Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:35, реферат
Целями исследования являются:
определение понятие характера;
классификация типов характера;
определение значения характера;
определение роли характера в человеческой деятельности.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические источники по проблеме;
• Дать определение понятию характера;
• Выделить основные типы характеров;
• Рассмотреть факторы, влияющие на формирование характера;
• Сделать выводы об этапах становления характера и воспитания волевых качеств;
• Определить роль характера в жизни индивида.
Введение 3
История учений о характере 4
Понятие характера 5
Взаимосвязь характера и темперамента человека 7
Акцентуации характера 9
Формирование характера 12
Заключение 14
Список литературы: 15
Так в чём же заключается влияния темперамента на человека? От типа темперамент зависит следующее:
В связи с этим воздействием принято выделять следующие 4 типа темперамента (предоставим типологию темпераментов по И.П. Павлову):
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что темперамент не может определять отношений личности, её целей, интересов, взглядов, т.е. всего многообразия содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы и тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с желаемым результатом.
Акцентуации характера
Акцентуации — это чрезмерно выраженные черты характера. Автором данной концепции является немецкий психиатр Карл Леонгард. Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. По своей сути типология акцентуаций сравнима с типологией характеров, т.к. разделение характеров на типы предусматривает выделение определённых, выраженных черт человеческой психики, поведения.
В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными людьми и акцентуированными личностями не существует.[5]
Серьёзным шагом в развитии идей К. Леонгарда было создание Г. Шмишеком специального тест-опросника для определения акцентуированного поведения человека. Тест многократно адаптировался к русскоязычной популяции. Хотя данный метод содержит ряд принципиальных недоработок, которые служат ограничением для его широкого использования, психологическое содержание всех 10 черт, предложенное К. Леонгардом, остаётся практически неизменным.
Хотелось бы кратко разобрать основные типа акцентуаций. Для данной работы нами была выбрана наиболее известная и распространённая классификация по А.Е. Личко. Она включает следующие типы акцентуаций:
Существуют и множество других классификаций типов характера. Однако следует отметить, что существует множество людей (а это, по подсчётам специалистов, около 50%), которых нельзя отнести ни к какому определённому типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Именно поэтому, следует всегда помнить об индивидуальности характера каждого человека.
Формирование характера
Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми, особенно с родителями. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Хотя характер
и начинает формироваться с
первых месяцев, тем не менее
выделяют специальный cензитивн
Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.
Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как например доброта, отзывчивость, общительность и им противоположные. Эти качества формируются ещё в дошкольном возрасте.
Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. При малых требованиях ребёнок будет расти избалованным, при высоких – будет подавляться его воля, он вырастит слабохарактерным и безвольным.
В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить активной социальной жизнью, увеличивается число его контактов, повышаются требования к ребёнку, его начинают часто сравнивать с другими детьми. Именно поэтому в начальной школе формируется такой важный аспект характера как самооценка, само отношение, а также качества, проявляющиеся в труде: трудолюбие, аккуратность, пунктуальность и т.д.
В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток учится управлять собой, своей жизнью. Он пробует себя в новых видах деятельности, пытается найти свой «путь» в жизни. Став достаточно самостоятельным, учится отстаивать свои интересы. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые чаще всего остаются неизменными на протяжении всей оставшейся жизни.
Считается, что к окончанию школы, характер человека уже практически всецело сформирован, и его дальнейшие изменения уже мало изменяют общую «картину» характера.
Самые большие изменения в характере после окончания школы происходят в первые годы начала трудовой деятельности.
Однако важно отметить, что характер формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Именно поэтому, ближайшее социальное окружение, события, происходящие в жизни индивида, постоянно влияют на трансформацию его характера.[7]
Так как характер является изменчивым, его можно воспитывать. Анализ своего поведения, мыслей, чувств заставляет человека задумываться над тем, правильно ли он себя ведёт, правильно ли живёт и т.д. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно бОльших успехов в жизни, чем люди, которые не склонны к самоанализу и самокоррекции.
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника.
Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:
- социальное окружение;
- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей);
- кино и СМИ;
- господствующая идеология в обществе [7].
Таким образом, можно выделить следующие основные периоды формирования характера
Заключение
Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», то есть – отчётливо выраженную определённость, типичность в поведении отдельно взятого человека.
Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Формируясь в социальных условиях, испытывая влияния требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной деятельности (т.е. темпераментом). Однако из генетического арсенала индивид черпает лишь то, что является необходимым для разрешения его жизненных задач.
Особенно большое влияние на содержательную сторону характера оказывает дошкольный и школьный период жизни человека, его контакты с родителями, взрослыми, сверстниками, а так же социальная среда, в которой он растёт.
Характер индивида имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.
Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его.
Одна древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В этих словах раскрывается смысл неоценимого влияния характера человека на его судьбу. Из поступков складываются наши привычки, из привычек характер, а из характера - вся наша жизнь. Помня об этом, каждый из нас сможет сотворить ту судьбу, которую сам себе выберет.
Список литературы:
Информация о работе Психология личности. Характер и его свойства