Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 00:27, контрольная работа

Краткое описание

В эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого. Эмоциональная и чувственная реакция возникает лишь на то, что входит в круг познаваемого человеком.
В эмоциональных и чувственных процессах устанавливается связь между объектом познания человеком и ходом событий, совершающимся в соответствии или вразрез с желаниями человека в познании чего-либо.

Содержание

I. Характеристика понятий «эмоции» и «чувства».
1. Эмоции и чувства – отношение к содержанию познаваемого.
2. Зависимость чувств от особенностей отражаемых предметов.
3. Основные функции эмоций и чувств.
4. Основные качества эмоций и чувств.
5. Физиологическая основа эмоций и чувств.
6. Виды чувств и их характеристика.
II. Анализ понятия «эмоциональные состояния».
1. Причинно обусловленность эмоциональных состояний.
2. Характеристика понятия «настроения».
3. Виды состояний.
III. Соотношение видов эмоциональных состояний и их определений.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология и педагогика.docx

— 45.22 Кб (Скачать файл)

Находящийся в состоянии  аффекта человек нередко плохо  сознает, что делает. Он не может  сдержать себя, не предвидит результатов  своей реакции, оказывается настолько  поглощен своим состоянием, что плохо  оценивает характер и значение содеянного.

К аффектам склонны люди с неуравновешенными процессами возбуждения и торможения. Однако чаще всего аффекты проявляются  у людей невоспитанных, развязных, истеричных, не привыкших контролировать свои чувства.

Очень трудно проявить волевую  регуляцию во время протекания аффекта. Однако возможно предотвратить возникновение  аффекта, не доводя свое состояние до бурной вспышки. Мобилизация волевых  усилий, изменение обстановки, сознательный перевод эмоциональной энергии  на другую деятельность способствует предотвращению аффекта.

Существуют аффекты, которые  носят положительный характер. Их вызывают радостные события личной жизни или обстоятельства большого общественного значения.

Стресс.

 

Стресс - это такое эмоциональное состояние, которое вызывается неожиданной и напряженной обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость принимать самостоятельно быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки.

В стрессовом состоянии может  с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение  внимания, может наступить даже общее  торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и  привычки остаются без изменения  и могут заменить собой осознанные действия. При стрессе возможны ошибки восприятия (определение численности  неожиданно появившегося противника), памяти (забывание хорошо известного), неадекватные реакции на неожиданные  раздражители и т.д.

Однако у ряда людей  незначительный стресс может вызвать  прилив сил, активизацию деятельности, особую ясность и четкость мысли.

Наполеон писал об одном  из своих маршалов: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе  сражения; там его глазомер, его  хладнокровие и энергия были несравненны, но он не умел так же хорошо приготовлять свои операции в тиши кабинета, изучая карту».

Нельзя заранее определить, вызовет ли данная ситуация стрессовое состояние человека. Поведение в  стрессовой обстановке во многом зависит  от личностных особенностей человека: от умения быстро оценивать обстановку, от волевой собранности, решительности, от имеющегося опыта.

 

Фрустрация.

 

Крайняя неудовлетворенность, блокада стремления, вызывающая стойкое  отрицательное эмоциональное переживание, может стать основой фрустрации, т.е. дезорганизации сознания и деятельности.

Не всякое неудовлетворение желания, мотива, цели вызывает фрустрацию. Человек часто испытывает неудовлетворенность. Например, опоздал на лекцию, не успел  утром позавтракать, получил выговор. Однако, эти случаи не всегда дезорганизуют наше сознание и деятельность. Фрустрация проявляется только тогда, когда степень неудовлетворенности выше того, что человек может вынести.

Фрустрация возникает  в условиях отрицательной социальной оценки и самооценки личности, когда  оказываются затронутыми глубокие личностно-значимые отношения. В большей  мере фрустрации подвержены эмоциональные  натуры, люди с повышенной возбудимостью, не закаленные в «битвах жизни», плохо подготовленные к невзгодам, трудностям, с недостаточно развитыми  волевыми чертами характера. У избалованных детей, например, при ограничениях часто проявляется фрустрация.

В состоянии фрустрации человек  испытывает особо сильное нервно-психическое  потрясение. Оно раскрывается как  крайняя досада, озлобленность, подавленность, неограниченное самобичевание.

Особенности протекания фрустрации зависят от возможной разрядки возникшего напряжения. Фрустрация может ослабевать, исчезать или усиливаться. Если чрезмерное напряжение не может завершиться  разрядкой, то фрустрация наступает в других неадекватных условиях. Так, раздражительность, досада, озлобленность могут разредиться на совершенно невинных людях, друзьях, товарищах, членах семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Соотношение видов эмоциональных состояний и их определений.

 

Стресс – состояние, возникающее в экстремальной ситуации, требующее от человека мобилизации сил и энергии.

 

Фрустрация – эмоциональное  состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд.

 

Аффект – кратковременная, бурно протекающая эмоциональна реакция, эмоциональный взрыв, нарушающий волевой контроль.

 

Эмпатия – способность  человека к переживанию и сочувствию другим людям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

Островский Э.В., Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. Э.В. Островского. – М.: Вузовский учебник, 2005.

Ильин Е.П. «Эмоции и чувства».

Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.

Лук А. Н. Очерки эвристической психологии / А. Н. Лук. — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Основы философии искусства: Учебное  пособие / М.В. Логинова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013.


 


Информация о работе Психология личности