Психология личности. Характер и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 20:35, реферат

Краткое описание

Целями исследования являются:
 определение понятие характера;
 классификация типов характера;
 определение значения характера;
 определение роли характера в человеческой деятельности.
В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретические источники по проблеме;
• Дать определение понятию характера;
• Выделить основные типы характеров;
• Рассмотреть факторы, влияющие на формирование характера;
• Сделать выводы об этапах становления характера и воспитания волевых качеств;
• Определить роль характера в жизни индивида.

Содержание

Введение 3
История учений о характере 4
Понятие характера 5
Взаимосвязь характера и темперамента человека 7
Акцентуации характера 9
Формирование характера 12
Заключение 14
Список литературы: 15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Психология Личности.docx

— 58.89 Кб (Скачать файл)

Так в чём же заключается влияния темперамента на человека? От типа темперамент зависит следующее:

      • скорость возникновения психических процессов (например, скорость восприятия, быстрота мышления, длительность сосредоточения внимания и т. п.);
      • пластичность и устойчивость психических явлений, лёгкость их смены и переключения;
      • темп и ритм деятельности;
      • интенсивность психических процессов (например, сила эмоций, активность воли);
      • направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

В связи с этим воздействием принято выделять следующие 4 типа темперамента (предоставим типологию темпераментов по И.П. Павлову):

    1. Флегматик — неспешен, невозмутим, пунктуален, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
    2. Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
    3. Сангвиник — живой, общительный, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
    4. Меланхолик — склонен к постоянному переживанию различных событий, остро реагирует на внешние факторы, повышено впечатлителен, эмоционально раним. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на то, что темперамент не может определять отношений личности, её целей, интересов, взглядов, т.е. всего многообразия содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы и тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с желаемым результатом.

Акцентуации характера

Акцентуации — это чрезмерно выраженные черты характера. Автором данной концепции  является немецкий психиатр Карл Леонгард. Акцентуация характера - следствие как факторов наследственности, так и того или иного типа воспитания ребенка. По своей сути типология акцентуаций сравнима с типологией характеров, т.к. разделение характеров на типы предусматривает выделение определённых, выраженных черт человеческой психики, поведения.

В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Акцентуации характера могут содействовать развитию психогенных расстройств, ситуативно обусловленных патологических нарушений поведения, неврозов, психозов. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными людьми и акцентуированными личностями не существует.[5]

Серьёзным шагом в развитии идей К. Леонгарда было создание Г. Шмишеком специального тест-опросника для определения акцентуированного поведения человека. Тест многократно адаптировался к русскоязычной популяции. Хотя данный метод содержит ряд принципиальных недоработок, которые служат ограничением для его широкого использования, психологическое содержание всех 10 черт, предложенное К. Леонгардом, остаётся практически неизменным.

Хотелось бы кратко разобрать основные типа акцентуаций. Для данной работы нами была выбрана наиболее известная и распространённая классификация по А.Е. Личко. Она включает следующие типы акцентуаций:

    • Психастенический тип: склонность к самоанализу и рефлексии. Психастеники часто колеблются при принятии решений и не переносят высоких требований и груза ответственности за себя и других. Однако, когда решение принято, на первый план выступает нетерпеливость, стремление немедленно его исполнить. Такие субъекты демонстрируют аккуратность и рассудительность, характерной чертой для них является самокритичность и надёжность. У них обычно ровное настроение без резких перемен. Защитой от постоянной тревоги становятся ритуальные действия, внимание к приметам. Как компенсаторное образование против тревоги перед новым, незнакомым, выступает педантичная склонность к порядку, неизменному режиму, любое нарушение которого провоцирует тревогу.
    • Астеноневротический тип: характеризуется повышенной утомляемостью и раздражительностью, боязливостью. Утомляемость быстро наступает и при умственных занятиях, и в обстановке соревнований при физических и эмоциональных напряжениях. Раздражительность проявляется внезапными аффектными вспышками, нередко возникающими по ничтожному поводу и легко сменяющимися раскаянием и слезами. Они аккуратны и дисциплинированы
    • Сензитивный тип: характеризуются впечатлительностью, чувством собственной неполноценности, робостью, застенчивостью. Затруднения в общении со всеми, кроме близких. Зачастую в подростковом возрасте становятся объектами насмешек. Чрезмерные требования к себе принимают форму постоянных угрызений совести. Робкий и стеснительный может надевать личину искусственной веселости, развязности, заносчивости, но в неожиданной ситуации быстро пасует. Сензетики легко способны проявлять доброту, спокойствие и взаимопомощь. Их интересы лежат в интеллектуально-эстетической сфере, им важно социальное признание.
    • Гипертимный тип (сверхактивный): выражается в постоянном повышенном настроении и жизненном тонусе, неудержимой активности и жажде общения, в тенденции разбрасываться и не доводить начатое до конца. Им свойственны: повышенная потребность в притоке жизненных впечатлений, социальном признании, фамильярность, авантюризм. Плохо переносит жесткую дисциплину, строго регламентированный контроль. В необычных ситуациях проявляет находчивость. К правилам и законам относится легкомысленно, подчас цинично. Неаккуратен, необязателен. Плохо справляется с работой, требующей усидчивости, кропотливости. Присущи завышенная самооценка и склонность строить радужные планы на будущее, которые легко забываются и сменяются новыми.
    • Гипотимный тип: отличают постоянно пониженное настроение, повышенная тревожность, ожидание, что вот-вот должно случится нечто неприятное. Часто испытывает чувство вины, неполноценности, ему кажется, что окружающие смотрят на него свысока. От трудностей впадает в отчаяние, неспособен к волевому усилию. Постоянно плохое самочувствие. Свойственны двигательная вялость, заторможенность. Объективно нуждается в создании и поддержании укрепляющего (тонизирующего) режима жизнедеятельности.
    • Циклоидный тип: определяющая черта – маломотивированные резкие колебания настроения, сохраняющегося затем в течение длительного (месяцы) времени. От настроения, в котором находится циклотим в данный период, зависит все: и самочувствие, и работоспособность, и общительность. Их увлечения носят неустойчивый характер, в период спада проявляется склонность забрасывать дела.
    • Конформный тип: характеризуется конформностью окружению, такие люди стремятся «думать, как все». Они не переносят крутых перемен, ломки жизненного стереотипа, лишения привычного окружения. Их восприятие крайне ригидно и сильно ограничено их ожиданиями. Люди с данным типом акцентуации дружелюбны, дисциплинированы и неконфликтны.
    • Нонконформный тип: противоположность конформиста.
    • Параноид: отличается прежде всего повышенной конфликтностью вследствие настойчивого стремления к внедрению нововведений. Подозрителен: воспринимает людей, не разделяющих его взглядов, как недобросовестных, недоброжелательных. Имеет место ригидность поведения. Характерна сосредоточенность, фиксированность на поставленной цели, сниженная способность к пониманию других, к эмпатии.
    • Шизоидный тип: характеризуется замкнутостью индивида, его отчужденностью от окружающих. Не заинтересован в том, чтобы понять других и быть понятым другими. Имеют стабильные и постоянные интересы. Весьма немногословны. Отмечаются экстравагантность поведения, увлечений, их вычурность, которые, однако, не служат способом привлечения внимания к себе, а выражают индифферентность к окружению. Слабость интуиции и сопереживания подчеркивает впечатление холодности, черствости.
    • Эпилептоидный тип: характеризуется возбудимостью, напряжённостью и авторитарностью. Характерный признак – периоды беспричинно тоскливого настроения, когда эпилептоид делается вспыльчивым, раздражительным, склонным к садистским реакциям. Аккуратное, скрупулезное выполнение установленного порядка может сопровождаться раздражением, когда кто-либо этот порядок разрушает. Они тщательны, внимательны к своему здоровью и пунктуальны. Стремятся к доминированию над сверстниками.
    • Истероидный тип: ярко выражен эгоцентризм и жажда быть в центре внимания. На этой основе развивается склонность к фантазированию, через которую реализуется потребность видеть и представлять себя в необычном свете. Отсутствие глубоких, искренних, устойчивых чувств сочетается с экспрессивностью поведения, театральностью переживаний, склонностью к рисовке, позерству. Хорошо развита эмпатия. Социальные контакты хотя и обширны, но поверхностны и неустойчивы, поддерживаются до тех пор, пока подкрепляют эгоцентрическую ориентацию.[6]

Существуют и множество других классификаций типов характера. Однако следует отметить, что существует множество людей (а это, по подсчётам специалистов, около 50%), которых нельзя отнести ни к какому определённому типу. Очень часто у одного и того же человека оказываются достаточно развитыми самые разные черты характера. Именно поэтому, следует всегда помнить об индивидуальности характера каждого человека.

Формирование характера

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми, особенно с родителями. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.

   Хотя характер  и начинает формироваться с  первых месяцев, тем не менее  выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от 2-3 до 9-10 лет. В этот период дети открыты для почти любого воздействий со стороны. Они с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всём.

Ребенок и перенимает стиль общения, и пытается приспособиться к нему, что в свою очередь тоже влияет на становление характера. Принято считать, что то, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей. Однако это и так, и не так. Ребенок не просто перенимает стили общения, он их критикует по-своему. Чем взрослее ребенок и чем более развит его интеллект и чем охотнее он пользуется возможностями своего разума, тем в большей степени он проявляет критичность. Именно поэтому в ядро характера всегда включается отношение человека к истине. Пытливость ума ребенка не может не наложить отпечаток на формирование его характера.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как например доброта, отзывчивость, общительность и им противоположные. Эти качества формируются ещё в дошкольном возрасте.

Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера. При малых требованиях ребёнок будет расти избалованным, при высоких – будет подавляться его воля, он вырастит слабохарактерным и безвольным.

В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить активной социальной жизнью, увеличивается число его контактов, повышаются требования к ребёнку, его начинают часто сравнивать с другими детьми. Именно поэтому в начальной школе формируется такой важный аспект характера как самооценка, само отношение, а также качества, проявляющиеся в труде: трудолюбие, аккуратность, пунктуальность и т.д.

В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток учится управлять собой, своей жизнью. Он пробует себя в новых видах деятельности, пытается найти свой «путь» в жизни. Став достаточно самостоятельным, учится отстаивать свои интересы. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые чаще всего остаются неизменными на протяжении всей оставшейся жизни.

Считается, что к окончанию школы, характер человека уже практически всецело сформирован, и его дальнейшие изменения уже мало изменяют общую «картину» характера.

Самые большие изменения в характере после окончания школы происходят в первые годы начала трудовой деятельности.

Однако важно отметить, что характер формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Именно поэтому, ближайшее социальное окружение, события, происходящие в жизни индивида, постоянно влияют на трансформацию его характера.[7]

Так как характер является изменчивым, его можно воспитывать. Анализ своего поведения, мыслей, чувств заставляет человека задумываться над тем, правильно ли он себя ведёт, правильно ли живёт и т.д. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно бОльших успехов в жизни, чем люди, которые не склонны к самоанализу и самокоррекции.

Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от которых бы он хотел избавиться или, наоборот, которые хотел бы выработать у себя. Неоценимую помощь в воспитании характера оказывают старшие, поэтому большинство людей стремится найти себе хорошего наставника.

Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон:

- социальное окружение;

- художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей);

- кино и СМИ;

- господствующая идеология в обществе [7].

Таким образом, можно выделить следующие основные периоды формирования характера

    • Первые месяцы жизни;
    • Дошкольный период;
    • Младший школьный период;
    • Подростковый период;
    • Юношеский период;
    • Первые годы трудовой деятельности.

Заключение

Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. В переводе с греческого языка слово «характер» означает «печать», «оттиск», то есть – отчётливо выраженную определённость, типичность в поведении отдельно взятого человека.

Характер не является застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека. Формируясь в  социальных условиях, испытывая влияния  требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях  связан с генетическими особенностями  индивида, типом его высшей нервной  деятельности (т.е. темпераментом). Однако из генетического  арсенала индивид черпает лишь то, что является необходимым для разрешения его жизненных задач.

Особенно большое влияние на содержательную сторону характера оказывает дошкольный и школьный период жизни человека, его контакты с родителями, взрослыми, сверстниками, а так же социальная среда, в которой он растёт.

Характер индивида имеет большое значение в построении межличностных отношений в коллективе. Знание слабых и сильных сторон своего характера позволяют человеку избежать конфликтов и стрессовых ситуаций, помочь более органично организовать свою жизнь и профессиональную деятельность.

Характер, несмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человек способен подняться над своим характером, способен изменить его.

Одна древнеиндийская пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». В этих словах раскрывается смысл неоценимого влияния характера человека на его судьбу. Из поступков складываются наши привычки, из привычек характер, а из характера - вся наша жизнь. Помня об этом, каждый из нас сможет сотворить ту судьбу, которую сам себе выберет.

Список литературы:

    1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990 г – C. 336-342.
    2. Белоусиков Ю. Что такое личность?, [Электронный ресурс] - http://elhow.ru/psihologija/psihologicheskie-ponjatija/chto-takoe-lichnost
    3. Богословский В. В. Общая психология. – М.: Просвещение, 1981.
    4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
    5. Леонгард К. Акцентирование личности. – М., 1982.
    6. Личко А.Е. Психопатии и акцентирование характера. – Л., 1983.
    7. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, СПб: изд. Питер, 2005.
    8. Манолова О.Н. Количественная оценка черт характера человека, [Электронный ресурс] - http://ria-stk.ru/mi/adetail.php?ID=8859
    9. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. – М.: ИП РАН, 2005.
    10. Нагибина Н.Л. Психология типов. Системный подход. Психодиагностические методики. М.: Институт молодежи. 2000. Ч. 1.
    11. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии. – 5-е. – М.: ВЛАДОС, 2007.
    12. Окутин О. Л., Окутина Г. Ю., Бутусова М. И. К вопросу о преподавании типологий темпераментов в курсе общей психологии // Экспериментальная психология, 2011, том 4, № 2, с. 125–129
    13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – 4-е. – СПб: Питер, 2003.
    14. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1961.
    15. Шапарь В.Б Новейший психологический словарь. – 3-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Информация о работе Психология личности. Характер и его свойства