Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:00, лекция
Личность – существо социальное, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность. Одной из сторон личности является ее индивидуальность – своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля) ее мотивационной сферы. Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений в которых участвует. Изучение личности по своей сути – это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
Понятие личности:
Личность – это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развивалась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда.
Личность – существо социальное, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность. Одной из сторон личности является ее индивидуальность – своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля) ее мотивационной сферы. Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений в которых участвует. Изучение личности по своей сути – это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.
Структура личности:
Структуру личности рассматривают
по-разному. Одни считают, что в структуре
личности целесообразно рассматривать
только психологические компоненты(
В структуре личности выделяют «типичное»
и «индивидуальное»:
Типичное –
это то, наиболее общее, что свойственно
каждому человеку и характеризует личность
«вообще» т.е : ее сознание, активность
, ум и эмоционально-волевые проявления
и т.п. , то ест то , чем один человек похож
на других людей.
Индивидуальное
– это то, что характеризует человека:
его физические и психологические особенности,
направленность, способности черты хар-ра
и т.д., то есть то, чем один отличается
от другого.
Психолог К.К.Платонов в
структуре личности выделяет четыре
подструктуры:
Первая – направленность личности: моральные
качества, установки личности, ее отношение
с другими. Определяется эта подструктура
общественным бытием человека.
Вторая – подструктура опыта (знания, умения, навыки, привычки).
Опыт приобретается в процессе обучения
и воспитания. Ведущим в приобретении
опыта является социальный фактор.
Третья – подструктура форм отражения. Она охватывает индивидуальные
особенности психических процессов, которые
формируются в процессе социальной жизни
и специфически проявляются в познавательной
и эмоционально – волевой деятельности
личности.
Четвертая – биологически обусловленная сторона
психических функций личности. Она объединяет
типологические свойства личности, половые
и возрастные особенности и их патологические
изменения, которые в значительной степени
зависят от физиологических и морфологических
особенностей мозга.
Психологическая структура личности сложна
и многогранна.
Я Концепция
Ваша «Я»-концепция — это ваше собственное представление о себе или образ самого себя, то есть совокупность ваших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку «Я»-концепция основана на вашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Одним из аспектов «Я»-концепции является самооценка: человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке «Я»-концепция носит негативный характер.
Сильный акцент на понятии «Я» характерен только для западноевропейской и североамериканской культур. В большинстве культур (в том числе в Азии, Латинской Америке и у многих народов юга Европы) главное значение придается групповым или общинным ценностям. В этих культурах принято считать, что о человеке позаботятся члены его семьи или соплеменники (Lonner, 1988; Kitayama and Markus, 1992). Представители этих культур часто считают взгляды американцев эгоистическими. Но поскольку большинство исследований регуляции проводилось на базе западной культуры, в них прослеживается сильная тенденция к подчеркиванию человеческого «Я».
В западной культуре люди ощущают сильную потребность следить за своим поведением и внешностью. Даже в домах, где нет радио, телевизора, тарелок, диванов или столов, обязательно найдется минимум одно, а то и несколько зеркал. Редкий человек способен пройти мимо зеркала, не бросив даже беглого взгляда на свое отражение. Внешность — это аспект «Я»-концепции, который нетрудно оценить. Однако относиться к своей внешности можно по-разному. Один человек считает, что щетина на подбородке придает ему пикантный вид, а другой думает, что она свидетельствует о неряшливости.
Обычно ваше мнение о себе основывается на отношении к вам других людей. Процесс формирования «Я»-концепции начинается с детства. Имя, выбранное для ребенка родителями, отражает их отношение к нему. Например, есть основания ожидать, что человек, которого назвали Реджинальд Рэндольф Уоллингфорд III, станет утонченной и сложной личностью. Маркус (Marcus, 1976) исследовал установки по отношению к именам и обнаружил, что имена вызывают у людей следующие ассоциации: имя Джон связано с добротой и надежностью; Анна не может быть агрессивной; Агнес должна быть старой, а Робин — молодой и способной; от Тони ожидают общительности. Родители зачастую выбирают имена, которые отражают их надежды и ожидания, связанные с будущей личностью ребенка и его местом в жизни. Однако известно, что независимо от выбранного родителями имени поддержка, любовь, похвалы и интерес родителей к ребенку способствуют формированию у него позитивной «Я»-концепции и высокой, самооценки. Если ребенка постоянно ругать и редко проявлять к нему теплые чувства, то у него, скорее всего, сформируется негативная «Я»-концепция, или низкая самооценка. Дети с низкой самооценкой не уверены в себе, и у них слабо развито чувство собственного достоинства. У них чаще возникают трудности при общении с другими детьми, которые, в свою очередь, неохотно их принимают. В результате у детей с негативными «Я»-концепциями часто возникают поведенческие проблемы, из-за чего к ним хуже относятся сверстники, учителя, спортивные тренеры и другие групповые лидеры. А это еще больше «подрывает» самооценку таких детей. Бывали случаи, когда проблемы с «Я»-концепцией, возникшие в первом классе, повлияли на всю дальнейшую жизнь ребенка.
«Я»-концепция и личность
Даже людям с положительной «Я»-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной «Я»-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной «Я»-концепцией. Под адаптацией психологи чаще всего понимают поведение и поступки, соответствующие данной культуре и конкретной ситуации, перед лицом которой оказался человек.
Способы и стили регуляции зависят от культурной среды и конкретной обстановки. Индивидуальные методы адаптации, применяемые данным человеком, являются частью его личности. Несмотря на то что существует множество определений личности, в большинстве из них подчеркивается аспект адаптации к окружающим условиям. Личность представляет собой совокупность всех аспектов поведения человека, включая мысли, чувства и мотивы, которые не имеют внешних проявлений. Некоторые формы поведения и чувства повторяются часто, в то время как другие — только изредка.
Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, вы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок ваша «Я»-концепция и личность постоянно меняются. В следующем разделе этой главы мы рассмотрим некоторые методы, которыми люди пользуются для адаптации и защиты своих «Я»-концепций.
Ценностно-нормативные системы:
Структура личности как социального феномена может быть охарактеризована через стержневые свойства личности, которые считаются наиболее существенными в массовом сознании определенной культуры, нации. Такие стержневые свойства личности описывает концепция «большой пятерки» факторов:
экстраверсия, игривость;
дружественность, согласие;
эмоциональная стабильность либо психопатизация;
интеллект;
совестливость, сознательность.
Она позволяет говорить
об общепсихологических
Ценности и нормы
составляют единую нормативную систему,
которая регулирует поведение людей
и социальных групп в обществе.
Ценностно-нормативная система
Ценности – это
идеи, идеалы, цели, к которым стремится
человек и общество. Существуют общепринятые
ценности: универсальные (
Ценности – это социальное понятие, природный объект которого приобретает социальное значение и является или может являться объектом деятельности.Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность). Функции ценностей разнообразны. Они:
являются ориентиром жизни человека;
необходимы для поддержания социального порядка, выступают как механизм социального контроля;
воплощаются в поведении
и участвуют в
Конфликт ценностей может быть источником развития. Известный метод их исследования (Rokeach) основан на выделении двух категорий духовных ценностей: 1) базовые, терминальные, стабильные (ценности-цели; например равенство); 2) инструментальные, т. е. ценности-средства (свойства личности, способности), которые помогают или мешают достижению цели; например выдержка, твердая воля, честность, образованность, работоспособность, аккуратность. Можно также разделить ценности на актуальные, наличные и возможные.
Нормы. Социальные нормы – это один из многих классов норм (технические стандарты и нормы и т. д.), которые реализуются в человеческих взаимоотношениях, социальном взаимодействии. Они объективны, неперсонифицированы, не зависят от мнения групп и индивидов. Это социальные эталоны, установления модального должного, с точки зрения общества, поведения (приемлемого или запрещенного), которые выполняют функцию интеграции, упорядочивания жизни групп, индивидов, общества.
СИЛА «Я» И САМОУВАЖЕНИЕ
Самоуважение является
центральным звеном и мотивом Я-концепции.
Я-концепция является ядром личности,
важной частью самосознания человека.
В нее входят неосознаваемые представления,
которые согласуются, не должны противоречить
осознаваемым свойствам. Я-концепция – устой
Важным моментом является понятие силы «Я», которое было введено еще 3. Фрейдом. Сила «Я» – это мера личностной свободы от чувства вины, ригидности, тревоги. Когда мы говорим о сильном характере, то имеем в виду прежде всего сильную волю этого человека; когда же говорим о сильной личности, то имеем в виду сильное «Я», способность человека к самоорганизации и самореализации, психическую выносливость и чувство собственного достоинства, а также большой социальный потенциал.
Существует 6 индикаторов
силы «Я». Назовем их: это – толерантность
к внешним угрозам, психологиче
Самоуважение. Самоуважение – обобщенная характеристика, которая складывается в раннем детстве, ее сложно изменить. Самоуважение имеет синоним в повседневной речи как чувство собственного достоинства. Уровень самоуважения отражается в преобладающей мотивации.
Самоуважение определяет адекватность человека в окружающем мире. Низкое самоуважение влечет за собой для индивида неадекватность в значимых для него областях, склонность к самообману, боязнь правды, доминирование мотивации самоутверждения и высокое развитие многих форм психологической защиты. Самоуважение определяет характер взаимоотношений с другими (например, чем более человек не уважает себя, тем больше он не ценит и опасается других, стремится самоутвердиться, принижая своих партнеров).
Низкое самоуважение может проявляться как чувство малой ценности, скрываться за самоуверенностью и бравадой, выливаться в постоянное занижение своих возможностей, самоуничижение. Эти люди, как правило, неадекватно оценивают других: ждут агрессивных действий или похвалы.
Адекватность самооценки и самоуважение зависит от воспитания в раннем детстве.
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ:
Жизненный путь — индивидуальная история личности, ее содержание, мировоззренческая суть. В структуру жизненного пути входят те факты, события и поступки, которые определяют становление индивида как личности.
Стратегия жизненного пути:
• Начинается с концентрации подростковых мечтаний и нечетких желаний, замыслов, в которых возникает идея собственного будущего .
• Через выбор профессии и конкретные жизненные планы реализуется жизненная программа , в которую человек воплощает свое призвание, конкретную доминирующую цель и предназначение своей жизни.