Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:25, контрольная работа
Целью данной работы является изучение особенностей психологического взаимодействия групп и коллектива.
В процессе изучения ставились следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные характеристики группы;
- изучить развитие и функционирование группы;
Введение…………………………………………………………………..3
Понятие коллектива
Социально-психологические особенности и типы……………………..5
взаимоотношений в коллективе…………………………………………9
Заключение………………………………………………………………12
Список использованной литературы…………………………………...14
САНКТ-ПЕТЕРБЕРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Новосибирский филиал
Кафедра социально-культурного вервиса и туризма
Контрольная работа
По дисциплине: "Психология делового общения"
Тема: Психология колллективных взаимоотношений
Студентки IV курса гр.Соц.- 41
ГОЛОВАТОЙ Елены Владиславовны
Научный руководитель:
старший преподователь
УСОЛЬЦЕВА Ю.А.
Новосибирск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие коллектива
Социально-психологические особенности и типы……………………..5
взаимоотношений в коллективе…………………………………………9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………...14
Введение
Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых в психологии управления в настоящее время является проблема взаимоотношений групп и коллектива.
Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для психологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
«Группа - это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной и т.п. общности. Сразу же следует оговориться, что в общественных науках в принципе может иметь место двоякое употребление понятия “группа”». С одной стороны, в практике, например, демографического анализа, в различных ветвях статистики имеются ввиду условные группы: произвольные объединения (группировки) людей по какому либо общему признаку необходимому в данной системе анализа [2, с.211].
С другой стороны, в целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены одним общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию
Целью данной работы является изучение особенностей психологического взаимодействия групп и коллектива.
В процессе изучения ставились следующие задачи:
- рассмотреть
понятие и основные
- изучить развитие и функционирование группы;
- выявить социально-
Понятие коллектива
Коллективявляется
одним из видов малой группы. Малые
группы могут быть разными повеличине,
по характеру и структуре отношени
Социальнаягруппа — это тип социальной общности людей, объединенных в процессе совместнойдеятельности. Эта общность обладает рядом существенных признаков:
— внутреннейорганизацией, которая состоит из органов управления, социального контроля исанкций;
— групповымиценностями, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемоесловом «мы», а также формируется общественное мнение группы;
— собственнымпринципом обособления, отличающим ее от других, «чужих» групп;
— групповымдавлением, т. е. воздействием на поведение членов группы;
— общими целями изадачами деятельности;
— стремлением кустойчивости благодаря механизмам отношений, возникающим между людьми в ходерешения групповых задач;
— закреплениемтрадиций, символики (знаки, одежда, флаги и т. д.).
Классификациягрупп, степени их развития и групповой работоспособности приведены наблок-схемах 1 и 2.
Как во всемобществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированныйиндивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается наработу, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, скем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченнымв одну или несколько социальных групп. Поведение индивидуумов в таких группахобычно претерпевает существенные изменения под влиянием коллектива1[1, c. 312].
Каждое из самыхмалочисленных подразделений организации состоит из ограниченного числасотрудников, работающих под началом одного руководителя (которого мы называемглавой подразделения), причем все они выполняют аналогичные или сходныефункции или все работают ради выполнения одной задачи.
Руководители подразделенийиграют важную роль в такой организационной системе. Основная часть взаимоотношениймежду широко разбросанными подразделениями организации и между руководителями«высших» уровней и руководителями или сотрудниками, находящимися на «болеенизких» уровнях, осуществляется опосредованно, при этом главы различныхподразделений организации служат связующими звеньями цепи. Назовем эту группуруководящим аппаратом организации.
Поступив ворганизацию, человек вскоре обнаруживает, что с одними людьми он работаетгораздо больше, чем с другими. Если бы он составил схему своих контактов ссослуживцами в своей организации, то увидел бы довольно небольшую и неизменнуюпо составу группу коллег, с которыми он постоянно общается изо дня в день, ещеодну, более многочисленную группу людей, с кем у него никогда не было контактови о ком он лишь слышал тем или иным образом.
Немногочисленнаягруппа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящуюсоциальную группу (коллектив). Члены ее называют друг друга обычно по имени.Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаютсямежду собой не как частные личности, т. е. не просто как сотрудники, а какполноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями,склонностями и неприятиями, семейными и социальными проблемами и т. д. Междучленами этих небольших, построенных на межличностных отношениях, социальныхгрупп часто складываются прочные узы дружбы, которые простираются на всю ихсоциальную жизнь далеко за пределы организации. Отдельные члены группы обычноотождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности,принятые в группе, как свои собственные. Группа I становится неким продолжениемсамого индивидуума. В I группе складывается представление о том, что есть пра-Iвильное поведение ее членов.
Когда индивидуумприходит в организацию и если он " не отождествляет себя с той рабочейгруппой, в которой оказался, не принимает дисциплину группы, то он так иостанется посторонним и будет окружен атмосферой враждебности или, по меньшеймере, безразличия2[4, c. 126].
В большей илименьшей степени почти все служащие отождествляют себя не только со своиминепосредственными первичными трудовыми коллективами, но и с более крупнымиподразделениями организации, в которые такие рабочие группы входят каксоставные части.
Большинство людейзначительно сильнее привержены своей непосредственной рабочей группе, нежелиболее крупному подразделению, и обычно они решительно не соглашаютсяпризнаться даже сами себе, что то, что хорошо для их рабочей группы, не всегдахорошо для организации в целом.
Третья группалиц, чья лояльность направлена скорее на крупные, нежели на более мелкиеподразделения организации, это те, кто занимает руководящие должности.
Основной «центрпритяжения» лояльности такого человека — это руководящий аппарат организации,куда входит данный руководитель, а не рабочая группа, состоящая из егоподчиненных. Его лояльность также может быть довольно равномерно распределенамежду этими двумя группами. Человек, который хочет, чтобы его коллеги поработе любили и хорошо о нем думали, воспримет нормы поведения, которыеколлектив стремится привить ему, и будет стараться защитить и поддержать группуи ее ценности. Его лояльность целям — например, конкретным организационнымзадачам, принятым его группой, — в значительной мере вторична, и она изменится,если изменится лояльность им самой группы.
Важные условиядля формирования социальных групп в общем случае заключаются в том, что людиизо дня в день работают вместе в непосредственных контактах друг с другом и чтоони работают над решением общих проблем или ради достижения общих целей.Существуют и другие факторы, которые усиливают тенденцию к формированиюсоциальной группы. Наиболее важными представляются следующие: общееотождествление вне рамок организации; сходный образ мышления; символы иэмблемы; лидерство3[6, c. 43].
Социально-психологические особенности и типы
взаимоотношений в коллективе
Основа успеха любой современной коллективной деятельности - отношения сотрудничества и взаимопомощи в противовес конфликту и конфронтации. Поведение, ориентирующееся на совместную деятельность, предполагает наличие определенных предпосылок. В качестве условий формирования кооперативной взаимозависимости выделяются:
Свобода и открытость информационного обмена;
Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности;
Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия.
Психология группы - это совокупность определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе ее формирования и функционирования на основе становления внутренних связей в коллективе, форм и способов взаимоудовлетворения потребностей его членов. Сюда же относятся морально-психологический климат, способы общения, общественное мнение и настроение, обычаи и традиции, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов и т.д.
В рамках анализа содержания отношений между членами рабочей группы можно выделить следующие сферы: профессиональную, ценностно-мировозренческую и сферу межличностных отношений4 [5, с.132].
Профессиональная сфера охватывает отношения, складывающиеся в процессе решения производственных задач.
Ценностно-мировозренческая сфера связана с взаимоотношениями между личными и корпоративными ценностями, нравственными установками, преобладающими в конкретной социальной группе.
Сфера
межличностных отношений связан
Не претендуя на специальное рассмотрение проблемы руководства, обратим внимание на интересную классификацию типов взаимоотношений в рабочей группе, предложенную американскими исследователями Блейком и Мутоном. Она основана на комбинации двух главных параметров - внимании к человеку, степени учета интересов людей и внимании к производству, степени учетов интересов дела. Это пять типов взаимоотношений внутри коллективов, существенно различающихся с точки зрения морально-психологического климата.
Невмешательство: низкий уровень заботы руководителя и о производстве и о людях. Руководитель много делает сам, не делегирует своих функций, не стремится к серьезным достижениям. Главное для него - сохранить свою должность.
Теплая компания: высокий уровень заботы о людях, стремление к установлению дружеских отношений, приятной атмосферы, удобного для сотрудников темпа работы. При этом руководителя не особенно интересует, будут ли при этом достигнуты конкретные и устойчивые результаты.
Задача: внимание руководителя полностью сосредоточено на решении производственных задач. Человеческий фактор либо недооценивается, либо просто игнорируется.
Золотая середина: руководитель в своей деятельности стремится оптимально сочетать интересы дела и интересы персонала, он не требует слишком многого от сотрудников, но и не занимается попустительством.
Команда: наиболее предпочтительный тип взаимоотношений в рабочей группе. Руководитель стремится максимально учитывать интересы производства и интересы коллектива, объединению деловитости и человечности на всех уровнях отношений 5[5, с.133].
Заключение
На основанииизученного материала необходимо сделать следующие выводы:
Коллектив является
одним из видов малой группы. Малые
группы могут быть разными повеличине,
по характеру и структуре
Информация о работе Психология колллективных взаимоотношений