Психология лжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:26, реферат

Краткое описание

Лживость - форма поведения, заключающаяся в намеренном искажении действительности ради достижения желаемой цели или стремления избежать нежелательных последствий. [Психологический словарь /Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и педагогической психологии Акад. пед. Наук СССР. - М.:Педагогика, 1983г., с.175].
Ложь – сознательное искажение истины (Синонимы: дезинформация, измышление, неправда, обман) [Щербатых Ю.В., Искусство обмана. - СПб, 2005,с.685 ].
Обман – намеренное введение другого лица в заблуждение (Синонимы: блеф, липа, мистификация, надувательство, очковтирательство, шарлатанство) [Щербатых Ю.В, Искусство обмана. -СПб,2005,с.685].

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….....3
Некоторые аспекты из области психологии лжи………………………………………...5
Социально-психологическая сущность лжи.………………………………………….......10
Социокультурная обусловленность лжи…………………………………………….....12
Микросоциальная обусловленность лжи………………………………………………14
Экзистенциальная обусловленность лжи………………………………………………14
Классификация лжи и ее разновидности…………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………………………………….....21
Список литературы……………………………………………………………………….……...23

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 81.79 Кб (Скачать файл)

Обман, как и ложь, возникает тогда, когда сталкиваются чьи-либо интересы и нравственные нормы, и там, где для прибегающего к  обману человека затруднено или невозможно достижение желательного результата иным путем. «Главное, что роднит обман с ложью, – это сознательное стремление человека исказить истину» [Знаков В.В. Психология понимания правды. – СПб, 1999, с.68].

Неправда – это  «высказывание, основанное на искреннем  заблуждении говорящего или на его  неполном знании о том, о чем он говорит» [Холодный Ю.И Полиграфы (детекторы  лжи) и безопасность. Справочная информация и рекомендации. – М.,1998, с.126]. Неправда, как и обман, основывается на неполноте информации, но, в отличие от обмана, говорящий не утаивает известной информации и не преследует иных целей, кроме передачи сообщения, содержащего неполную (или искаженную) информацию.

Несколько слов следует  сказать о хитрости. Хитрость –  не индивидуальный обман и совсем не коварство. Хитрость – это приспособление людей своим умением к тому, что должно случиться, но затягивается в осуществлении. Есть даже выражение  – «прибегнуть к хитрости». Хитрость – это, с одной стороны, сочетание  индивидуальных навыков и качеств  человека, и особые условия и обстоятельства окружающей действительности – с  другой. Наилучший, пожалуй, пример хитрости блестяще показан в народном фольклоре: «Жена, намекни солдатам, что у  нас в поле зарыт пулемет, а  когда они все перероют и ничего не найдут, то сажай картошку по свежевспаханному».

По мнению Холодного  Ю.И., ложь, обман и неправда неискоренимы: они являются неизбежными социально-психологическими компонентами жизнедеятельности человека в обществе. Поэтому любые попытки  исключить их из нашей жизни являются утопичными, психологически неверными  и бесперспективными.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Можно  утверждать, что обман, ложь, притворство и  сокрытие своего истинного я существуют как часть социального мира, в  котором мы живем, представляя собой  не более чем «естественную» составляющую нашего окружения. И что бы понять его сущность многие ученые пытались разработать классификации, в основе которых лежат различные системы, соответствующие различным формам этого феномена , с целью глубокого анализа лжи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Проблема лжи - одна из центральных в человеческой жизни. Ложь - противоречивый, многоплановый, крайне запутанный психологический  феномен. Строго говоря, ее нельзя считать  грехом, ибо всякий грех имеет антитезу - добродетель, - а ложь антитезы не имеет. Потому что правда не является антитезой  лжи. Ложь - это Протей нашего бытия, она принимает любые личины и позы, рассыпается в тысячах бликах правдоподобий.

Глубокий анализ лжи был  сделан Полом Экманом, он выделил две основные формы лжи: умолчание и искажение.  При умолчании лжец скрывает истинную информацию, но также не выдает ложной, а при искажении же лжец взамен истинной информации выдает ложную.

Для того чтоб акт лжи  состоялся, Шалютин выделяет социокультурную, микросоциальную, экзистенциональную обусловленности лжи, анализируя которые можно сделать вывод, что мир создает не только беспредельные возможности для лжи, но имеет ложь одним из своих начал. В значительной мере это связано с серией раздвоений, выражающих атрибутивные моменты социокультурного бытия человека. И хотя раздвоение само по себе еще не ложь, они столь близки, что там, где есть развитое раздвоение, ложь не может не иметь места.

Можно  утверждать, что обман, ложь, притворство и  сокрытие своего истинного я существуют как часть социального мира, в  котором мы живем, представляя собой  не более чем «естественную» составляющую нашего окружения. И что бы понять его сущность многие ученые пытались разработать классификации, в основе которых лежат различные системы, соответствующие различным формам феномена лжи, с целью глубокого его анализа.

Существуют различные  виды лжи, которые были выделены Ю.Щербатых: иллюзия восприятия, самообман, групповой обман, массовый обман и взаимный обман.

Бывает так, что обман  происходит при наличии только реципиента, без обманывающего индуктора. В  этом случае речь идет об «иллюзиях» восприятия, связанных с особенностью функционирования наших органов чувств, а так  же о «самообмане», когда человек  сознательно или невольно обманывает сам себя.

Если в обмане участвуют  два человека, причина обмана может  заключаться в трех звеньях коммуникации: в индукторе, передающем ложное сообщение; в канале передачи информации в самом  реципиенте, не правильно воспринимающем информацию.

«Групповой» и «массовый» виды обмана заключаются в том, что  один человек обманывает многих или  же одна группа людей вводит в заблуждение  другую группу.

Существует так же и  такой вид обмана, как «взаимный  обман» основанный на сильных эмоциональных  чувствах, при котором негативные или позитивные чувства искажают взаимное восприятие людьми друг друга, в результате чего объективная оценка становится невозможной.

Обман всегда сопровождается эмоциями, основными из которых являются страх разоблачения, муки совести, восторг  надувательства. Эти эмоции могут проявляться в выражении лица, жестах, мимике. Существуют характерные признаки этих эмоций, по которым легко можно уличить лжеца в обмане.

Отсутствие подготовки или неумение придерживаться первоначально  избранной линии поведения, как правило, дают признаки обмана, заключающиеся не в том, что говорит обманщик, а в том, как он это делает. Необходимость обдумывать каждое слово (взвешивать возможности и осторожно выбирать выражения) обнаруживает себя в паузах или в более тонких признаках, таких, например, как напряжение век и бровей, а также в изменениях жестикуляции. Тщательность подбора слов не всегда является признаком обмана, хотя порой это и так.

Как правило, человека, пытающегося  что-то утаить, выводят на чистую воду не столько проницательные следователи  или хитроумные приборы, сколько  его собственный страх, который  с головой выдает обман.

Отсутствие признаков  обмана еще не является доказательством  правды; некоторые лжецы не допускают  никаких промахов. Но и наличие  признаков обмана еще не свидетельствуют  о лжи — эти признаки могут  быть всего лишь индивидуальными  особенностями человека, его типичным поведением. Поэтому выносить суждения нужно, основываясь на изменениях в поведении подозреваемого во лжи.

Было бы неверно сказать, что ложь можно определить по какому-то одному жесту или выражению лица. Нужно иметь ввиду, что многие признаки обмана строятся не на одном, а на нескольких телодвижениях, и всегда стоит хорошенько подумать, прежде чем выносить суждения, особенно если одно движение говорит о том, что человек лжет, а другое — что говорит правду. Анализ всегда следует проводить по совокупности данных.

Лживость - не первоначальное состояние человека, естественный человек  правдив, мир лжи и выдумки  ему неизвестен. Так и детям - ложь чужда и неприятна. Дети не рождаются  лгунишками, а приучаются ко лжи  в процессе социализации.

Очень важно отличать мнимую детскую ложь, от чистой лжи. К мнимой детской лжи относят: детские фантазии, гиперболизацию в основе детского восприятия, а также их впечатлительность.

Отличительные свойства детства неизбежно  влекут большую или меньшую неправильность в усвоении впечатлений, недостаток объективности, примесь личного  чувства, вследствие чего реальный мир  как бы искажается в представление  его ребенком. Мир ребенка отличается от мира взрослого: озеро для него кажется гигантского размера, обычные предметы воспринимаются им, нечто угрожающим, а страшное бесстрашным. Так же следует понимать, что дети плохо разграничивают сновидения от действительности, невероятные вещи увиденные во сне они могут воспринять за действительность, а так же они могут впасть в мир фантазий. Они могут рассказывать фантастические вещи, не желая при этом никого обманывать. В таких случаях упрекать и ругать ребенка не желательно, так как мнимая детская ложь с возрастом исчезает.

Причины детской лжи вытекают из следующего источника: стремления доставить  себе удовольствия, нередко воспрещенные, и избежать страдания. Ложь из страха, ложь от прилаживания себя к окружающим, из-за погони за эффектом, притворные детские  болезни — все эти виды и  ступени лжи имеют своею целью  доставить лжецу удовольствия и  избавить его от страданий.

В первую очередь, ложь детей связана с воспитанием. Часто родители сами создают обстановку, при которой ребенку трудно быть совершено правдивым. Нигде так  не лгут, как в семьях, где родители строги, где наказывают детей: там  все умственные силы детей уходят на то, чтобы сделать так, как хочется, т.е. получить удовольствие, и в то же время не подпасть под гнев родителей. Надо быть особенно осторожным, когда  ребенок еще не солгал, но близок ко лжи, когда он хитрит. Хитрость бывает остроумна, красива, что вызывает смех родителей, но она ведет ко лжи. Так же не следует во всем ограничивать, надо позаботится, чтобы запрещалось как можно меньше. Слишком легко запретить, сказав ребенку "нельзя", но надо прежде подумать, легко ли это "нельзя" исполнить.

Искоренить ложь очень трудно. Для того, чтобы ложь исчезла, надо изменить весь строй жизни. Воспитывая детей, мы в то же время воспитываем себя. Как средство против лживости важно воспитание нравственного мужества.

Следует отметить, что проблема лжи остается до сих  пор не до конца изученной областью науки, об этом могут свидетельствовать  как малое количество публикаций, так и отсутствие каких-либо упоминаний о подобных проблемах в фундаментальных  трудах по истории и теории отечественной  психологии. Причины этого явления  очевидны: до перестройки в предельно  политизированном обществе не могли  быть опубликованы результаты научных  исследований, которые доказывали, что советский человек может  быть неправдивым, нечестным, лживым. В  связи с этой проблемой во многих источниках подобной тематики можно  заметить некую терминологическую  путаницу. Примером может служить  понимание лжи и обмана - одни их считают синонимами, а другие же разграничивают их.  Поэтому при  написании работы в связи с  этой проблемой возникли значительные трудности.

 

 

 

Список литературы.

 

  1. Алексеев П.В., Панин А.В., Философия: учебник для вузов. – М, 1986
  2. Антипенко З.Г. Диалектика истины и красоты в философском наследии Платона и Аристотеля. – М.,АН СССР, 1983
  3. Гегель Г.Ф. Лекции по истории философии. Книга третья. -М, 1994
  4. Детская психология. Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько – Минск, 1988
  5. Дубровский Д.И., Обман. Философско-психологический анализ -СПб, 1997
  6. Дюпра Ж. Ложь., пер. с франц., Саратов., 1905
  7. Зеньковский В.В. Психология детства. -М, 1996

 


Информация о работе Психология лжи