Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 17:07, контрольная работа
Обычно, когда пытаются оценить или охарактеризовать конкретного человека, говорят о его характере (от греч. charakter — печать, чеканка). В психологии понятие “характер” означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения.
Главная особенность характера как психического феномена состоит в том, что характер всегда проявляется в деятельности, в отношении человека к окружающей его действительности и людям.
Формирование характера. Общие сведения о характере. …………..3
Структура характера …………………………………………………..5
Типология характеров ………………………………………………...6
Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера………………………………………………………………..7
5. Формирование характера………………………………………………8
6. Психология конфликта. Структура конфликта………………………11
7. Возникновение конфликта. ( основы конфликтологии ) ………… ..14
8. Технология разрешения конфликта…………………………………..18
9. Список используемой литературы…………………………………….22
Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия “разрешение”, “преодоление”, “примирение” предполагают сознательное вмешательство в ходе конфликта. По этой проблеме имеется огромная литература. Конфликтологами используется также понятие “затухание” конфликта. Однако оно не совсем адекватно содержанию его заключительного этапа, отдает стихийностью, в то время как на этом этапе доминирует сознательное действие. Более приемлемо понятие “завершение” конфликта.
Понятие “завершение” конфликта
позволяет подчеркнуть
2.3.Технология разрешения конфликта.
С чего оно начинается?
С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны. Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
Первая формула конфликта:
конфликтная ситуация + инцидент = конфликт
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
Конфликтная ситуация - накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта. Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций. Из этой формулы видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт - это значит:
устранить конфликтную ситуацию;
исчерпать инцидент.
Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности. Ясно, что, обрезав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Вторая формула конфликта:
сумма двух (или более) конфликтных ситуаций приводит к конфликту.
Каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
6 Правил формулирования конфликтной ситуации.
Во многих конфликтах можно обнаружить не одну конфликтную ситуацию или найти несколько вариантов ее формулировки.
Ключевую роль в разрешении конфликта играет правильное формулирование конфликтной ситуации.
Приведем правила, делающие эту процедуру наиболее эффективной для разрешения конфликта.
Правило 1. Помните, что конфликтная ситуация — это то, что надо устранить.
Следовательно, не годятся
формулировки типа: «конфликтная ситуация
— в этом человеке», «в социально-экономической
ситуации», «в нехватке автобусов на
линии»и т. п., ибо мы не имеем никакого
права устранить человека вообще,
социально-экономическую
Правило 2. Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта.
Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Таким образом, конфликтная ситуация предшествует и конфликту и инциденту.
Не случайно в первой формуле конфликта на первом месте стоит КС, затем И и уже потом К.
Правило 3. Формулировка должна подсказывать, что делать.
Правило 4. Задавайте себе вопросы «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие.
Если вспомнить аналогию
с сорняком, то это означает: не вырывайте
только часть корня, оставшаяся часть
все равно воспроизведет
Правило 5. Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяя слов из описания конфликта.
Суть в том, что при
рассмотрении конфликта обычно много
говорится о его видимых
Правило 6. В формулировке обойдитесь минимумом слов.
Когда слов слишком много, мысль не конкретна, появляются побочные нюансы и т. п. Вот уж как нигде уместен афоризм «краткость — сестра таланта».
Конфликтная ситуация —
это диагноз болезни под
Управление конфликтом.
Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение значимых задач.
Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на процесс. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.
Объективность понимания - первейшая предпосылка управления конфликтами и вместе с тем методологическая проблема.
Объективное понимание конфликта - это адекватное, то есть соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную (речевую)интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или иной стороны конфликта или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведь каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснять конфликт. поэтому сам факт того или иного объяснения конфликта включается в предмет противоречия.
Объективное объяснение конфликта возможно при выполнении следующих требований:
- анализ конфликта учитывает
только те факты, которые
- в объяснительный контекст
входит и учет предшествующего
состояния конфликтной
- объяснение конфликта
подчинено успешному
Признание возможности активного
воздействия на конфликт также составляет
существенное условие управления им.
Это исключает отношение к
конфликтам как фатально неизбежным,
стихийно возникающем и столь
же стихийно развивающимся, а стимулирует
поиск путей и методов
Один из принципов управления
конфликтом - гласность. Любая попытка
скрыть наличие конфликта, замаскировать
его внешним благополучием
Список используемой литературы.
1. Богословский В. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981. – С. 174-178
2. Бордовская Н. В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2005. – С. 112-121
3. Немов Р. С. Психология: Учебное пособие. – М.: Владос, 2004. – С. 345-347
4. Столяренко Л. Д. Основы психологии. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. – С. 298-306
5. Д.П. Зеркин «Основы конфликтологии» (курс лекций). Ростов-н/Д - 1998г. (480с.)
6. В.П. Шейнов «Конфликты в нашей жизни и их разрешение». Минск - 1997г. (288с.)