Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 18:09, реферат
Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.
Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек", "индивид" и "индивидуальность". Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие "человек" — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное природное существо, индивид.
Введение. Понятие личности.
Глава 1. Самооценка
Глава 1.1. Притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Заключение.
Использованная литература.
Психология Личности
Содержание:
Введение. Понятие личности.
Глава 1. Самооценка
Глава 1.1. Притязания личности.
Глава 2. Понятие мотивации
Заключение.
Использованная литература.
Введение. Понятие личности
Человек как субъект
качеств является личностью.
Наряду с понятием "личность" мы используем и такие термины, как "человек",
"индивид" и "индивидуальность"
взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие — понятие "человек" —
существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-
трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но
неся в себе социально -родовую сущность, каждый человек — единичное
природное существо, индивид.
Индивид — конкретный человек как представитель рода "homo sapiens",
носитель предпосылок (
неповторимое своеобразие
приобретенных свойств.
В понятии "личность" на передний план выдвигается система социально
значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и
проявляется его социальная сущность. Каждое общество формирует свой эталон
личности. Социология общества определяет психологические типы данного
общества.
Личность имеет
многоуровневую организацию.
психической организации личности — ее потребностно-мотивационная сфера —
направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и
своим общественным и трудовым обязанностям. Но для личности существенна не
только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это
зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его
способностей; знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных
качеств.
Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и
т.д. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной
природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип)
определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества
нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации
человека, его природе заложены возможности психического развития. Но
человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта
предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах
материальной и духовной культуры.
Развитие личности — формирование системы ее социально положительных
качеств — требует определенных общественных предпосылок, социального
запроса. В становлении индивида как личности существенны процессы
личностной идентификации (формирование у индивида отождествленное™ себя с
другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации
(осознание индивидом
личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в
данной социальной общности).
С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я"-концепции
личностной рефлексии — своих представлений о самой себе, своих
возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать
реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженные
уровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные
конфликты.
Глава 1. Самооценка
Что такое самосознание? В психологической науке принято следующее
определение: «Совокупность психических процессов , посредством которых
индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется
самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный
«образ «Я»[1].
«Образ «Я» — это не просто представление или понятие личности о самой
себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе
«Я» можно выделить три компонента:
1) познавательный (когнитивный) — знание себя, самосознание;
2) эмоционально - оценочный — ценностное отношение к себе;
3) поведенческий —
особенности регуляции
Как уже говорилось, образ «Я» — не статическое, а чрезвычайно
динамичное образование личности. Образ «Я» может возникать как
представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемого в
психологии как реальное «Я». Это «Я» все время меняется, например «Я» до
соревнования и после
различны. Одновременно образ «Я» является идеальным «Я» субъекта, т.е.
каким он бы должен стать, чтобы соответствовать социальным нормам и
ожиданиям окружающих. Это то, к чему стремится человек, кем он хочет
сделаться в будущем. Возможно еще
существование и
«Я». В этом случае человек смотрит на себя сквозь призму собственных
желаний, не учитывая своих реальных возможностей. Обычно фантастическое «Я»
сопровождается словами «если бы», что означает, каким субъект желал бы
стать, если бы это оказалось для него возможным.
Все «Я» уживаются в человеке одновременно. И если одно из «Я» будет
преобладать над другими, это может отразиться на его личности. Так, если
перевес в структуре личности фантастических представлений о себе не
сопровождается поступками, которые способствовали бы осуществлению
желаемого, происходит дезорганизация деятельности и самосознания человека.
Мальчик, которого все обижают, может в своих мечтах быть сильным и
наказывать своих обидчиков. Но если эти мечты не подкрепляются занятиями
спортом, ситуация в конце концов может его жестоко травмировать ввиду
очередного несовпадения желаемого и действительного.
Степень правильности образа «Я» выясняется при изучении одного из
важнейших его аспектов — самооценки личности, т.е. оценки личностью самой
себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее
существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания
личности. Самооценка — непременный спутник нашего «Я». Она проявляется
не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его
отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция
поведения личности.[2]
Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек
становится личностью в результате совместной деятельности и общения с
другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные
ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать:
«Коля — хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь — плохой,
он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для
оценки его поведения. По подобным ориентирам мы
постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие.
В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем
делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для
себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного
сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в
других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому
человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к
его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет
ее
психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется
круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные
ориентации.
Таких людей в психологии называют референтными или значимыми,
поскольку их идеалы являются идеалами этой личности, их интересы — ее
интересами.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым
уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я»,
проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой.
Психолог Джемс вывел формулу, которая показывает зависимость самооценки
человека от его притязаний.
Самооценка = ____Успех______
Притязания
Формула свидетельствует, что стремление к повышению самооценки может
реализовываться двумя способами. Человек может или повысить притязания,
чтобы пережить максимальный успех, или снизить их, чтобы избежать неудачи.
В случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет
готовность решать более сложные задачи, при неуспехе — соответственно,
снижается. Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть
определен довольно точно.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается
избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех,
обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение
которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются
добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает
соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем
достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание
неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том,
чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно
на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе,
неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики. Любая работа, и
особенно та, которая чревата возможностью неудачи, вызывает у них
отрицательные эмоциональные переживания. Поэтому человек не испытывает
удовольствия от своей деятельности, тяготиться ею, избегает ее. Обычно в
результате он оказывается не победителем, а побежденным. Таких людей
нередко называют неудачниками.
Еще одна важная психологическая особенность, которая влияет на
достижение человеком успеха, — это требования, предъявляемые им к
самому себе. Тот, кто предъявляет к самому себе повышенные требования,
в большей мере старается добиться успеха, чем тот, чьи требования к
себе невысоки.[3]
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о
своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что
люди, имеющие высокое мнение о
наличии у них таких
случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие
способности у них развиты слабо.
Психологи пришли к выводу, что уровень своих притязаний личность
устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур легкими задачами и
целями — так, чтобы сохранить на должной высоте свою самооценку.
Формирование уровня притязаний определяется не только предвосхищением
успеха или неудачи, но и прежде всего учетом и оценкой
прошлых успехов и неудач. Однако, в целом для людей характерно некоторое
завышение своих способностей, приписывание себе уникальности, непохожести
на других. Так, опрос взрослых людей показал, что большинство считают себя
более умными, чем средний человек; каждый
водитель говорит, что он аккуратнее и осторожнее, чем остальные; женщины
полагают, что они красивее большинства своих знакомых и т.п. Следовало бы
задать себе вопрос: если все имеют показатели выше средних, то у кого же
тогда все-таки они средние и у кого низкие?
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к
самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко
сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое
мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т. е.
формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или
высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или
кичливы.
Невозможно понять
истоки некоторых
анализа самооценки конфликтующих людей.
У большинства людей
проявляется тенденция
среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность
в достаточно высокой самооценке, т. е. каждому хочется уважать себя.
Самоуважение — один из истоков психологической устойчивости, хорошего