Психология малой группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что вопрос групп, в которые объединяются люди в процессе своей жизнедеятельности, — важнейший вопрос не только социальной психологии, но и социологии. Реальность общественных отношений всегда дана как реальность отношений между социальными группами, поэтому для социологического анализа крайне важным и принципиальным вопросом является вопрос о том, по какому критерию следует вычленять группы из того многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. МАЛАЯ ГРУППА В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ………………….6
1.1. Понятие и виды малых групп……………………………………………………………………….6
1.2. Структура……………………………………………………………………………………………….11
1.3. Взаимодействие индивида и малой группы…………………………………………….14
ГЛАВА II. Социально-психологические аспекты развития группы…20
2.1.Развитие малой группы…………………………………………………………………………………20
2.2. Групповая сплоченность…………………………………………………………………..26
2.3. Новые подходы к развитию группы…………………………………………………………….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ………………………………………………………………………………………32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВА готовая.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)

Референтность малой группы — значимость групповых ценностей, норм, оценок для индивида. Основными  функциями референтной группы являются: сравнительная и нормативная (предоставление индивиду возможности соотносить свои мнения и поведение с принятыми  в группе и оценивать их с точки  зрения соответствия групповым нормам и ценностям).

С практической точки зрения особый интерес представляют группы социально-психологического тренинга и психокоррекционные группы — временные  группы, специально создаваемые для  формирования навыков эффективного общения, взаимопонимания и решения  психологических проблем под  руководством практического психолога-тренера (Рудестам К., 1997).

Системный подход в исследовании психологии малых групп и коллективов  предполагает анализ многообразия связей и отношений в малых группах, которые должны рассматриваться  одновременно и как субъекты совместной деятельности, и как субъекты общения  и межличностных отношений (6).

Основными параметрами малой  группы, необходимыми для ее качественной характеристики в социально-психологическом  исследовании, являются композиция и  структура группы. Композиция группы — это совокупность индивидуальных особенностей членов группы, значимых для ее характеристики как целого. Выбор параметров, характеризующих  композицию группы, во многом определяется конкретными задачами исследования. Наиболее часто выделяются и указываются  соотношения членов группы по таким  особенностям как пол, возраст, образование, национальная принадлежность, социальное положение. Все перечисленные признаки чрезвычайно важны с точки  зрения социально-психологических  особенностей группы, например, группы, различающиеся по возрасту входящих в них индивидов (детские, юношеские  и взрослые), имеют существенные особенности по всем психологическим  характеристикам.

1.2.Структура малой группы: социометрическая, коммуникативная, структура власти и влияния.

Структура малой группы - это совокупность связей, складывающихся в ней между индивидами.

Основными сферами активности индивидов в малых группах  является совместная деятельность и  общение. Поэтому при исследовании малых групп наиболее часто выделяют структуру связей и отношений, порожденных  совместной деятельностью (функциональных, организационных, формально-статусных) и структуру связей, порожденных  общением и межличностными отношениями (структура эмоциональных отношений - симпатии, антипатии; ролевая структура, неформально-статусная структура).

При исследовании формальных групп и организаций принято  выделять формальную и неформальную структуры групп.

Формальная, или официальная, структура - совокупность связей между  индивидами, определенных формальными  предписаниями (должностные инструкции, официальная структура организации).

Неформальная структура - совокупность реально складывающихся деловых и эмоциональных отношений  в группе.

Для изучения неформальной структуры малой группы используют метод социометрии (13).

Социометрическая структура  малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых  взаимными предпочтениями и отвержениями по результатам социометрических опросов. В основе этой структуры группы лежат  эмоциональные отношения симпатии и антипатии, межличностной привлекательности. В зависимости от оценок, полученных при опросах, индивид может быть отнесен к нескольким категориям: аутсайдер, изолированный, привлекательный и др.

Основными характеристиками социометрической структуры малой  группы являются:

1.Социометрический статус  членов группы, т.е. положение,  которое они занимают в системе  межличностных выборов и отвержений.

2. Характеристики взаимных  предпочтений и отклонений.

3. Наличие микрогрупп, члены  которых связанны отношениями  взаимных предпочтений, и характер  отношений между ними.

4. Относительное число  взаимных предпочтений (так называемая  социометрическая сплоченность  группы).

Графическое отображение  структуры межличностных выборов  и отвержений в группе называется социограммой.

Коммуникативная структура  малой группы - это совокупность связей между ее членами, характеризуемых  процессами приема и передачи информации, циркулирующей в группе.

Основными характеристиками коммуникативной структуры группы являются:

1. Положение, которое занимают  члены группы в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче  информации).

2.Частота и устойчивость  коммуникативных связей в группе.

3.Тип коммуникативных  связей между членами группы (централизованные  или децентрализованные "коммуникативные  сети").

А. Централизованные: фронтальная, радиальная, иерархическая;

Б. Децентрализованные: цепная, круговая, полная.

В группах с централизованными  коммуникативными структурами прием  и передача информации через одного индивида, занимающего центральную  позицию. Это способствует повышению  управляемости группы и более  быстрому решению простых задач.

В группах с децентрализованными  коммуникативными структурами участие  индивидов в коммуникативном  процессе распределено более равномерно. Такие группы успешнее решают сложные  и творческие задачи, в них выше удовлетворенность индивидов членством  в группе.

Ролевая структура малой  группы - это совокупность связей и  отношений между индивидами, характеризуемых  распределением между ними групповых  ролей, т.е. типичных способов поведения.

1.3. Взаимодействие индивида и малой группы

Основные феномены взаимодействия. Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной  стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных  теми воздействиями, влияниями, которые  оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки  и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей  влияния индивида на групповые психологические  явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.

Первые экспериментальные  исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия  группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов  индивида и его поведение (16). Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility— облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов. Последующие исследования (8) позволили сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. В экспериментах американских социальных психологов (19) получены данные, говорящие о феномене т.н. «социальной лености» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника. Однако, по мнению самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов (10).

Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило  Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие  выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической  деятельности.

Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности  мнений и оценок в условиях группового взаимодействия. Экспериментальные  исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при  высокой определенности и малой  сложности перцептивных задач в  группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точность восприятия в группе снижается, а  конвергенция оценок увеличивается. В  классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм. В ходе исследования с использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте) М Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемых. Эти эксперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления и конформизма.

Конформизм и групповое  давление. Дальнейшие исследования влияния  малой группы на протекание психических  явлений и поведение индивида связаны с изучением феномена конформизма (от лат. conformis — подобный) Явление конформизма было открыто  американским психологом С. Ашем в 1951 г. В его знаменитых экспериментах  с подставной группой перед испытуемыми  ставилась задача сравнения и  оценки длины линий, изображенных на предъявляемых карточках. В контрольных  опытах при индивидуальном выполнении задания оно не вызывало у испытуемых каких-либо трудностей. В ходе эксперимента все участники, кроме одного («наивного  субъекта»), по предварительной договоренности с экспериментатором давали заведомо неправильный ответ. «Наивный субъект» не знал о сговоре и выполнял задание  последним. В экспериментах С.Аша  было обнаружено, что около 30% испытуемых давали вслед за группой ошибочные  ответы, т.е. демонстрировали конформное поведение. После окончания экспериментов  с его участниками проводилось  интервью с целью выяснения их субъективных переживаний. Большинство  опрошенных отмечали значительное психологическое  давление, которое оказывает мнение большинства группы.

В дальнейшем эксперименты с подставной группой неоднократно воспроизводились в различных модификациях (3).При этом было обнаружено, что за внешне сходным «конформным» поведением могут скрываться принципиально различные по психологическим механизмам его варианты. Одни из испытуемых, давших неправильный ответ, были искренне убеждены в том, что решили задачу правильно. Такое поведение можно объяснить эффектом группового внушения, при котором воздействие группы происходит на неосознаваемом уровне. Другие испытуемые отмечали, что они были не согласны с мнением группы, но не хотели открыто высказывать свое мнение, чтобы не вступать в открытую конфронтацию. В данном случае можно говорить о внешнем конформизме или приспособлении. Наконец, представители третьей группы «конформистов» говорили о том, что у них возникал сильный внутренний конфликт, связанный с расхождением своею мнения и мнения группы, но они делали выбор в пользу группы и были убеждены в правильности группового мнения. Этот тип поведения впоследствии стал обозначаться как внутренняя конформность или собственно конформность. «Конформность констатируется там и тогда,— отмечает Г.М.Андреева,— где и когда фиксируется наличие конфликта между мнением индивида и мнением группы и преодоление этого конфликта в пользу группы» (1).

На степень выраженности конформизма оказывают влияние  следующие факторы: пол индивида (женщины в целом более конформны, чем мужчины), возраст (конформное поведение  чаще проявляется в молодом и  старческом возрасте), социальный статус (люди с более высоким статусом менее подвержены групповому давлению), психическое и физическое состояние (плохое самочувствие, усталость, психическая  напряженность усиливают проявление конформности). (10).

Исследования показали, что  степень конформности зависит от численности группы. Вероятность  конформности возрастает с увеличением  численности группы и достигает  максимума в присутствии 5-8 человек (4). Конформизм как явление следует отличать от конформности как личностного качества, которое проявляется в тенденции демонстрировать сильную зависимость от группового давления в различных ситуациях. Ситуационный конформизм, напротив, связан с проявлением высокой зависимости от группы в конкретных ситуациях. Конформизм тесно связан со значимостью ситуации, в которой осуществляется воздействие группы на индивида, и со значимостью (референтностью) группы для индивида и степенью групповой сплоченности. Чем выше степень выраженности этих характеристик, тем выраженнее эффект группового давления. Феномен негативизма личности по отношению к группе, т.е. выраженное постоянное сопротивление группе и противопоставление себя группе, является не противоположностью конформизма, а частным проявлением зависимости от группы. Противоположностью конформизму является самостоятельность индивида, независимость его установок и поведения от группы, устойчивость к групповому воздействию.

Влияние меньшинства. В исследовании конформизма проблема группового давления ставится и решается как проблема влияния большинства членов группы на поведение отдельных индивидов  или меньшинства. При этом основное внимание исследователей уделяется  проблеме нормативного давления группы на индивида и приспособления индивида к групповым нормам. Однако в реальной жизни проявляются и противоположные  феномены, связанные с влиянием меньшинства  на изменение группового мнения, групповых  норм и группового поведения. Они  стали предметом исследования С.Московичи  и его сотрудников.

В этих экспериментах испытуемым (группе из 6 человек) предлагали вслух  определять цвет и интенсивность  окраски проецируемых на экран диапозитивов. Двое членов группы («подставные лица») в течение всего эксперимента называли синий цвет слайдов зеленым. По результатам эксперимента было зафиксировано  влияние оценок, даваемых меньшинством, на оценки остальных членов группы, В группе «неосведомленных испытуемых»  было зафиксировано 8% ответов, совпадающих  с оценками «подставной группы» (в контрольных группах ошибок в оценке цвета практически не наблюдалось). Кроме того, в последующих  тестах, когда испытуемым предъявлялся последовательный ряд оттенков между  синим и зеленым цветами, в  экспериментальной группе испытуемые чаще воспринимали предъявляемый им цвет как зеленый, чем в контрольной группе, члены которой не контактировали с подставным меньшинством. При этом наиболее часто отмечали зеленый цвет те испытуемые, которые во время эксперимента наиболее энергично сопротивлялись мнению меньшинства.

Информация о работе Психология малой группы