Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:35, реферат
Целями исследования являются:
определение понятие характера;
классификация типов характера;
определение значения характера;
определение роли характера в человеческой деятельности.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические источники по проблеме;
• Дать определение понятию характера;
• Выделить основные типы характеров;
• Рассмотреть факторы, влияющие на формирование характера;
• Сделать выводы об этапах становления характера и воспитания волевых качеств;
• Определить роль характера в жизни индивида.
Введение 3
История учений о характере 4
Понятие характера 5
Взаимосвязь характера и темперамента человека 7
Акцентуации характера 9
Формирование характера 12
Заключение 14
Список литературы: 15
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Факультет социальных наук
Специальность 030301.65 «Психология»
РЕФЕРАТ
Дисциплина: введение в профессию
Тема: «Психология личности. Характер и его свойства»
Выполнил студент:
1 курса, 14-13 группы
Губанкова О.В.
Преподаватель:
Зав. Кафедры Шляхтин Г.С.
Нижний Новгород, 2013
Введение
Психология с одной стороны наука очень старая, а с другой стороны очень молодая. Её истинный возраст составляет около 2500 лет. Первые попытки систематизации психологических явлений были предприняты ещё древнегреческим философом Аристотелем в его трактате «О душе». Именно Аристотель и стал считаться основателем психологии. Сам же термин «психология» появился впервые в XVI веке.
Однако с другой стороны считается, что формально психология как наука и самостоятельная дисциплина зародилась в 1879 году, когда была открыта первая в мире психологическая лаборатория (Лейбниц - Германия), основателем которой стал Вильгельм Вундт. За этим в XIX-XX вв. последовал бурный период роста психологии. Развитие стимулировалось успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.
Одним из наиболее важных аспектов вхождения психологии в современную науку является изучение ею личности человека.
Психология личности изучает индивидуальные особенности психики человека. Основная цель психологии личности сегодня – объяснить и научно доказать почему люди ведут себя так, а не иначе. Для этого данная отрасль психологии пытается создать целостную и согласованную картину личности, её взаимосвязей с внешним миром.
Но что же есть личность с точки зрения психологии? Личность — это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека, определяющих повседневное поведение и связь с обществом и природой [2]. Это лишь одно из определений личности, которое выдвигает современная психология.
В свою очередь, личностью управляют её стремления, цели, мотивы, ожидания и многое другое. Причём у разных людей эти параметры разные. Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. Однако определённая совокупность психологических особенностей складывается в такое понятие, как характер. В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», а в смысловом значении — отчетливо выраженную определенность, типичность поведения какого-либо человека.
Стоит отметить, что в психологии понятие «характер» означает совокупность индивидуальных психических свойств, складывающихся в деятельности и проявляющихся в типичных для данного человека способах деятельности и формах поведения. Однако, далеко не все особенности человека можно считать характерными, а только существенные и устойчивые. Не всегда легко провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. В этом заключается главная проблема исследований характера.
Вместе с этим, характер человека является важнейшим фактором личности. Он оказывает влияние, как на поступки человека, так и на его взаимодействие с окружающим миром, а отсюда и на его социальное положение. Поэтому актуальность выбранной темы состоит, главным образом, в том, что хорошее знание и определение типологий характера в значительной мере помогает во всех сферах жизнедеятельности человека, особенно в наше время. На основе знаний о характере строятся все человеческие взаимоотношения.
Объектом исследования является личность.
Предметом изучения являются характер как свойство личности.
Целями исследования являются:
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
В исследовании главным методом будет изучение документов по данной проблематике.
История учений о характере
Отрасль психологии, предметом которой является характер, называется характерологией. Данное учение возникло ещё во времена Аристотеля и Платона. Учение о характере человека развивалось благодаря таким деятелям науки, как Иоганн Каспер, А. Делестр, Дж. Глайв и Э. Клери, Э. Кречмер, А.В.Петровский и др.
Одной из первых в истории европейской культуры работ, посвященных классификации характеров, является трактат Теофраста ("обладателя божественной речи") "Характеры". Он содержал описание 31 типа. Тип определялся на основе доминирования в характере той или иной черты: преобладание в характере льстивости дает тип льстеца, болтливости – болтуна и т.п. У Теофраста характер выступает как отпечаток (клеймо) определенных нравственных пороков среды.. В таком же смысле термин «характер» в своих трудах употреблял и Лабрюйер (XVII в.)( "Характеры или нравы нашего времени").
В XVIII в. большое распространение получает "Физиогномика" Лафатера. Он рассматривает характер как порождение судьбы и воплощение рока, связывает его с социальным происхождением, убежден в возможности определения типа характера по строению и выражению лица.
В XIX в. идея морфо-неврологической обусловленности характера получила широкую известность благодаря френологии Галля. Он приходит к выводу о том, что центры душевной жизни сосредоточены не в желудочках мозга, как тогда считалось, а локализованы в мозговых извилинах.
Начиная с середины XIX в. изучение характера ведется уже с позиций эмпирической психологии. Характер стали понимать в чисто психологическом плане - как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства и воли (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П. Ф. Лесгафт).
Из числа отечественных исследователей проблем характера начала XX столетия можно назвать А.Ф. Лазурского. Им написана монография "Очерк науки о характерах". Характер, по Лазурскому, представляет собой совокупность основных наклонностей. Характер вместе с темпераментом образуют ядро личности. Личность в свою очередь рассматривается им как сложное функциональное единство, включающее в себя эндопсихику (врожденный, хотя и меняющийся при жизни нервно-психический компонент) и экзопсихику (приобретенный, обусловленный внешними влияниями и выражающий отношения личности компонент).
Таким образом, важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях [1].
Понятие характера
Характер является одной из самых главных характеристик личности. Он выступает в качестве фундамента, на котором строится всё поведение индивида.
Говоря о характере человека, мы предполагаем, что речь идёт о чём-то достаточно устойчивом, свойственном данному индивиду. Это говорит о том, что характер проявляется почти всегда и почти во всём. Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Например, даже очень добродушные люди иногда испытывают чувство гнева или раздражения.
Выступая как прижизненное образование человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека. Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и само его «Я». Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах (семья, дружеская компания, класс, трудовой коллектив и пр.).
Содержание характера, отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие мотивов, целей, которые ставит перед собой человек в процессе своей деятельности.
Направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни – главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности – это не одной то же.
Многое говорят о характере человека и его досуговые занятия. Ведь направленность деятельности личности отражает определённые её ценности, цели, что является явным проявлением характера. Однако огромное значение имеет не столько сама деятельность, сколько её цели, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей. Это несходство определяет и особенности характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения.
Необходимо также подчеркнуть, что характер является одним из основных проявлений личности. Поэтому черты личности вполне могут рассматриваться и как черты характера. К числу таких черт в первую очередь необходимо отнести те свойства личности, которые определяют выбор целей деятельности (более или менее трудных). Во-вторых, в структуру характера включают черты, которые проявляются в действиях, направленных на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и др. В этом случае характер сближается с волей человека. В-третьих, в состав характера входят инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом.
Взаимосвязь характера и темперамента человека
Одной из старейших, вместе с тем острейших в методологическом отношении проблем характерологии является освещение зависимостей, существующих между характером и темпераментом («Темпераментом называется характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью, то есть с быстротой возникновения чувств, с одной стороны и силой — с другой»[14]). Хотя и сейчас есть попытки сводить характер к темпераменту, все же большинство ученых считает, что темперамент является лишь природной основой характера.
Некоторые психологи утверждают, что характер основывается на определённых биологических предпосылках. Такие психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). Однако, в действительности наследственность является лишь одним из условий происхождения свойств характера. Сам же характер индивида – продукт социального взаимодействия.[8]
Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой - условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.[9]
В свою очередь, темперамент является врождённым образованием и практически не изменяется на протяжении всей жизни человека. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности и является природной основой проявления психологических качеств личности, т.е. характера.
Из этого следует, что формирование характера человека во многом зависит от темперамента. Однако тип темперамента является врождённым, а характер – нет. Отсюда можно сделать вывод о том, что темперамент остаётся практически неизменным на протяжении всей жизни, в то время как характер способен изменяться. Характер определяет содержание поведения и деятельности человека, темперамент - лишь их манеру, стиль, динамику. Знание типа темперамента и умение определить его у конкретного человека или группы людей помогает найти подход к данному индивиду и лучше понять особенности его характера.[12]
Информация о работе Психология личности. Характер и его свойства