Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:22, реферат
Общая психология — раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии. Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки. Общая психология имеет важное значение для других наук: философии, социологии, физиологии, информатики, языкознания, педагогики, искусствоведения, юриспруденции.
Введение
Психология мышления
Психология личности
Психология любви
Заключение
Список использованной литературы
Необходимым условием технического
образования подрастающего
О каких бы «составных частях» воспитания ни говорили основоположники марксизма, их мысль так или иначе была направлена на важнейшую проблему - всестороннее развитие личности. Ее формированию в конечном счете должны служить и каждая из этих составных частей, и весь процесс воспитания в целом.
Передавать опыт, следовательно, воспитывать, можно через средства массовой информации, в музеях через искусство, посредством религии, в системе управления через политику, идеологию, непосредственно в семье, на производстве через производственные отношения и т.д. Среди них особо выделяется образование.
Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование нередко трактуют как результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, навыков и умений, отношений. Тогда говорят об образованном человеке. Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становиться способной ориентироваться в среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя, т.е. опять же повышать свою образованность.
Человек рождается без знаний и умений, но через воспитание и образование получает все это в соответствии с возрастом. На каждом возрастном этапе развитие получает свою степень сформированности, не исчерпывая себя. Так поэтапно формируются идеалы, мотивы поступков, отношения и другие свойства человека.
Но ведь сам человек активен уже с рождения. Его роль в воспитании, образовании огромная, если не решающая. Дело в том, что человек рождается со способностью к развитию. Он не сосуд, куда «сливается» опыт человечества. Он сам способен этот опыт приобретать. Человек сам создал внешние факторы своего развития.
Основными факторами человека являются самовоспитание, самообразование, самообучение.
Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Самовоспитание - процесс, входящий в состав воспитания и направленный тоже на развитие человека. Благодаря ему человек в любой воспитательной системе сохраняет себя как независимое природное и социальное существо, несмотря на всю интегрированность, т.е. слитность его с природой и обществом.
Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания не возможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса, либо как взаимопродолжающие друг друга процессы. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться.
Самообразование - это система внутренней самоорганизации по усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие.
Самообразование является мощным фактором, выполняющим и обогащающим образование, организованное обществом.
Самообучение - является аналогом учению.
Самообучение - это процесс непосредственного получения человеком опыта поколений посредством собственных устремлений и самим выбранных средств.
Здесь огромную роль играет внутренний душевный мир человека, не только сознание, но и бессознательный фактор, интуиция, умение учиться не только у учителя, но и других людей, друзей, у природы. О таком самообучении в народе говорят: «учиться у жизни.» Самообучение основывается на потребности в знаниях, на врожденном познавательном инстинкте.
Основоположники марксизма глубоко раскрыли такую сложную проблему, как «человек и обстоятельства».
Характер каждого человека слагается всегда из двух элементов: природного, коренящегося в телесном организме человека, и духовного, вырабатывающегося в жизни, под влиянием воспитания и обстоятельств. Но как, ни разнообразны человеческие типы у образованных народов, вследствие бесконечного разнообразия типов родовых, семейных и личных, природа всегда успевает в бесчисленном множестве характеристических черт в наружности человека выдвинуть на первый план черту народности.
Черта национальности не только заметна сама по себе, но примешивается ко всем другим характеристическим чертам человека и сообщает каждой из них свой особый оттенок.
Общественное воспитание, которое укрепляет и развивает в человеке народность, развивая в то же время его ум и его самосознание, могущественно содействует развитию народного самосознания вообще.
Если человек черпает все свои знания, ощущения и пр. из чувственного мира и опыта, получаемого от этого мира, но надо, стало быть, так устроить окружающий мир, чтобы человек в нем познавал и усваивал истинно человеческое, чтобы он познавал себя как человека. Если характер человека создается обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.
Педагог К.Д. Ушинский был глубоко убежден, что воспитание свободной, самостоятельной и активной человеческой личности является необходимым условием общественного развития.
Психология любви
Тема любви волнует человечество на протяжении почти всей его жизни. Любовь была и злом, и благом; и счастьем, и страданием; и горестью, и радостью. Но никогда она не была для людей чем-то безразличным и ненужным.
О любви сказаны миллионы
слог и написаны горы книг. Даже беглый
взгляд на литературу, кинофильм и
на наши собственные ощущения обнаруживает,
что жажда любви и удовлетворен
Сложность и важность любви обусловлены тем, что в ней сливаются в одно целое и физическое и духовное, индивидуальное и социальное, личное и общечеловеческое, понятное и необъяснимое. Нет такого развитого общества, и нет такого человека, который был бы не знаком с любовью. Любовь как высшее человеческое чувство - эта часть жизни любого из нас. И думаю, что каждый согласится с высказыванием Ван Гога, который говорил: «Я - человек, и человек со страстями Страстями называют сильные, стойкие, длительные чувства, порождающие энергию, направляемую на достижение единой цели или предмета. Предметом страсти могут быть самые различные области знания и деятельности человека, определенные вещи, лица другого пола. Основным признаком страстей является их действенность, единство волевых и эмоциональных компонентов. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности, через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается. Страсти личности, которая руководствуется в своей жизни и деятельности интересами общества, - положительные. Страсти же, определяемые эгоистической установки личности, следует рассматривать как отрицательные. Я не могу жить без любви, иначе я намерзну и превращусь в камень». Так говорил великий художник о любви к женщине. Или же, например высказывание Г.Гегеля: «Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом «я» и, однако, в этом исчезновении и забвении обрести самого себя и обладать самим собой». Высказываний много, но их смысл один. И проблема взаимоотношений между двумя полами являлась одной из ведущих тем философии различных эпох, причем каждая из них вносила свои концептуальные новшества в ее понимание и оценку.
Более того, без любви не может формироваться моральный облик человека, не происходит нормального развития.
«Любовь - единственный удовлетворительный ответ на вопрос о проблеме существования человека», - говорил Э.Фромм. Однако, что же такое любовь? Достаточно четкое определение не удалось дать еще никому. И для каждого нового поколения, вступающего в жизнь, психология любви - это тайна за семью печатями, крепость, которую надо покорить самому, пройдя нелегкий путь обретения и потерь, побед и поражений. Кстати, что касается молодого поколения, вступающего в новую жизнь. Есть очень интересные факты по данным исследования В.Т. Лисовского:
В число первостепенных жизненных планов молодежи в 72,9 % ответов вошло «встретить любимого(ую)» и только 38,9 % «создать семью», причем ответы эти оказались достаточно независимыми друг от друга.
Самое четкое, что можно сказать, что любовь - это тайна. Если пытаться подчинить любовь чьим-то взглядам, то она превращается в скучнейшую вещь на свете. Она становится мертвой, сухой и безжизненной.
В философской энциклопедии понятие «любовь» определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства является самоотверженность, самоотдача и возникающее на этой основе духовное взаимопроникновение.
К счастью, наука и познание нетождественны. Существует безграничная, живая область повседневного мышления. Почти каждый человек вносит свое и в чувство любви, и в суждения о ней, причем самое возвышенное, яркое, меткое бережно сохраняется в неисчерпаемой и сокровищнице общественного опыта. Повседневные, обыденные чувства, мысли, поступки людей всех эпох и наций, всех классов и сословий, всех профессий и возрастов, испытавших чувство любви, составляют важнейший источник искусства и особенно литературы.
Вопрос о том, что же такое "любовь" волновал умы человечества во все века. К концу ХХ века практикующие психологи и психотерапевты тоже принялись исследовать этот феномен. И многим показалось, что многовековая проблема человечества стала потихоньку решаться. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, но и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие - фатализм. И великая любовная загадка стала раскрываться с других сторон, на которые ранее не обращалось внимания. Было выявлено, что любовь, влюбленность и хуже всего, болезненные около любовные страсти были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал.
Существует несколько типов любви. Канадскому психологу и социологу Джону Алану Ли, удалось создать наиболее известную систематизацию типов любви. Он описал шесть типов, обозначив их греческими терминами. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как и чистые виды темпераментов) не встречаются в жизни никогда. Чаще любовь бывает смешенной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других видов. Так же, как не бывает одинаковых личностей, не бывает и одинаковой любви у разных личностей.
Главным оказалось то, что шесть типов любви - это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне. Если агапэ, сторгэ и прагма - это любовь, по всем признакам, то остальные типы: мания, людус и эрос - это любви подобные чувства.
Агапэ - она сосредоточена на «ты», полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все. Агапэ - основана на традиционных христианских взглядах, согласно которому любовь не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Для влюбленных не существует быта, им нравиться обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они глубоко доверяют друг другу, они не бояться неверности.
Сторгэ - это любовь, похожая на родительскую нежность, понимание, любовь-опека, покровительство. Она развивается постепенно - не как «удар стрелы», а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину. Сторгэ - прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания.
Прагма - уравновешенная и в определенном смысле «практическая» любовь. Прагма это не только тип любви, а способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему, когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более глубокое и сильное чувство. Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или не ценность человека. Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она имеет особенность делаться теплее, душевнее, желаннее. Прагма - совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, дающее положительные эмоции.
Мания - бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого». Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.