Психология личности управленца или зачем мне нужна психология и педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:02, контрольная работа

Краткое описание

Психология личности менеджера, как и вообще психологический аспект управления, возможно, является самой сложной и неоднозначной темой, однако она может считаться одной из самых важных для понимания природы и менеджера и менеджмента.
Личность как источник психологических ресурсов
Психологические ресурсы менеджера включают стиль делового поведения и связанный с ним способ мышления. Они могут быть описаны набором устойчивых характеристик, внешнее проявление которых легко обнаружить при анализе практической деятельности менеджера. Этот набор включает такие характеристики как компетентность, работоспособность, деловитость, организованность, деловую ответственность, готовность к рискам, способность к системному мышлению, лояльность и конформизм.

Содержание

1.Вступление
1.1.Личность как источник психологических ресурсов
1.2.Личность: направленность, устойчивость, структура, источники
2.Психология личности управленца
2.1Общие деловые характеристики
2.1.1.Компетентность
2.1.2.Деловитость
2.1.3.Работоспособность
2.1.4.Организованность
2.2.Специфические управленческие характеристики
2.2.1.Деловая ответственность
2.2.2.Готовность к рискам
2.2.3.Системное мышление
2.2.4.Лояльность и конформизм менеджера
3.Зачем мне нужна психология и педагогика
3.1.Самоидентификация менеджера
3.1.1.Самоидентификация вообще и самоидентификация менеджера в частности
3.1.2.Фазы самоидентификации
3.2.К психологическим ресурсам через самоидентификацию
4.Вывод

Вложенные файлы: 1 файл

Психология личности управленца или зачем мне нужна психология и педагогика..doc

— 81.00 Кб (Скачать файл)

Управленец, обладающий системным мышлением, способен в  отношении предоставленных ему  средств найти такую комбинацию связей и отношений, которые позволят превратить их в систему, в результате функционирования которой будет достигнут результат, удовлетворяющую заданным требованиям качества.

Лояльность и конформизм менеджера

ЛОЯЛЬНОСТЬ — 1). Верность действующим законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя). 2). Корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо. ЛОЯЛЬНЫЙ, держащийся формально в пределах законности, в пределах благожелательно-нейтрального отношения к кому-нибудь или чему-нибудь.

Лояльность — это  личный капитал менеджера, который  накапливается и подтверждается им в течении всей карьеры. Даже однократное  нарушение лояльности наносит существенный ущерб этому капиталу, и очень  часто, как показывает практика, приводит к его полной потере, которая не может быть восстановлена до прежнего уровня.

Но вообще, нелояльность менеджеров может рассматриваться  как нормальное общественное явление, а требования со стороны иерархии к лояльности менеджеров не должны быть абсолютными, они всего лишь должны соответствовать возможному ущербу от ее нарушения: чем выше ущерб от нелояльных действий менеджера, тем выше требования к его лояльности

Таким образом, далее  мы можно исходить из того, что лояльный менеджер — это руководитель, осознанно  и добровольно подчиняющийся  внутренним правилам иерархии, если выразиться чуть точнее: принимающий и соблюдающий корпоративную систему ценностей и целевых установок.

Легко понять, что  система ценностей иерархии не только более инерционна, но и в принципе не может изменяться под каждого  из своих менеджеров. Единственная реальная возможность согласовать ценности иерархии и менеджера состоит в том, что менеджер осознанно изменяет собственную систему ценностей, адаптируя ее под требования иерархии, или временно принимает эту систему, нейтрализуя на некоторый период собственные представления «о счастье». Возможно, что только благодаря культуре осознанного подчинения и культуре лояльности, установившимся в обществе, становится возможным согласовать эти системы.

Таким образом, напрашивается  вывод: способность к осознанному  приспособлению ценностных и целевых установок личности или к их временной нейтрализации в ответ на требования управленческой иерархии представляет собой еще одну характеристику личности менеджера, которую можно определить как конформизм менеджера.

КОНФОРМИЗМ (от позднелатинского conformis - подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

Зачем мне нужна  психология и педагогика

Психология (от греч. psyche — душа, logos — учение) — наука, изучающая субъективные аспекты  поведения человека и животных. Она  позволяет познать самого себя и  человечество в целом. В данном случае с помощью психологии можно увидеть какими моральными и психологическими качествами должен обладать управленец, а если их нужно развить в этом могут помочь различные приемы. А как это сделать учит педагогика.

Педагогика — наука  о воспитании, обучении и образовании  человека.

Самоидентификация менеджера

Целенаправленное  формирование психологических качеств  менеджера становится возможным  лишь в результате осознанного выбора самой личности. Такой выбор менеджер делает не только в момент начала карьеры  руководителя, но подтверждает его непрерывно в процессе всей своей деятельности, такой процесс называется самоидентификацией менеджера.

Самоидентификация вообще и самоидентификация менеджера  в частности

Термин “самоидентификация”  хорошо известен и широко применяется  в философии, психологии, социологии, политологии и других отраслях знаний. Если учесть, что “идентификация” представляет собой признание тождественности, соответствия, схожести одного объекта с другим, то “самоидентификация” означает тот же самый процесс, непосредственно выполняемый субъектом по отношению к самому себе. С позиции философии именно способность к инициализации и проявлению деятельностной активности (в данном случае — к самоидентификации) является свойством не объекта, а субъекта. Самоидентификация есть процесс, в ходе которого субъект отождествляет самого себя с другим объектом (или проводит автоотождествление).

В спектре субъектов  самоидентификации вполне конкретное место занимает личность: под самоидентификацией личности понимают самоотождествление личности с определенной социальной группой, типом, образом. Простейшими примерами самоидентификации личности могут служить такие выражения: «Я — глава семьи», «Я — классный специалист».

Самоидентификация в  начале карьеры приводит к тому, что врожденные управленческие возможности личности и ее врожденные неосознанные потребности руководить другими людьми будут преобразованы в психологические ресурсы менеджера, и таким образом реализованы в процессе практической управленческой деятельности.

Самоидентификация в процессе карьеры позволяет руководителю осуществлять непрерывный мониторинг собственных ресурсов, оценивать их сильные и слабые стороны, в результате этих действий создаются условия для формирования (пересмотра) личных целей, планирования стратегии карьеры, и, как следствие, для модификации стиля делового поведения и способа мышления.

Фазы самоидентификации

Есть четыре типовые  фазы самоидентификации управленца (но не формы, поскольку конкретные формы, которые принимает та или  иная фаза самореализации, зависят от множества условий). Совсем необязательно, что менеджер должен пройти все эти фазы последовательно, более того: на разных этапах карьеры фазы могут повторяться.

1.Предкарьерная самоидентификация  протекает в форме первого  осознанного желания быть менеджером и руководить людьми. Этот процесс необязательно должен протекать в юношеском возрастом, выбор карьеры руководителя может быть сделан на любом жизненном этапе.

2.Самоидентификация  карьерного скачка связана с  осознанием личности готовности  и желания карьерного продвижения. Конечно, карьерный скачок менеджера внешне может выглядеть как результат удачного стечения обстоятельств, однако, как правило, именно такая самоидентификация руководителя стимулирует создание подобных обстоятельств.

3.Самоидентификация продолжения карьеры характерна для этапов, когда менеджер находится в состоянии относительного удовлетворения условиями своей работы и не ощущает в данный момент потребности карьерного скачка.

4.Фаза самоидентификации  завершения карьеры проходит  на этапе, когда менеджер осознает желание или даже готовность завершить карьеру руководителя. Такое желание может быть вызвано разными обстоятельствами и совсем необязательно является следствием преклонного возраста.

К психологическим  ресурсам через самоидентификацию

Механизм самоидентификации  позволяет включить канал сознательного  управления личностью процессами формирования приобретенных свойств. В этот канал  включен механизм самоидентификации, что, собственно, и позволяет сделать  процесс формирования управляемым. В отличие от первого канала, здесь участвует осознанная воля менеджера, направленная на формирование вполне определенных качеств (деловитость, ответственность, лояльность и прочее).

Предложенная ниже модель позволяет сделать несложные  выводы относительно роли врожденных и приобретенных качеств личности, которые они играют в процессе выбора и развития карьеры менеджера:

- если личность  не способна или ограниченно  способна к управленческой самоидентификации,  то ее психологические ресурсы  (речь идет только об управленческих ресурсах) формируются главным образом в процессе естественно - стихийного взаимодействия врожденных, приобретенных и внешних факторов. Психологические ресурсы естественного происхождения в большей степени основываются на здравом смысле и общественных традициях. Они эффективно используются во внутрисемейном менеджменте и на самых нижних уровнях управленческих иерархий;

- если личность  способна к осознанной управленческой  самоидентификации, то процесс  формирования ее психологических ресурсов становится управляемым. Значение самоидентификации возрастает по мере роста позиции менеджера, расширения его прав и ответственности. Способность к устойчивой глубокой самоидентификации, в сочетании с соответствующими природными задатками и благоприятным стечением внешних условий приводит личность к самым верхним позициям самых крупных управленческих иерархий.

Вывод

Развитие личности происходит в процессе непрерывного взаимодействия двух подсистем (подсистема врожденных качеств и свойств, и  подсистема приобретенных качеств и свойств) а также в условиях воздействия факторов внешней среды, включая, в первую очередь, социум и экологию.

Во внешнем мире менеджер как личность представлен  приобретенными качествами и свойствами, входящими во вторую подсистему. Формирование приобретенных качеств и свойств личности в общем случае происходит под воздействием подсистемы врожденных характеристик и факторов внешней среды. Такое влияние практически не зависит от воли и действий самой личности.

1.Психологические ресурсы менеджера включают систему психологических характеристик (качеств личности), которые устойчиво проявляются не только в стиле поведения руководителя в процессе делового общения, но и в стиле его мышления, в индивидуальных особенностях принятия и реализации решений, поиска управленческих схем и др.

2.Психологические  характеристики включают общие  деловые характеристики (компетентность, деловитость, работоспособность  и организованность), специфические  управленческие характеристики (ответственность,  готовность к рискам, системное мышление, лояльность и конформизм), а также дополнительные характеристики, состав которых может зависеть от позиции менеджера в иерархии и от ее особенностей.

3.Значимость практически  всех психологических качеств  менеджера возрастает по мере роста объема его прав и ответственности. Личную ответственность, лояльность и конформизм можно считать наиболее значимыми универсальными качествами менеджера, поскольку дефицит именно этих качеств способен нанести наибольший ущерб и иерархии и менеджеру.

4.Самоидентификацией  менеджера называется самоотождествление  личности с субъектом внутрифирменного  менеджмента. Существо самоидентификации  составляет самоанализ, в ходе  которого личность осознанно  идентифицирует свои возможности  и потребности как управленческие и делает выбор в пользу начала карьеры или очередного продвижения по карьере руководителя, и составляет.

5.Самоидентификация  представляет собой как непрерывный  процесс, сопровождающий управленческую  деятельность, начиная от выбора  личностью карьеры руководителя до ее завершения. В этом процессе может быть ряд типовых фаз самоидентификации, которые в течение карьеры приходится в той или иной форме проходит большинство руководителей.

6.Психологические  ресурсы формируются в процессе  взаимодействия врожденных, приобретенных и внешних факторов. Если личность способна к осознанной управленческой самоидентификации, то процесс формирования ее ресурсов становится управляемым. Значение самоидентификации возрастает по мере роста позиции менеджера, расширения его прав и ответственности. Способность к устойчивой глубокой самоидентификации, в сочетании с соответствующими природными задатками и благоприятным стечением внешних условий приводит личность к самым верхним позициям самых крупных управленческих иерархий.

Если исходить из того, что самоидентификация есть непрерывный  процесс, который в той или  иной форме реализуется самим  менеджером в течение всей практической деятельности, и фактически является инструментом построения карьеры, то можно  сделать следующее обобщение: управленческая самоидентификация является непрерывной функцией менеджера. Способность к реализации этой функции является важнейшим условием формирования менеджером психологических управленческих ресурсов.

В зависимости от активности, с которой менеджер реализует функцию самоидентификации, его собственная карьера является результатом планомерных действий, а не волей случая.

Список использованной литературы

ГИЧАН И.С. Основы психологии и педагогики: Конспект лекций. - К.: КМУГА, 1998. - 90 с.

ГИЧАН И.С. Психология делового общения. Конспект лекций.-К.: КМУГА, 1996.- 64 с.

ГИЧАН И.С. Психология профессионального становления  специалиста: Учебное пособие. - К.: КИИГА, 1989. - 82 с.

ПСИХОЛОГІЧНИЙ словник / Під ред. В.І.Войтко. - К.: Вища  школа, 1982. - 215 с. 

1.Гичан И.С. Основы  психологии и педагогики. – К.: КМУГА, 1998. –108 с

Информация о работе Психология личности управленца или зачем мне нужна психология и педагогика