, на том или ином уровне развития и т.д.).
Современная психология представляет собой не единую науку, а целый комплекс научных дисциплин, многие из которых претендуют на то, чтобы считаться самостоятельными науками. Различные авторы насчитывают до ста отраслей психологии. Эти научные дисциплины находятся на разных стадиях развития, связаны с различными сферами человеческой практики.
Ядром современной психологии является общая психология, которая изучает наиболее общие законы, закономерности и механизмы психики. Важнейшей психологической дисциплиной стала история психологии, в центре внимания которой — исторический процесс формирования и развития психологического знания.
Традиционно для классификации используются следующие основания:
1) конкретная деятельность (угсихология труда, медицинская, педагогическая психология, психология искусства, психология спорта и т.п.);
2) развитие {психология животных, сравнительная психология, психология развития, детская психология и т.п.);
3) социальность, отношения человека к обществу {социальная психология, угсихология личности, психология группы, угсихология класса, этнопсихология и т.д.).
Важным является выделение отраслей «по цели деятельности (получение или применение нового знания): фундаментальные и прикладные науки; по предмету исследования: психология развития, творчества, личности и т.д. На основе связей психологии с другими науками можно выделить психофизиологию, нейропсихологию, математическую психологию. Развитие сложных отношений психологии с различными сферами практики наблюдается в организационной, инженерной психологии, психологии спорта, педагогической психологии и т.д.».
В последние годы в нашей стране интенсивно развивается практическая психология. Можно согласиться с мнением В.Н. Дружинина, который указывает, что «практическая психология отчасти остается искусством, отчасти базируется на прикладной психологии как системе знаний и научно обоснованных методов решения практических задач»2. Однако есть основания полагать, что наметилась тенденция к становлению Практической психологии как особого вида психологической науки. Специфика практической психологии в том, что она не предметна, а объектна. Она больше ориентирована на целостную характеристику личности, в большей степени использует описания и типологии.
В настоящее время не существует законченной классификации психологических отраслей. Психология — наука молодая, находящаяся в процессе интенсивного развития, поэтому в ней постоянно возникают новые области, что приводит к появлению новых отраслей. http://psyera.ru/struktura-
Заключение
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.
Библиографический список
1. Крысько В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. - СПб. : Питер, 2003. - 254 с.
2. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб., 2001. - 592 с.
3. Немов Р. С. Психология : учебник: в 3 кн. Кн. 1, Общие основы психологии. - М., 2003. - 688 с.
4. Общая психология : учебник / Под ред. Л. В. Карпова. - М., 2005. - 232 с.
5. Психология : учебник / Под ред. В. Н. Дружинина. - СПб., 2001. - 656 с.
6. [Электронный ресурс] sovremennoy-psihologii-2082.
7. [Электронный ресурс] http://psyznaiyka.net/view-
18
Информация о работе Психология как наука, ее структура, предмет и задачи исследования