Психология личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 17:00, лекция

Краткое описание

Личность – существо социальное, субъект познания, активный деятель общественного развития. Характерными признаками личности являются ее сознание, исполняемые ею общественные роли, общественно полезная деятельность. Одной из сторон личности является ее индивидуальность – своеобразное, неповторимое соединение психологических особенностей характера, темперамента, движения психических процессов (восприятие, память, мышление, речь, чувства, воля) ее мотивационной сферы. Личность всегда является продуктом своих действий и тех общественно-экономических отношений в которых участвует. Изучение личности по своей сути – это историческое исследование процесса ее становления при определенных социальных условиях, определенном общественном строе.

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности.docx

— 32.24 Кб (Скачать файл)

•  Активное отношение к себе и к своей жизненной практике дает возможность человеку в значительной мере сознательно определять сюжет и направленность жизненного пути в физических, социальных и духовных пространственно-временных координатах.

•  Реализуя свои потребности и мотивы, удовлетворяя интересы, человек в ходе учебы, общения и труда определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия – это постоянное приведение в соответствие своей личности характера и способа своей жизни, построение жизни, сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем из тех, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности, в отстаивании главного ценой уступок в частном, преодолении своей боязни потерь и в нахождении самого себя.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о:

•   целостности;

•   поэтапности;

•   перспективности своего жизненного пути.

Для каждого человека характерна своя стратегия. Она и  есть индивидуальная организация, постоянная регуляция хода жизни по мере ее осуществления в соответствующем  ценностям данной личности и ее индивидуальности направлении.

Жизненный путь личности как проблема

С 70-х гг. ХХ в. начал  формироваться научный подход к  изучению личности, подчеркивающий уникальность жизненного пути каждого человека, а также необходимость дополнения психологии развития личности исследованием  психологии жизненного пути.

Основой периодизации личности здесь становятся не только психофизиологические сензитивные периоды, социальные переходы и социальные кризисы сами по себе, а те конкретные (биографические) события, которые переживаются личностью как значимые в ее развитии.

Таблица 50

Пять фаз жизненного цикла человека (Ш. Бюлер, 1968)

фазы

Возраст

в годах

Общая характеристика фаз жизненного цикла

1

до 16 / 20

нет семьи, профессии, нет жизненного пути

2

16/20–23/30

предварительное самоопределение, выбор супруга

3

23/30–45/50

зрелость  – собственная семья, нашел призвание, ставит конкретные жизненные цели, самореализация

4

45/50— 69/70

стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, к концу исчезает самоопределение, постановка жизненных целей

5

69 / 70 ...

старый человек, нет социальных связей, бесцельное существование, обращенность к прошлому, пассивное ожидание смерти, самозавершенность


Взгляды Ш. Бюлер (1968) на проблему жизненного пути личности:

•  жизнь конкретной личности не случайна, а закономерна, она поддается не только описанию, но и объяснению;

•  главная движущая сила развития личности – врожденное стремление человека к самоосуществлению, самоисполнению, то есть, всесторонней реализации самого себя;

•  реализовать себя человек может только благодаря творчеству, созиданию;

•  самоосуществление – итог жизненного пути.

Теоретические предпосылки  данного подхода освещаются в  работах С. Л. Рубинштейна (1989), Б. Г. Ананьева  (1980),  К. А. Абульхановой-Славской  (1991),  И. И. Логиновой (1978) и др. В современной западной психологии данной проблемой занимались Б. Ливерхуд (1977), Х. Томе (1983).

Жизненный путь по С. Л. Рубинштейну (1989) – это движение к совершенству (эстетическому, социальному, психологическому). Для Б. Г. Ананьева (1980) основным в характеристике жизни является возраст человека. Возраст соединяет социальное и биологическое в основные «кванты» – периоды жизни. В жизненном пути он выделяет познание, деятельность, общение, через которые проявляется личность, и несколько периодов жизни (табл. 51). Жизненный путь – жизнь человека как личности, история индивидуального развития (Б. Г. Ананьев, 1980).

Периоды жизни личности (по Б. Г. Ананьеву)

Периоды жизни

Проявления  личности в процессе жизненного пути

Детство

воспитание, обучение, развитие

юность

обучение, образование, общение

зрелость

профессионализм, социальное самоопределение личности, создание семьи, осуществление общественно  полезной деятельности

старость

уход от общественно  полезной и профессиональной деятельности, сохранение активности в сфере семьи


К. А. Абульханова-Славская (1991) выделяет проблемы личной жизни:

•   соотнесения себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни, ее явных и скрытых принципов и механизмов, и определения своей траектории движения в них;

•   соотнесения себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, и на этом основании определения своего места в этих формах, структурах – одной из главных задач индивидуальной жизни;

•   разделения, с одной стороны, заинтересованности общества и индивидуальном вкладе каждого человека в общественную жизнь, в направленности на использование его способностей и, с другой стороны, создания самой личностью условий для развития своей индивидуальности.

Самая большая сложность  в постановке проблемы личной жизни  в том, чтобы именно осознать ее как  проблему, представить ее себе не такой, как она стихийно складывается, а  какой она могла бы быть при  наличии разумного отношения  к жизни и усилий.


Информация о работе Психология личности