Психология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 16:30, контрольная работа

Краткое описание

Представители ранних школ управления, в том числе сторонники школы человеческих отношений, считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Содержание

Введение
1. Структура конфликта.
2. Классификация конфликтов.
3.Возникновение конфликта
4.Причины возникновения конфликтов
5.Конфликтогены
6.Типы конфликтогенов.
7.Как избежать конфликтогенов
8.Типология конфликтных личностей
9.Развитие конфликта и его завершение.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

зачетная работа по психологии реферат.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Заключительная стадия конфликта - его разрешение. Понятия “разрешение”, “преодоление”, “примирение” предполагают сознательное вмешательство в ходе конфликта. По этой проблеме имеется огромная литература. Конфликтологами используется также понятие “затухание” конфликта. Однако оно не совсем адекватно содержанию его заключительного этапа, отдает стихийностью, в то время как на этом этапе доминирует сознательное действие. Более приемлемо понятие “завершение” конфликта.

Понятие “завершение” конфликта  позволяет подчеркнуть односторонность  противоконфликтных действий, обозначаемых терминами “подавление” и “отмена” конфликта. Ни то, ни другое действие не ведет к разрешению конфликта, поскольку оно исключительно волевое, игнорирующее объективную логику противоречия. Подавить или отменить конфликт можно только временно, а затем он вновь обязательно возникает, так как остается нерешенным лежащее в его основе объективное противоречие, не устранены элементы конфликтной ситуации.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение значимых задач.

Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на процесс. Управление конфликтами включает в себя: прогнозирование конфликтов; предупреждение одних и вместе с тем стимулирование других; прекращение и подавление конфликтов; регулирование и разрешение. Каждый из названных видов действий представляет собой акт сознательной активности субъектов: одного из конфликтующих либо обоих, или же третьей стороны, не включенной в конфликтное действие.

Объективность понимания - первейшая предпосылка управления конфликтами и вместе с тем методологическая проблема.

Объективное понимание  конфликта - это адекватное, то есть соответствующее реальности, его описание. Субъект управления имеет в качестве объекта не непосредственно реальный конфликт, а его описание, образ, мысленное отражение, вербальную (речевую) интерпретацию. Понятно, что такое описание включает определенный подход, приемлемый для той или иной стороны конфликта или - для третьей, нейтральной, выступающей посредником. Ведь каждая сторона стремится представить коллизию так, как она ее видит со своих позиций, как она понимает сложившуюся ситуацию, иначе говоря, как она заинтересована объяснять конфликт, поэтому сам факт того или иного объяснения конфликта включается в предмет противоречия.

Объективное объяснение конфликта  возможно при выполнении следующих  требований:

- анализ конфликта учитывает  только те факты, которые актуальны  в настоящей ситуации.

- в объяснительный контекст  входит и учет предшествующего  состояния конфликтной ситуации и ее развитие в последующем.

- объяснение конфликта подчинено  успешному разрешению его в  интересах целого - прогресса общества, личности и пр.

Признание возможности активного воздействия на конфликт также составляет существенное условие управления им. Это исключает отношение к конфликтам как фатально неизбежным, стихийно возникающем и столь же стихийно развивающимся, а стимулирует поиск путей и методов сознательного влияния на конфликтную ситуацию, зарождающуюся или реально существующую.

Один из принципов управления конфликтом - гласность. Любая попытка скрыть наличие конфликта, замаскировать его внешним благополучием ведет только к углублению конфронтации. И, напротив, своевременное и корректное вскрытие конфликта, его причин и условий означает создание благоприятных предпосылок для урегулирования последнего и успешного преодоления. Гласность предполагает наличие информации о конфликтной ситуации, доведение ее до заинтересованных лиц и формирование соответствующего объективного отношения.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

 

Существует четыре правила  избегания конфликтной ситуации:

 

  1. не употребляйте конфликтогенов.
  2. не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Не забывайте, что если не остановитесь сейчас, то позднее это будет сделать практически невозможно - так стремительно нарастает сила конфликтогенов!

Чтобы выполнить первое правило, поставьте  себя на место собеседника: не обиделись  бы Вы, услышав подобное? И допустите вероятность, что положение этого человека в чем-то уязвимее Вашего.

Способность ощутить чувства другого  человека, понять его мысли называется эмпатией. 

  1. проявляйте эмпатию к собеседнику.

Существует понятие, противоположное  понятию конфликтогена. Это благожелательные посылы в адрес собеседника. Сюда относится все, что поднимает настроение человеку: похвала, комплемент, дружеская улыбка, внимание, интерес к личности, самочувствие, уважительное отношение и т.д.

  1. делайте как можно больше благожелательных посылов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

 

1. Д. П. Зеркин. « Основы конфликтологии»  1998г.

2. Н .И. Шевандрин. «Социальная  психология в образовании»  1995г.

3. Е .В.  Андриенко. «Социальная  психология» 2001г.




Информация о работе Психология конфликта