Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:27, контрольная работа

Краткое описание

В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоциональная и чувственная реакция возникает лишь на то, что входит в круг познаваемого человеком.
В эмоциональных и чувственных процессах устанавливается связь между объектом познания человеком и ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с желаниями человека в познании чего-либо.

Содержание

I. Характеристика понятий «эмоции» и «чувства».
1. Эмоции и чувства – отношение к содержанию познаваемого.
2. Зависимость чувств от особенностей отражаемых предметов.
3. Основные функции эмоций и чувств.
4. Основные качества эмоций и чувств.
5. Физиологическая основа эмоций и чувств.
6. Виды чувств и их характеристика.
II. Анализ понятия «эмоциональные состояния».
1. Причинно обусловленность эмоциональных состояний.
2. Характеристика понятия «настроения».
3. Виды состояний.
III. Соотношение видов эмоциональных состояний и их определений.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

 

 

Федеральное государственное образовательное  бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

финансовый университет

при правительстве российской федерации

АРХАНГЕЛЬСКИЙ филиал

Кафедра социологии

Факультет: психологии

Направление: финансы и кредит

Контрольная работа

по  «Психологии и педагогике»

на  тему «Психология личности»

Вариант № 14

 

Студент:

Владимир  Михайлович Орлов

 

Курс:

Форма обучения:

2

заочная

 

Личное дело №:

133648ГП36894

     

Преподаватель:

П.С. Лобас

 

 

 

 

Архангельск 2010


Содержание.

 

I. Характеристика понятий «эмоции» и «чувства».

1. Эмоции и чувства  – отношение к содержанию познаваемого.

2. Зависимость чувств от особенностей отражаемых предметов.

3. Основные функции эмоций  и чувств.

4. Основные качества эмоций  и чувств.

5. Физиологическая основа  эмоций и чувств.

6. Виды чувств и их  характеристика.

II. Анализ понятия «эмоциональные состояния».

1. Причинно обусловленность эмоциональных состояний.

2. Характеристика понятия  «настроения».

3. Виды состояний.

III. Соотношение видов эмоциональных состояний и их определений.

 

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


I. Характеристика понятий «эмоции» и «чувства».

 

1. Эмоции и чувства  – отношение к содержанию познаваемого.

 

В эмоциях и чувствах человек  проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоциональная и чувственная реакция возникает лишь на то, что входит в круг познаваемого человеком.

В эмоциональных и чувственных  процессах устанавливается связь  между объектом познания человеком  и ходом событий, совершающимся  в соответствии или вразрез с  желаниями человека в познании чего-либо.

Эмоция (от франц. emotion, лат. emovere – возбуждать, волновать) – физиологические состояния организма, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека – от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения.

Чувство – более сложное, чем эмоция, постоянное устоявшееся  отношение личности к тому, что  она познает и делает, к объекту  своих потребностей.

 

2. Зависимость  чувств от особенностей отражаемых  предметов.

 

Чувства и эмоции зависят  от особенностей отражаемых предметов. Между человеком и окружающим миром складываются объективные  отношения, которые становятся предметом  чувств и эмоций.

В эмоциях и чувствах проявляется  также удовлетворенность или  неудовлетворенность человека своим  поведением, поступками, высказываниями, деятельностью.

Эмоции и чувства - это  своеобразное личностное отношение  человека к окружающей действительности и к самому себе.

Чувства и эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они возникают в процессе деятельности и влияют на ее протекание.

 

3. Основные функции  эмоций и чувств.

 

Эмоции и чувства выполняют следующие функции:

Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что  эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями  голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или  побледнение кожи).

Регулятивная функция  выражается в том, что стойкие  переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают  избыток эмоционального возбуждения.

Отражательная (оценочная) функция  выражается в обобщенной оценке явлений  и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное  воздействие.

Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание  содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение  к нему, что и побуждает человека к действию.

Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются  в памяти. Так, эмоции "успеха —  неуспеха" обладают способностью привить  любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.

 

4. Основные качества  эмоций и чувств.

 

Поскольку чувство является показателем того, что удовлетворяет, могло бы удовлетворить определенную потребность или, наоборот, мешает ее удовлетворению, то выделяют два основных качества эмоционального отношения личности к фактам ее жизни - положительную и отрицательную.

Кроме них, бывают еще двойственные (амбивалентные), а также неопределенно-ориентировочные чувства.

В двойственном (амбивалентной) чувстве удовольствия и неудовольствия сливаются, переходят друг в друга и образуют новую качественную свойство чувства. Например, ревность своеобразно сочетают любовь и ненависть. В конфликтных ситуациях нередко также переплетаются полярные эмоции.

Неопределенно-ориентувальни  чувства субъекта возникают во время  его встречи с новым объектом. При этом человек испытывает волнение, удивление или заинтересованность ним. Это эмоциональный аспект первичной  ориентации в новых впечатлениях. Неопределенно-ориентировочной чувство  является неустойчивым и недолговечным. Оно быстро переходит в положительное  или отрицательное отношение  к объекту.

 

5. Физиологическая  основа эмоций и чувств.

 

Эмоции и чувства связаны  с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его  определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервной системы. Эмоции и чувства связаны с деятельностью коры головного мозга.

 

6. Виды чувств и их характеристика.

 

Моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом. Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям. К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом. Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.

Эстетические чувства  представляют собой переживание  чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они  возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в  связи с развитием искусства. Именно музыка и пробуждает у нас  музыкальное чувство. Эти чувства  – это отношение человека к  прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического. К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.

Интеллектуальные чувства  связаны с познавательной деятельностью  людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Увлечения.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное ощущение, активно  проявляющееся в деятельности. Объекты страсти – это другой человек, вид деятельности, материальные вещи, идеи.

Страсти положительные и  отрицательные. Положительные –  страсти во имя и на благо других людей. Отрицательные – страсть  для себя, эгоистической направленности, даже эгоцентрическая. Алчность.

Увлечение – это менее  стойкое, менее длительное чувство. Характерно для людей импульсивных.

Страсть, потухая, может стать  увлечением. Увлечение, развившись, может стать страстью. Страсти и увлечения могут конкурировать между собой некоторый период времени.

 

 

II. Анализ понятия «эмоциональные состояния».

 

1. Причинно обусловленность  эмоциональных состояний.

 

В жизни личности большое  значение имеют эмоциональные состояния. На определенный период времени они  окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различающихся  по степени интенсивности настроениях  и аффективных состояниях. Эмоциональные  состояния не только зависят от характера  протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние  на нее. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую  деятельность человека.

Эмоциональное состояние  может зависеть от выполняемой деятельности, совершенного поступка, от самочувствия, от прослушанного романса и т.д.

В эмоциональных состояниях раскрываются как типичные для человека особенности поведения, так и  случайные, не характерные для него психические проявления. В типичных для человека эмоциональных состояниях выражаются индивидуально-типологические особенности личности. Так, например, меланхолики склонны к длительным минорным настроениям, сангвиников  отличает жизнерадостное, бодрое состояние  духа. Случайные эмоциональные состояния  не отражают существенных особенностей личности, а вызваны стечением  обстоятельств, особенностями сложившейся  ситуации. Выраженное аффективное состояние, например, при отдельных условиях может проявиться у самого уравновешенного  человека.

Все эмоциональные состояния  носят переходящий характер. Но типичные состояния встречаются у человека довольно часто и сопровождаются характерными для личности проявлениями.

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они ни были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознает причину своего состояния.

 

 

2. Характеристика  понятия «настроения».

 

Настроение - это более  или менее длительное и устойчивое эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроения отличаются разной степенью продолжительности, выраженности, осознанности. Поэтому говорят о  переходящем и устойчивом настроении.

Длительное настроение может  окрашивать поведение человека в  течении нескольких дней и даже недель. Известны случаи, когда складывается настолько устойчивое настроение, что, перерастая в свойство личности, оно становится характерным, отличительным для человека.

Настроение всегда имеет  причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность. Однако не всегда эти причины осознаются. Недаром говорят о безотчетной  грусти, беспричинном веселье. Настроения разных людей, вызванные одной и  той же причиной, могут быть неодинаковы, даже противоположны («Мне грустно  от того, что весело тебе»).

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении. Особенности волевой регуляции  определяют характер владения и управления своим настроением. Мрачное настроение неприятно не только для самого человека, но и для окружающих. Можно научиться  управлять своим настроением, но для этого необходимо следить  за ним и правильно оценивать.

Человек - хозяин своего настроения. В управление настроением сказывается  развитие личности.

 

3. Виды состояний.

 

Аффект.

 

Аффективное состояние выражается в постепенно нарастающем эмоциональном  напряжении. Аффективное состояние  является динамическим и ярко выраженным. Если настроение характеризуется сравнительно стабильным уровнем протекания, то аффективному состоянию свойственно  нарастание интенсивности. Аффективное  состояние всегда имеет завершение. Оно может закончиться удовлетворением, например, когда нежелательное событие  или неприятный разговор завершился неожиданно благополучно. При определенных обстоятельствах сильное напряжение трансформируется в энергию для  выполнения какой-либо деятельности.

При чрезвычайной конфликтной  ситуации аффективное состояние  часто разрешается в сильной  вспышке - аффекте. Аффект - это кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Огромная сила и яркость аффекта соединяются с кратковременностью его протекания. Это бурная взрывная реакция, быстро себя изживающая. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. В состоянии аффекта суживается объем сознания: оно направлено на ограниченный круг воспринимаемых предметов и представлений, связанных с переживанием.

Информация о работе Психология личности