Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа
Выбранная тема очень актуальна для психологической практики, в частности при исследовании психологического развития личности. Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов. Задачи курсовой работы: проанализировать ключевые принципы теории Адлера. Более конкретно рассмотреть принципы теории при исследовании психологического развития личности.
Введение 3
1. Концепция индивидуальной теории личности 4
1.1. Структура личности 4
1.2. Предпосылки теории личности 5
1.3. Основные принципы теории 6
2. Развитие и становление личности 8
2.1. Неполноценность и компенсация 9
2.2. Агрессия и борьба за превосходство 11
2.3. Жизненные цели 15
2.4. Стиль жизни, как уникальный способ развития индивидуума 16
3. Исследования образа жизни и развития личности 19
3.1. Социальный фактор развития 19
3.2. Нарушения прогрессивного развития личности 21
3.3. Значение цели жизни в исследовании личности 22
Заключение 24
Список литературы 25
Условия появления чувства
1) физические недостатки
2) кроме того, изнеженность, предполагает
симбиотический характер
3) бессердечность, порождающая плохое
отношение со стороны
Ребенок осознает свою неполноценность и необходимость преодолеть недостаток, но при этом им движет врожденное стремление к превосходству. В итоге такой процесс волей-неволей движет индивида по направлению ко все большему совершенству и реализации. На основе комплекса неполноценности развивается компенсаторный комплекс превосходства. Оба комплекса, по Адлеру, имеют нечто общее: будучи развиты сверх меры или не уравновешивая друг друга, они способствуют выключению из полезной жизни и невротизации. Но, будучи наполнены социальным содержанием и проявляясь адекватно ситуации, они выступают как сигнальные ориентиры, обозначающие границы судоходного русла, ни влево, ни вправо от которого уходить нельзя.
Вывод Адлера о том, что цели и ожидания больше влияют на поведение человека, чем впечатления прошлого, был главной причиной его расхождения с Фрейдом. Адлер полагал также, что люди руководствуются, прежде всего, целью достижения превосходства или завоевания окружающей среды. Он выделял как эффект социального воздействия на личность, так и важность социального интереса личности: чувства общности, сотрудничества и заботы о других. По Адлеру, жизнь в основе своей есть движение к все более успешной адаптации в окружающем мире, большему сотрудничеству и альтруизму.
Индивидуальная
психология Адлера похожа на бихевиоризм
тем, что занимается доступным для
наблюдения поведением и его последствиями,
а также утверждает, что любая
концепция должна быть конкретной и
привязанной к реально
В своих ранних работах Адлер
подчеркивал важность агрессии и
стремления к власти. Однако он отождествлял
агрессию не с враждебностью, а, скорее,
с инициативностью и
Позднее, развивая свою теорию, Адлер рассматривал агрессию и волю к власти как проявления более общего мотива – цели достичь превосходства или совершенства, то есть стремления улучшить себя, развить свои способности и возможности. Адлер считал, что все здоровые индивидуумы руководствуются стремлением к совершенствованию, к постоянному улучшению.
Стремление к превосходству
может принимать как
Как было уже упомянуто, по убеждению Адлера, все, что мы делаем в жизни, отмечено нашим стремлением к превосходству. Цель этого стремления – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни. Адлер полагал, что эта универсальная мотивационная тенденция принимает конкретную форму в виде стремления к субъективно понимаемой определяющей цели. Чтобы оценить эти рассуждения, необходимо рассмотреть адлеровскую концепцию фикционного финализма – идею о том, что поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении будущего.
Цель стремления (к превосходству) – достичь совершенства, полноты и целостности в нашей жизни.
Фикционный финализм – человек мотивируется в большей степени ожиданиями в отношении своего будущего, чем собственным прошлым опытом, то есть поведение индивидуума подчинено им самим намеченным целям в отношении других.
Наши основные цели (которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели. Стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью.
Превосходство как фиктивная цель – результат самостоятельно принятого решения. Но фиктивные цели помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы.
Фиктивные цели могут быть и опасными для личности. Например, убежденность пациентов в превосходстве арийской расы над всеми остальными.
На личность большое влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт.
Для Адлера стремление к личному превосходству есть невротический симптом, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Личное превосходство обычно не приносит признания и личного удовлетворения, которого ищет человек. Чувство личной ценности может возникать лишь из достижений, из способности преодолевать.
Цель достижения превосходства имеет свои корни в эволюционном процессе постоянной адаптации к окружающей среде. Все виды должны развиваться в направлении наиболее эффективной адаптации, в противном случае они исчезнут. Таким образом, личность вынуждена искать более гармоничных отношений с окружающим миром. Если бы это стремление не было врожденной чертой организма, ни одна из форм жизни не могла бы сохранить себя.
Таким образом, цель как можно лучше приспособить окружающую среду к своим нуждам, которую называют стремлением к совершенству, также характеризует развитие человека.
Адлер испытывал влияние Ханса Вайингера, выдающегося европейского философа. Вайингер в своей книге «Философия возможного» развил идею о том, что на людей сильнее влияют их ожидания в отношении будущего, чем реальные прошлые переживания. Он утверждал, что люди на протяжении всей жизни действуют так, как если бы идеи, которыми они руководствуются, были объективно верными. В понимании Вайингера, людей побуждает к определенному поведению не только то, что истинно, но и то, что является таковым по их мнению. Книга Вайингера произвела на Адлера такое сильное впечатление, что он включил некоторые его концепции в свою теорию.
Адлер развивал мысль о том, что наши основные цели (те цели, которые определяют направление нашей жизни и ее назначение) представляют собой фиктивные цели, соотнесенность которых с реальностью невозможно ни проверить, ни подтвердить. Некоторые люди, например, могут выстраивать свою жизнь, исходя из представления о том, что напряженная работа и чуть-чуть удачи помогают достичь почти всего. С точки зрения Адлера, это утверждение – просто фикция, потому что многие, кто напряженно работают, не получают ничего из того, что заслуживают.
Другой пример фикции, оказывающей огромное влияние на бесчестное число людей, – вера в то, что Бог вознаградит их на небесах за то, что они жили на земле праведной жизнью. Саму веру в Бога и загробную жизнь можно считать по большому счету фикцией, поскольку не существует эмпирического или логического доказательства его существования. Тем не мене, подобные утверждения реальны для тех, кто принимает религиозную систему верований. Другими примерами фиктивных убеждений, способных оказывать влияние на ход нашей жизни, служат следующие: «Честность – лучшая политика», «Все люди созданы равными», «Мужчины стоят выше женщин».
В заключение следует сказать, что
концепция фикционного
По Адлеру, цель покорения окружающей
среды – слишком широкое
Цель превосходства для
Формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, незащищенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненные цели обычно служат защитой от чувства бессилия, мостом из неудовлетворяющего настоящего в яркую, подвластную нам, полноценную будущую жизнь. Потом, когда мы становимся взрослыми, у нас могут появиться четкие, логические причины для нашего выбора карьеры. Однако жизненные цели, которые руководят нами и побуждают нас к действию, формируются в раннем детстве и остаются скрытыми от сознания. В качестве примера Адлер указывал на то, что многие врачи, как и он сам, выбирают свою карьеру в детстве, надеясь таким образом совладать со своими опасениями относительно смерти.
По Адлеру, стремление индивидуума к превосходству управляется выбранной им фиктивной целью, Он также полагал, что превосходство как фиктивная цель является результатом самостоятельно принятого решения; эта цель сформирована собственной творческой силой индивидуума, что делает ее индивидуально-уникальной. Таким образом, стремление к превосходству как к фиктивной цели, являясь субъективно понимаемым идеалом, имеет огромное значение. Когда фиктивная цель индивидуума известна, все последующие действия наполняются смыслом, и его “история жизни” приобретает дополнительное объяснение.
Один из важных аспектов социального интереса – формирование способности сотрудничать. С эволюционной точки зрения способность взаимодействовать в добывании пищи, охоте и защите от хищников была решающим фактором для выживания человеческой расы и наиболее эффективной формой адаптации к окружающей среде. Адлер считал, что только взаимодействуя друг с другом, принося пользу обществу, мы можем преодолеть нашу реальную неполноценность или наше чувство неполноценности. С другой стороны, недостаток взаимодействия и, в результате, чувство собственной несостоятельности и недовольства жизнью есть корень всех невротических или неадаптивных жизненных стилей. Если человек взаимодействует с другими, – писал Адлер, – он никогда не станет невротиком. Те, кто внес наибольший вклад в развитие человечества, всегда были наиболее кооперативными личностями, и работа величайших гениев всегда была направлена на пользу общества.
Развивая свою концепцию стиля жизни, Адлер стремился решать задачи воспитания, социальной педагогики, борьбы со всякого рода социальными отклонениями. Так, поведение проституток, самоубийц, преступников он объяснял чувством неполноценности, которое не было у них компенсировано социальным чувством. Единства человечества он мечтал достичь на путях воспитания у всех людей социального чувства. Работа ради этой цели была смыслом его жизни. Адлер выходил за границы медицины, боролся с индивидуализмом, агрессивностью, лживостью, праздностью, ленью и другими пороками, связывая их с комплексом неполноценности. Адлер подчеркивал значение сознательной реализации каждым человеком своей социально-полезной способности. Он считал, что жизненный успех зависит от правильного выбора компенсаторной цели, от того, удастся ли человеку избежать в своем развитии крайностей: преступления и невроза.