Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:27, контрольная работа
Выбранная тема очень актуальна для психологической практики, в частности при исследовании психологического развития личности. Психологическое развитие личности существенным образом зависит от образа жизни индивида. Для психолога важно выяснить, каково психологическое обеспечение одного и того же образа жизни у разных индивидов. Задачи курсовой работы: проанализировать ключевые принципы теории Адлера. Более конкретно рассмотреть принципы теории при исследовании психологического развития личности.
Введение 3
1. Концепция индивидуальной теории личности 4
1.1. Структура личности 4
1.2. Предпосылки теории личности 5
1.3. Основные принципы теории 6
2. Развитие и становление личности 8
2.1. Неполноценность и компенсация 9
2.2. Агрессия и борьба за превосходство 11
2.3. Жизненные цели 15
2.4. Стиль жизни, как уникальный способ развития индивидуума 16
3. Исследования образа жизни и развития личности 19
3.1. Социальный фактор развития 19
3.2. Нарушения прогрессивного развития личности 21
3.3. Значение цели жизни в исследовании личности 22
Заключение 24
Список литературы 25
Схема апперцепции.
Для форсирования жизненного стиля важна апперцепция – это свойство психики человека, выражающее зависимость восприятия предметов и явлений. Каждый индивидуум создаёт себе представление о себе и о мире. Схема апперцепции – часть жизненного стиля и во много раз определяет поведение индивидуума. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, их самоусиливания.
Порождает чувство социального интереса, чувство общности.
Сотрудничество – одно из проявлений чувства общности, это заинтересованность в идеальном, социальном обществе, как конечной цели эволюции.
Способность к сотрудничеству имеет филогенетические корни кооперации. Чувство общности позволяет строить такие социальные отношения, которые есть полноценным основанием для комфортного жизненного стиля. Все неудачники неспособны к сотрудничеству, которые движутся противоположно всему миру.
Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не станет невротиком. Невроз – результат конфликта между стремлением к могуществам и чувством собственной неполноценности. Это деформированный жизненный стиль.
Творческая сила самости.
Не менее важна и введенная им идея о творческом «Я». В отличие от Фрейдовского «Эго», служащего целям врожденных влечений и потому определяющего полностью путь развития личности в заданном направлении, «Я» Адлера представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая может менять направление развития личности, интерпретируя жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Более того, это «Я» само предпринимает поиски такого опыта, который может облегчить конкретному человеку и создать его собственный, уникальный стиль жизни. Для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни, схемы апперцепции – по существу творческие акты [6, с. 159].
Мы сами формируем свою личность. Каждый индивидуум представляет собой единство личности и индивидуального формирования этой личности.
3. Исследования образа жизни и развития личности
Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом комплекс неполноценности будет компенсироваться. В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).
3.1. Социальный фактор развития.
По убеждению Адлера, поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Он ввел понятие социального интереса, определяя его как врожденный потенциал, нацеленный на кооперацию с другими людьми и на достижение личных и общественных целей. Подобный интерес развивается в детстве по мере накопления опыта. Каждый человек на основе своего прототипа стремится создать ситуацию, в которой он превосходит всех. При этом каждый идет своим путем, по – своему адаптируется к обществу. Один всегда идет «напролом», находит удовлетворение в том, чтобы преодолеть себя, справиться с трудностью, другой, привыкает «действовать в обход», избегать сложных ситуаций. Эффективность любой стратегии ограничена, но, в среднем, выигрывает тот, кто готов действовать в любых обстоятельствах.
Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности человека имеют его семья, люди, которые его окружают в первые годы жизни. Значение социального окружения особенно подчеркивалось Адлером (одним из первых в психоанализе), так как он был уверен в том, что ребенок рождается не с готовыми структурами личности, а лишь с их прообразами, которые формируются на протяжении жизни.
Адлер в отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, вводит в объяснение социальный фактор. Характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности». Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы – люди невысокого роста (А.В. Суворов, Наполеон).
Любой стиль жизни, в особенности жесткий, ригидный, может стать основой невроза. Коррекция, по Адлеру, состоит в том, чтобы пробудить в человеке чувство общности, интерес к делам общества.
В основе его концепции – представление о единой движущей силе, лежащей в основе структуры личности и направляющей все ее ресурсы на достижение самой главной цели, предающей смысл всему существу личности. Такой целью, по его мнению, является стремление к превосходству и самоутверждению. Среди движущих мотивов лидерства называют стремление к власти, которое компенсирует чувство неполноценности, стремление к контролю ситуации, компенсирующее тревогу, связанную с фруструированной потребностью в безопасности. [9, c. 345]
Чувство неполноценности присуще человеческой натуре и усиливается воспитанием, отношением между полами, местом в семье и социальными привычками. С помощью эффекта компенсации оно провоцирует гипертрофию амбиции, потребность в превосходстве, и все это в ущерб развитию чувства человеческой общности, без чего невозможны нормальные отношения между людьми.
После проведённых исследований индивидуальной и массовой психологии, Адлер утверждал, что стремление к личной власти – это роковое заблуждение, отравляющее жизнь человеческого общества. [7, стр. 235]
3.2. Нарушения прогрессивного развития личности.
Причинами нарушения прогрессивного развития человека являются:
- физическая неполноценность, которая ведет к изоляции, развитию эгоизма, чувства центрированности на себе, некооперативного стиля жизни;
- избалованность, как результат «гиперопеки», которая приводит к снижению социального интереса, умения сотрудничать, личному превосходству;
- отверженность как состояние, вызванное изоляцией от родителей и сопровождающееся снижением социального интереса и уверенности в себе.
Следствием влияния трех выше названных причин может стать невроз как естественное, логическое развитие индивидуума с низким уровнем активности, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющему задержку в развитии социального интереса.
Нередко Индивидуальную психологию Адлера называют психологией «здравого смысла» или «психологией обыденности».
Его оригинальные находки часто
рассматривались как
3.3. Значение цели жизни в исследовании личности.
Жизненные цели являются основой стиля жизни.
«Если я знаю цель человека, то и
примерно знаю, что произойдет» –
утверждал Адлер. Пока неизвестна линия
жизни человека, определенная целью,
то вся система доступных
Наиболее отчетливо этот недостаток
проявляется в ассоциативных
исследованиях. В одном из исследований
Адлер приводит такой пример: у
одного, испытавшего тяжелое
Только в выводах, которые делает
человек, проявляется его
Таким образом, во всех душевных движениях
можно обнаружить, что они получают
своё направление благодаря
Если представить человека с «плохой памятью», то согласно индивидуальной психологии обязательно следует задать такие вопросы: Какую цель преследует слабость памяти? Какое это имеет значение как для психологов? На эти вопросы можно получить ответ на основе интимного знания об индивиде в целом, так как понимание части проистекает только из протекания целого.
Что касается фиктивных целей – они не имеют аналогов в реальности, они часто помогают нам более эффективно разрешать жизненные проблемы. Адлер настаивал на том, что, если подобные цели не выполняют функции ориентира в повседневной жизни, их следует или изменить, или отбросить. То, что фикция может полезной, звучит странно, но один пример прояснит этот вопрос.
Женщина-врач стремится достичь
более высокого профессионального
уровня, по сравнению со своими коллегами.
Но превосходство не имеет четких
границ. Она всегда может узнать
еще что-то новое по своей специальности.
Конечно, она может больше времени
посвящать чтению медицинских журналов.
Кроме того, она может углублять
свои знания, посещая заседания
Фиктивные цели могут также быть опасными и пагубными для личности. Представим, например, ипохондрика, ведущего себя так, как если бы он был действительно болен. Или человека, страдающего паранойей и действующего так, как если бы его действительно преследовали. И, возможно, наиболее сильный пример деструктивной фикции – убежденность пациентов в превосходстве арийской расы над всеми остальными. Эта идея не имела под собой почвы, и все же Адольф Гитлер убедил многих немцев действовать, исходя из того, что арийцы – выдающаяся раса.
Адлер также подчеркивал, что здоровый
человек в принципе может освободиться
от влияния фиктивных надежд и
увидеть жизнь и будущее
Влияние Адлера на ведущих психологов, таких, как Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, подтверждено документально. Теория Адлера стала предпосылкой когнитивной теории и продолжает оказывать влияние не только на политическую, но и на психологию образования, консультационную психиатрию и педиатрию.
Заключение
В данной работе были разобраны основные принципы теории, а именно чувство неполноценности и компенсация; стремление к превосходству; стиль жизни; социальный интерес; творческое Я; порядок рождения; фикционный финализм. Практическое исследование показывает, что психоаналитики приняли ряд идей Адлера, в частности, его общую трактовку соотношения неполноценности и превосходства. Развитие психоанализа, во многом благодаря Адлеру, сменило ориентацию: с естественнонаучной, биологической на гуманитарную, социокультурную. Одно из направлений глубинной психологии, возникшее как следствие расхождения А. Адлера с З.Фрейдом, отрицающее присущий психоанализу пансексуализм и рассматривающее человека как существо социальное. Основное значение придается группе влечений «Я» – влечениям к власти, превосходству и самоутверждению. Невроз рассматривается как проявление тенденций преодоления чувства неполноценности и стремления к приобретению чувства превосходства.
Доказана выдвинутая гипотеза – характер и развитие личности человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности».
Для лечения невроза, по Адлеру, необходимо вскрыть его скрытый психогенез, сущность «жизненного стиля» больного (невроз понимается не как болезнь, а как своеобразный характер), установить наличие ложных жизненных целей. Те или иные психопатологические проявления должны быть сопоставлены с соответствующими им фиктивными жизненными целями. Основное средство индивидуально-психологической психотерапии Адлера – психоанализ.
Список использованной литературы:
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
2. Марцинковская, Т. Д. История психологии. М., 2003.
3. Морозов, А. В. История психологии. М., – Академический Проект, 2003.
4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. И общая редакция А.А. Реана – СПб: Питер, 2000. – 320 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»)
5. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ власти. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. – 576с.
6. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. – 512с.
7. Райгородский Д.Я. Психология личности. Т.2. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 2008. – 544с.
8. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру. – СПб.: Речь, 2000..
9. Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение – СПб.: Питер Пресс, 2001. – 608 с.